Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
методическая разработка по английскому языку

В данной разработке рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать на уроках английского языка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Веневский центр образования № 1»

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Доклад на РМО

Выполнила

Гаазе Л. В.

учитель английского языка

2021

В современном мире тема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся является приоритетным направлением развития образовательной системы школы. Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения будет способствовать формированию представлений о здоровьесбережении, и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания, т.к. на уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана ещё и спецификой предмета: ученики должны усвоить много нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, фонетические навыки). Необходимо также отметить, что без прочного сохранения приобретенных знаний изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает нужного эффекта. Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка используются для более эффективного достижения образовательных, развивающих, воспитательных целей и задач.

Успешность применения на уроке здоровьесберегающих технологий зависит от:

  • учета физиологических особенностей детей (возраст и уровень группы);
  • того, какой по счету урок.
  • правильной организации урока. Следует строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ (индивидуальная работа, чтение, письмо, аудирование, ответы на вопросы, творческие задания и т.д.).
  • физкультминутки;
  • смены видов активности, наличие соревновательных моментов.
  • учета психологических особенностей детей.
  • речевых и фонетических разминок;
  • учета индивидуальных особенностей учеников (применение дифференцированного обучения);
  • гигиенических условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, расположение парт).

Речевые и фонетические разминки хороши для начала урока, отлично настраивают детей на рабочую атмосферу. Примеры разминок:

Скороговорки. Развивают правильную артикуляцию звуков иностранного языка.

1. How many cookies could a good cook cook
If a good cook could cook cookies?
A good cook could cook as much cookies
As a good cook who could cook cookies.

2. Why do you cry Willy?
Why do you cry?
Why Willy? Why Willy?
Why Willy? Why?

3. A box of biscuits,
a box of mixed biscuits,
and a biscuit mixer.

Физкультминутки – это динамические паузы, которые снимают напряжение общей моторики. В начальной школе это зарядки, с использованием различного вида движений, рифмовок, песен, танцев. Например:

1.
Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.
Stamp, stamp, stamp your feet,
Stamp your feet together.
Turn, turn, turn around,
Turn around together.
Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.
Touch your shoulders,
Touch your nose,
Touch your ears
Touch your toes.
Raise your hands
High up in the air,
To the sides
On your hair.

2.
Stand up! Clap! Clap!
Arms up! Clap! Clap!
Step! Step! Arms down!
Clap! Clap! Please, sit down!

Можно подбирать динамические паузы с лексикой, изучаемой в данный момент на уроке, чтобы еще раз повторить и проговорить новые слова (“Weather”, “Fruit”, “What can you do?”, “Daily routine”, “Animals” и т.д.). Например:

Head and shoulders,
Knees and toes,
Knees and toes,
Knees and toes,
Head and shoulders,
Knees and toys,
Eyes, ears, mouth and nose.

Пальчиковые игры снимают нервно-психическое напряжение, напряжение, напряжение в руках, скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. С помощью пальчиковых игр можно вводить новые лексические единицы, отрабатывать фонетику и речевые образцы. Например:

Family
This is the father, so strong and stout,
This is the mother with children all about,
This is the brother so tall you see,
This is the sister with her dolly on her knee,
This is the baby still to grow,
And this is the family, all in row.

Ten little boys can stand up straight,
Ten little boys can make a gate,
Ten little boys can make a ring,
Ten little boys can bow to the king,
Ten little boys can dance all the day,
Ten little boys can now hide away.

Поскольку количество учащихся с ухудшающимся зрением растет, необходимо проводить разрядку в виде упражнений для глаз. Например:

Look left, right
Look up, look down
Look around.
Look at your nose
Look at that rose
Close your eyes
Open, wink and smile.
Your eyes are happy again

Все дети без исключения, как правило, приступают к изучению иностранного языка с большим желанием. Необходимо поддержать и закрепить этот интерес и стремление учащихся к овладению языком. В этом помогают игры. И в начальной школе, и в старших классах учащиеся охотно играют. Грамотно подобранная игра помогает ребенку легче усвоить знания, психологически раскрепоститься, не бояться сделать ошибку, а также сделать урок ярче, а также выполнять образовательные задачи. Игра приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навыки общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения. При этом материал должен быть доступным и интересным, важным для учеников на данном этапе их физического и психического развития. Использование подвижных игр способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных и языковых способностей.
На уроках можно использовать игрушки, наглядные материалы (карточки, плакаты, карты, презентации). Например:

  • игра-пантомима (miming)

При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером), изобразить вид транспорта, животное и т.д.; при изучении темы «My pet» изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами; при изучении темы «My day» изобразить действия, которые совершаются обычно в течение дня; при изучении цифр используются считалки, дети встают в круг вместе с учителем;

  • игры с небольшим мячиком используются при изучении алфавита, цифр, названий цветов;
  • лото при изучении цифр;
  • bingo при изучении существительных и простых глаголов;
  • игра «Снежный ком»;
  • Разыгрывание диалогов. При этом дети часто меняют голос, имя, возраст, жестикулируют;
  • пальчиковые игры при изучении и повторении лексики (например, в пакете лежат игрушки. Ребенок не глядя нащупывает игрушку, называет ее по-английски, а потом вытаскивает и проверяет;
  • “Картинки”. Ребятам предлагается серия простых картинок, которые необходимо расположить в правильной последовательности и составить по ним рассказ.

Привитие детям правил гигиены и здорового образа жизни происходит и при изучении языкового материала, например, темы «Рабочий день», в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья. Изучая тему «Продукты» дети знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов и т.д.

В старшем звене большую помощь учителю в решении данной задачи (формирование ЗОЖ на уроке, поддержание интереса к предмету) оказывают современные УМК. В учебниках есть много тем, связанных с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка. Они помогают учащимся узнать как вести здоровый образ жизни; здесь содержится информация о вредных и полезных для здоровья привычках, о том, как в других странах мира люди сохраняют свою форму, чем отличаются русские в своих привычках в отношении здоровья от других народов, о питании, диете и т.д. (“Здоровое питание”, “Еда”, “Спорт”, “Проблемы экологии”, «Как всегда быть в форме» «Проблемы молодежи» и т.д.). Учащиеся разбирают тексты по проблемам, обсуждают их в диалогах, группах, проводят пресс - конференции, готовят проекты по этим темам, доклады и рефераты, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей. Ролевые игры в старшей школе позволяют отработать сложные грамматические структуры в ситуациях максимально приближенных к жизни, что снимает интеллектуальное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому языку, способствуют развитию мыслительной деятельности, умения переноса знаний в новую ситуацию.

Прослушивание песни также является эффективным способом снятия напряжения. Песня не только снижает утомляемость за счет хорошего настроения, но и формирует фонетические, лексические и грамматические навыки, активизирует функции дыхательного и голосового аппаратов, развивает музыкальный слух и память. Во время исполнения песен в начальной школе дети выполняют движения, соответствующие тому, о чем они поют. В старших классах (например, при обсуждении темы «Свободное времяпрепровождение», «Музыка») учащиеся с удовольствием исполняют песни в разных жанрах, часто караоке на английском языке. В УМК English 2-11 Кузовлев, Лапа, Перегудова можно найти песни на самые разные темы. В качестве физкультминутки можно предложить ребятам выполнять движения под музыку.

Также к здоровьесберегающим технологиям можно отнести:

  • технологию уровневой дифференциации;
  • технологию проектного обучения.

Индивидуально-дифференцированная технология позволяет работать с трудными детьми, помогать слабым учащимся, не забывая уделять внимание сильным. Распределение на уроке учебного материала, использование карточек с индивидуальными заданиями при работе с текстом, различными разговорными ситуациями при обучении диалогической и монологической речи, выполнение разноуровневых грамматических упражнений, дает возможность сильным ученикам углубить и расширить знания по языку, повышает уровень их мотивации. У слабоуспевающих учеников снимается чувство дискомфорта на уроке, страха перед плохой оценкой. Важно дать такое задание, чтобы все могли проявить себя.

Никогда все новые лексические единицы по одной теме не даются одновременно. Например,

  • тема «Цвета», сначала вводятся базовые: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый. А затем постепенно остальные – серый, розовый и т.д.
  • Кроссворд можно дать со словами – подсказками (какие слова зашифрованы), а можно и без.
  • Работа с текстом: задание на выбор правильного варианта, либо подобрать определения к выделенным в тексте словам.
  • Грамматика: задание на выбор правильной формы, либо поставить глагол в нужную форму.
  • Прочитай диалог/текст и ответь на вопросы, которые посильны и интересны тебе (предлагается ряд вопросов с целью проверки понимания текста) и т.д.

Целью использования данной технологии проектного обучения является формирование личностного отношения учащихся к знаниям, получаемым по иностранному языку, а также показать связь с другими предметами. Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучению какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. В практически каждом УМК имеются небольшие творческие проекты, которые обучающиеся выполняют индивидуально. Подобные задания дают всем детям возможность получить хорошие отметки и проявить свою индивидуальность, творческие способности. Высокая оценка является дополнительным положительным стимулом к дальнейшей работе.

Примеры проектов

  • в начальной школе: азбука, загадка о животном, книга о друге, меню, письмо Деду Морозу.
  • в средней школе: моя идеальная комната, семейное древо, рекламный буклет, здоровое питание, достопримечательности Лондона.
  • старшей школе: проблемы молодежи (проблемы отцов и детей), экология, выбор профессии, как всегда быть в форме и т.д.

Использование данных способов и приёмов на уроках дает возможность успешно интегрировать учебный процесс с активной динамической нагрузкой. Использование здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка (смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов) повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка, повышается качество образования по предмету, укрепляет и сохраняет здоровье школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В данном материале рассматриваются разные способы применения данной технологии на уроках иностранного языка....

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.    Здоровье человека —  достаточно актуаль­ная тема для разговора  для всех времен и народов, а в XXI веке он...

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому, одной из приоритетных задач образован...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка. Работа составлена на основе УМК Кузоовлева В. П. , но, без всякого сомнения, может использоваться и при работе с другими УМК....

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка.Из опыта работы.

В настоящей работе автор представляет систему работы по технологии здоровьясбережения на уроках немецкого и английского языка....

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Материал доклада может быть использован на различных уроках немецкого языка в разных группах классов. Позволяет организовать отдых детей на уроке, повторяя при этом материал прошлых уроков, тем самым ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА-статья...