Таксономия Блума на уроках английского языка в старшей школе
статья по английскому языку (10 класс)

Галактионова Ольга Сергеевна

Книга Бенджамина Блума “Taxonomy of Educational Objectives”, написанная более полувека назад, по-прежнему привлекает интерес педагогов. Структурирование педагогических целей, формализация учебных заданий, основанные на их связи с мыслительными процессами, открывают новые возможности в совершенствовании образовательного процесса. При этом глобальная теория (таксономия – учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей) постоянно подпитывается практикой ее применения на уроках в школе и занятиях в университетах. В данной статье рассматривается опыт использования таксономии Блума на уроках английского языка в 10 классе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Таксономия Блума на уроках английского языка в старшей школе.

В 1956 году группа ученых под руководством американского ученого Бенджамина Блума разработала Таксономию Блума – систему классификации педагогических целей. В том же 1956 году Б. Блум написал книгу «Таксономия образовательных целей: сфера познания». Блум считал свою книгу «одной из наиболее цитируемых, но наименее читаемых книг в педагогике США».

Таксоно́мия (от др.-греч. τάξις – строй, порядок и νόμος – закон) – учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей. Принципы таксономии применяются во многих научных областях знаний, для упорядочивания объектов географии, геологии, языкознания, этнографии и всего многообразия органического мира. (Википедия)

Таксономия Блума делит педагогические цели на три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную.

Когнитивная сфера – сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе. Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») — отрасль психологии, которая исследует познавательные процессы, такие, как память, внимание, чувства, представления информации, логическое мышление, воображение, способности к принятию решений. (Педагогический словарь)

Когнитивная часть Таксономии Блума является наиболее проработанной, в отечественной педагогике ей уделяется основное внимание.

Обобщая многочисленные статьи в Интернете, попытаемся сформулировать основные моменты практического применения Таксономии Блума на уроках.

  1. Таксономия Блума (классификация педагогических целей и заданий) носит универсальный (или почти универсальный) характер. Ее можно использовать при изучении любых предметов учениками школ и студентами.
  2. Основное назначение Таксономии – составление плана изучения темы. В процессе прохождения темы обучающиеся выполняют задания шести уровней сложности от простого к сложному. Каждый уровень имеет название, характеризующее его суть: Знание, Понимание, Применение, Анализ, Синтез, Оценка.

Перечень действий обучающихся, соответствующий уровням учебных целей представлен в таблице ниже

Уровни учебных целей

Конкретные действия обучающегося, свидетельствующие о достижении данного уровня

1. Знание

запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории

— воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2. Понимание

преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий

— объясняет факты, правила, принципы;

— преобразует словесный материал в математические выражения;

— предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение

умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях

— применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

— использует понятия и принципы в новых ситуациях.

4. Анализ

умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура

— вычленяет части целого;

— выявляет взаимосвязи между ними;

— определяет принципы организации целого;

— видит ошибки и упущения в логике рассуждения;

— проводит различие между фактами и следствиями;

— оценивает значимость данных.

5. Синтез

умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной

— пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;

— предлагает план проведения эксперимента или других действий;

— составляет схемы задачи.

6. Оценка

умение оценивать значение того или иного материала

— оценивает логику построения письменного текста;

— оценивает соответствие выводов имеющимся данным;

— оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

https://alterozoom.com/images/277293_aXFFbXqqvcVT0khe60nW3Q.png

Пирамида Блума

  1. По завершении темы производится оценка знаний обучающихся, основанная на результатах прохождения всех шести уровней.

В 1999 году Лорин Андерсон и его коллеги опубликовали обновленную версию Таксономии Блума. Новая Таксономия проводит различие между знанием о том, «что», т.е. содержанием мышления и знанием того, «как».

Как и оригинальная версия Таксономии Блума обновленная версия в когнитивной области выделяет шесть уровней сложности. Они включают в себя – от простейших к наиболее сложным: (1) помнить, (2) понимать, (3) применять, (4) анализировать, (5) оценивать и (6) создавать. Память состоит из узнавания и припоминания соответствующей информации из долгосрочной памяти. Понимание – это способность формировать свои собственные значения из образовательного материала, такого, как прочитанный текст или объяснение учителя. Навыки, включенные в этот процесс, включают в себя интерпретацию, объяснение на примерах, классификацию, обобщение, умозаключение, сравнение и объяснение. Третий процесс, применение, относится к использованию процедуры, освоенной в обучении в знакомой или новой ситуации. Следующий процесс, анализ, состоит из разложения знания на компоненты и осмысления отношения частей к общей структуре. Учащиеся учатся анализировать в ходе дифференциации, организации и объяснения. Оценка, находящаяся на вершине в оригинальной таксономии, является пятой из шести процессов в уточненной версии. Она включает проверку и критику. Творчество, процесс, не включенный в более раннюю таксономию, является наивысшим компонентом в новой версии. Этот навык подразумевает соединение уже известного для создания чего-либо нового. Для выполнения творческих заданий учащиеся генерируют новые идеи, планируют и производят продукты собственного творчества.

Согласно таксономии Блума уровень сложности учебных целей определяется набором глаголов действия (action verbs), используемых при формулировании каждого задания. В разных источниках наборы опорных глаголов незначительно отличаются. Ниже представлены глаголы действия, представленные на сайте https://www.teachthought.com

Здесь же помещены советы по практическому применению таксономии Блума:

1. Не пренебрегайте нижними уровнями пирамиды Блума. Запоминание первичной информации на начальном этапе существенно облегчает процесс обучения на высоких уровнях.

2. Изучение любой темы должно идти строго в соответствии с пирамидой Блума снизу-вверх.

3. Процесс обучения на высшем по классификации модернизированной таксономии Блума ("Создание") уровне требует от обучающихся использования инновационного, изобретательского мышления. На этом этапе задача педагога – создавать обучающимся творческую обстановку, предоставит возможность использования цифровых технологий и социальных сетей для обеспечения асинхронной совместной работы с использованием приложений, социальных сетей и цифровых сообществ.

4. Позвольте обучающимся участвовать в управлении процессом обучения.

5. Планируйте последовательное прохождение уровней пирамиды на основе проектов.

6. Выставляйте оценки с учетом достигнутого учащимися уровня. Стимулируйте их переход на более высокие уровни.

Вывод

Мышление сегодня ничем не отличается от того, каким оно было сто лет назад. Но в мире произошли существенные изменения, особенно в области информации. Задача педагогики – учесть их в практике использования таксономии Блума. 

Ниже представлена разработка урока английского языка по учебнику Spotlight 10, по теме «Little Women» (модуль 1d) в соответствии с таксономией Блума.

Designing learning tasks according to the taxonomy of B. Blum module1d “Little Women” Spotlight 10 class

Categories of cognitive activities

Specification of cognitive activities

Tasks

Knowledge

Memorization of specific information.

1.Read the information about the author Louisa May Alcott. Then close your books and answer the questions about her biography:

When and where was Louisa May Alcott born?

What is best known children’s book?

What does the book reflect?

When does the action take place?

2.

Understanding

Understanding of the material independently of the other material.

  1. Listen and read the text Little Women
  2. Find a mistake and say correctly
  • …was born in 1898.
  • …grew up in a rich family in Manchester, England.
  • …was one of four brothers.
  • …is best known for her books for adults mostly, especially “Old Men”.
  • This novel reflects her father’s life and experiences.
  • The book is about loves and lives of 4 young brothers during American Civil War.
  • Meg, Jo, Beth and Amy live with their Dad while their Mom is away at war.
  1. ex.3 p.16  

Which sisters (Meg, Jo, Beth or Amy)

1.was always quiet and content

2.felt awkward being a teenager

3.was very attractive

4.had an expressive face

5.was comfortable spending time alone

6.was delicate-looking and polite

7.thaught very highly of herself

3.

Using

Using the methods, concepts, principles and theories in new situations.

  1. Match the highlighted words/phrases with their meanings ex.4:
  • interrupted
  • loose/flowing
  • strong
  • moving her body
  • old and useless
  • growing fast
  • arms and legs
  • not thin
  • cheered up
  • talking
  • cut in
  • fly away
  • decisive
  • carrying herself
  • worn out
  • rapidly shooting up
  • limbs
  • plump
  • brightened
  • lecturing
  1. Make up your own sentences with new words.

4.

Analysis

The division of information on the constituent elements.

1.Make up the plan of the story:

  • Description of the room/atmosphere
  • Meg
  • Jo and Beth
  • Amy
  • Choice of the Christmas gift for Mother
  1. Using the plan make a description
  2.  a)  of the room

b) of sisters

5.

Synthesis

Making the integer of the particular parts.

Ex. 7 p.17

1.Imagine the March sisters today. How would their appearance be different?

Where could they be living? Discuss.

2.ex. 8

Work in groups of four. Take the roles and continue sister’s conversation

3.Write the conversation

6.

Evaluation

Determining the value of the materials and methods when

aims, standards and criteria are defined.

Value the progress you have known before the lesson and at the end of the lesson.

Ссылки

  1. Virginia Evans, Jenny Dooly, Bob Obee, Olga Afanayeva, Irina Mikheeva.  Spotlight 10, SB, Москва, Express Publishing, «Просвещение», 2014
  2. https://www.teachthought.com
  3. https://pedagogical.academic.ru
  4. https://ru.wikipedia.org
  5.  https://www.infourok.ru
  6. https://teacher.yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках английского языка в старшей школе, как средство работы с одаренными учащимися.

В работе рассматриваются аспекты использования пректной деятельности на уроках английского языка в старшей школе и приводится личный опыт....

Интеллектуальная разминка на уроках английского языка в старшей школе

Эта игра - разминка для учащихся 9-11 классов, т.к они уже имеют большой запас знаний по разным школьным предметам и учащиеся могут использовать их на уроках английского языка....

Мотивация, как одно из главных условий для успешного обучения аудированию на уроках английского языка в старшей школе.

Статья посвящена проблеме повышения мотивации при обучении аудированию на уроках английского языка в старшей школе. На основе опыта работы автор статьи предлагает способы решения данной проблемы. Ключ...

Игры на уроках английского языка в старшей школе

Игровые технологии занимают место важное место в образовательном процессе. Игра помогает сделать урок более увлекательным и интересным.     С возрастом учеников игры на уроках англ...

Использование аутентичных материалов на уроках английского языка в старшей школе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21784252","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Использование STEM технологий на уроках английского языка в старшей школе

. В последнее время большое внимание уделяется методу проектов и технологии STEM. Многочисленные теоретические статьи в этом направлении предполагают создание и внедрение конкретных практических разра...

№14 Доклад «Использование Таксономии Блума на уроке английского языка»

Уметь мыслить критически – важно для человека, живущего в XXI веке. Главной причиной того, почему нужно обучать мыслить критически, можно считать тот факт, что мышление необходимо для принятия в...