Работа с одаренными детьми в условиях дистанционного обучения
методическая разработка по английскому языку

Содержание:

Введение

Одаренный ребенок

Работа с одаренными детьми в условиях дистанционного обучения

Фрагмент дистанционного урока в 8 классе с применением технологии разноуровневого обучения.

Выводы

Список использованной литературы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi_s_usloviyah_do.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ «Хатасская общеобразовательная школа имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых»

ГО «город Якутск»

Работа с одаренными детьми в условиях дистанционного обучения

                                                   

Выполнила: Портнягина Я.В.,

учитель английского языка

с. Хатассы, 2021г.

Содержание:

Введение

Одаренный ребенок

Работа с одаренными детьми в условиях дистанционного обучения

Фрагмент дистанционного урока в 8 классе с применением технологии разноуровневого обучения.

Выводы

Список использованной литературы

Введение

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

                                                                                                  В. А. Сухомлинский

Каких детей называют одаренными? Опыт работы с детьми показывает, что одаренных детей отличает стойкое стремление к успеху в обучении и получению качественных знаний. одаренные дети занимаются, получают новые знания с легкостью, умеют систематизировать полученную информацию и уместно могут ее использовать по назначению.

Уже с первых лет обучения можно предположить у ребенка склонность к иностранным языкам.  Дети с таким складом ума легко усваивают материал, активно ведут себя в процессе урока, очень творчески подходят к заданиям и стараются узнать как можно больше новой информации по теме урока. Одно удовольствие работать с такими детьми, но это и предполагает свои трудности и необходимость в особенном подходе к их обучению.

Дистанционное обучение имеет свои преимущества и недостатки и подразумевает свои трудности. Главным отличием дистанционного обучения является повышение доли самостоятельной работы обучающегося, что подразумевает свои особенности при подготовке к уроку учителем.

Не секрет, что для полноценного развития талантливого ребенка важен не только собственно сам талант, но гораздо важнее его правильное, своевременное развитие, важна соответствующая социальная среда. Актуальность данной работы является очевидной в нынешних условиях дистанционного обучения, так как организация полноценной работы с одаренными детьми является неотъемлемой частью работы учителя. Объектом исследования являются одаренные дети, а предмет исследования - работа учителя с одаренными детьми в условиях дистанционного обучения.

Цель работы: организовать работу с одаренными детьми в условиях дистанционного обучения. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  1. Изучить феномен «одаренный ребенок»
  2. Рассмотреть методы работы с одаренными детьми в условиях дистанционного обучения.
  3. Продемонстрировать фрагмент дистанционного урока в 8 классе с применением технологии разноуровневого обучения.

Одаренный ребенок

Понятие «одаренность» тесно связано с такими понятиями как способность, талант, гениальность.

Общие способности нередко называют одаренностью. Одаренность может проявляться в различных видах жизнедеятельности: в интеллектуальной, академической (способность обучаться), творческой деятельности, в социальной сфере (лидерство, общение), духовной жизни, психомоторике (движение). Одаренных людей отличает внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности, им свойственна настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Одаренность — это наличие у человека ярко выраженных задатков к развитию способностей.

Одаренность не является единственным фактором, обеспечивающим выбор и успешность выполнения деятельности. Помимо одаренности человек должен обладать соответствующими навыками и умениями. Развитие способностей происходит в деятельности и проявляется как талант и гениальность.

Талант — высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, наличие феноменальной памяти. Так, в медицинской практике описан случай с человеком, который ничего не мог забыть, он дословно мог передать содержание статьи, прочитанной несколько дней назад, и при этом не мог выразить ни одной собственной мысли.

Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. При относительной слабости какой-либо способности она может быть компенсирована другой. По мнению отечественного психолога Е. П. Ильина, компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, формирование типичного стиля деятельности либо благодаря другой более развитой способности.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. Канадский ученый Г. Леман, проанализировав очень много фактов, сделал выводы, что гениальность пробуждается у поэтов в 26—30 лет, у врачей в 33—34 года, у художников в 30—35 лет, у писателей в 40—44 года. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. История свидетельствует, что за период развития человечества можно назвать не более четырехсот гениев.

Гениальность — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, в познавательную потребность.

Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

Моя задача, как педагога - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности и потребности были реализованы.

Принципы работы с одаренными детьми:

•        дифференциации и индивидуализации обучения.

•        максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

•        обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. (кружковая работа, курсы дополнительного образования, репетиторство)

 усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

•        создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

 Шаги в работе с одаренными детьми:

•        Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.

•        Создание банка данных (отбора) одаренных детей школы в области лингвистики.

•        Самообразование, саморазвитие педагога.

•        Обеспечение учащихся развивающими материалами, аудио и видеоматериалами.

•        Создание плана работы с одаренными детьмию

                План работы с одаренными детьми.    

•        Выполнение упражнений из дополнительного материала и по дидактическим карточкам.

•        Выполнение фонетических, лексических, грамматических упражнений в игровой форме.

•        Выполнение творческих проектов.

•        Знакомство английской культурой, литературой, жизнедеятельностью английских и американских писателей

•        Подготовка школьников и их участие в школьных, районных олимпиадах по английскому языку.

•        Подготовка и участие в дистанционных олимпиадах.

•        Проведение предметных недель, игр, конкурсов

•        Проведение различных конкурсов по предмету;        

В работе обязательно учитываются условия успешной работы с одаренными учащимися:

•        Осознание важности этой работы и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

•        Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.

•        Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий

•        Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах

 

В работе с одарёнными детьми используются различные приёмы, формы и методы работы, а также некоторые современные технологии.

Методы и формы работы с одарёнными детьми на дистанционном обучении

Прежде всего, методы и формы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.

В урочной деятельности во время дистанционного обучения используются виды деятельности:

•        проблемно-развивающее обучение;

•        разноуровневые задания;

•        проектно-исследовательская деятельность;

•        игровые технологии;

•        информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);

•        задания творческого и нестандартного характера.

    Проблемное обучение – это тип развивающего обучения. Основополагающее понятие проблемного обучения – проблемная ситуация. Это такая ситуация, при которой субъекту необходимо решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

    Каждый урок должен содержать проблемные вопросы или задания. Знания, добытые собственным трудом намного прочее и ценнее, чем знания, преподнесенные учителем в готовом виде.

Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему то дело, которое для него интересно, значимо.

   Проектная деятельность учащихся.

   Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта

Какие же формы внеурочной работы с одаренными учащимися?

•        групповые онлайн занятия с одаренными учащимися;

•        консультирование по возникшей проблеме;

•        предметные онлайн олимпиады;

•        работа по индивидуальным планам  

Обучение одаренных детей в условиях дистанционного обучения может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации.

 Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей в условиях дистанционного обучения.

Фрагмент плана дистанционного урока

Методическая разработка урока английского языка в 6 классе в технологии смешанного обучения «перевернутый класс» на платформе Zoom

Предмет, класс Английский язык, 6 класс

Учебная тема, раздел, при изучении которых данная модель реализуется. Учебно-методический комплекс: УМК «Rainbow English.ru»- 6, Афанасьева, Михеева, Unit 1 «Two capitals», урок 3 «Местоимения «Something, anything, nothing, somebody, anybody, nobody, anywhere, nowhere».

Виды деятельности, которую осуществляют школьники: информационно-поисковая, информационно-аналитическая

Прогнозируемые результаты. Исходя из задач, основными целями урока являются цели, ориентированные на достижение предметных результатов обучения, которые включают:

Предметные результаты:

·       Раскрыть понятие неопределенного местоимения в английском языке на основе мультимедийных средств представления информации.

·       Дифференциация неопределенных местоимений - Something, anything, nothing, somebody, anybody, nobody, anywhere, nowhere

·       Снятие трудностей с выбором неопределенного местоимения в зависимости от типа предложения.

Формирование УУД

Ожидаемые предметные результаты:

После просмотра и участия в дистанционном уроке учащиеся смогут:

·       Составлять предложения с неопределенными местоимениями something, anything, nothing, somebody, anybody, nobody, anywhere, nowhere

·       иметь полное представление о понятии неопределенное местоимение

·       выбирать нужное неопределенное местоимение в зависимости от типа предложения

Цели урока ориентированы на достижение метапредметных результатов обучения, которые включают

·       развитие коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) во всех видах речевой деятельности, в том числе через усвоения новых лексическо-грамматических конструкций (лексика по теме «Is anybody in the room”), развитие коммуникативной компетенции.

·       развивать регулятивные УУД, в том числе умения целеполагания, планирования, самонаблюдения, самоконтроля и самооценки      

Цели урока ориентированы на достижение личностных результатов обучения, которые включают:

·       развивать мотивацию к изучению иностранного языка и обучению в целом.

·       формирование познавательных мотивов обучающихся, доброжелательное отношение к одноклассникам, умение выслушивать собеседника

Используемые средства и сервисы ИКТ, ресурсы сети Интернет. Необходимое техническое оборудование. Для реализации модели «перевернутое обучение» достаточно, чтобы дома у обучающихся был выход в сеть Интернет с программой Zoom.

Домашняя работа учащихся

Описание задания

Вид деятельности

Ресурсное обеспечение

Ввод неопределенных  something, anything, nothing, somebody, anybody, nobody, anywhere, nowhere

Учащиеся дома смотрят видео, изучают представленный материал (материал отбирается учителем) группа 1 – построение утвердительных предложений.

 Группа 2 – построение отрицательных и вопросительных предложений.

Видео 1. на канале youtube

Видео 2

Работа учащихся из дома во время урока с использованием Zoom

Этап урока

Деятельность обучающегося

Деятельность учителя

Оргмомент. Начало урока.

Формулирование учащимися задач урока исходя из проблемного вопроса

Учитель спрашивает в эфире, все ли посмотрели видео и предлагает учащимся сформулировать тему урока.

Этап входного контроля

Учащиеся совместно заполняют таблицу на основе полученных дома знаний из просмотренного дома виде-ролика

Для оценки уровня освоения учащимися дома нового материала

учитель просит учащихся заполнить таблицу, обобщая полученные дома знания.

Закрепление

и отработка изученного лексико-грамматического материала

Учащиеся выполняют задание 1. – интерактивный тест на сайте liveworksheets.com два разных варианта для двух групп

При успешном выполнении задания по заполнению

таблицы учитель просит учащихся выполнить в группах интерактивный тест

Примеры использования разных типов предложений с использованием неопределенных местоимений 

Учащиеся выполняют в группах задание 2 из учебника.

Обучающиеся группы 2 объясняют правило построения отрицательных и вопросительных предложений с использованием неопределенных местоимений.

Учитель просит учащихся выполнить задание 2.

Подведение итогов.

Домашнее задание

Учащиеся в чате пишут учителю, какие неопределенные местоимения они лучше всего поняли и научились использовать

Учитель благодарит в чате учащихся за плодотворную работу, дает домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О методах и формах работы с одаренными детьми в условиях обычной общеобразовательной школы

Презентация об опыте работы по выявлению одаренных детей и методах работы с ними.     Полностью презентацию можно посмотреть по ссылкеhttp://teachers.jinr.ru/archive/doc/cat_v...

Разработка педагогического совета " Деятельностный и компетентностный подход работы с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС"

Педагогический совет актуальный в условиях внедрения и апробации ФГОС основного общего образования. Рассматриваются примеры деятельности учащихся  в разных предметных линиях и во внеурочной деяте...

Работа с одаренными детьми в условиях (специального) коррекционного образовательного учреждения.

Мир детства - чудесная планета, жители которой многому учатся, познают окру­жающий мир, приобретают необходимые личностные качества, многое понимают и чув­ствуют. Ребенок ежедневно погружается в разли...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района)

Кернасовская Владислава ВалерьевнаМартынова Марина Владимировна,методисты методического отдела государственного бюджетного учреждения дополнительного образованияДворца детского (юношеск...