№14 Доклад «Использование Таксономии Блума на уроке английского языка»
учебно-методический материал по английскому языку

Макое Евгения Федоровна

Уметь мыслить критически – важно для человека, живущего в XXI веке. Главной причиной того, почему нужно обучать мыслить критически, можно считать тот факт, что мышление необходимо для принятия важных решений. Многочисленные исследования показали, что современному процессу обучения необходимо добиться того, чтобы выпускники школ, колледжей, университетов и т.д. обладали знанием и навыками, которые позволяли бы им способствовать росту мировой экономики и участвовать в демократических процессах. В ходе формирования навыков критического мышления у учащихся формируются и развиваются навыки устной речи, развиваются такие качества личности, как сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемная видимость, мобильность, гибкость ума, информационная и коммуникативная культура, т.е. критическое мышление.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад «Использование Таксономии Блума на уроке английского языка»

Уметь мыслить критически – важно для человека, живущего в XXI веке. Главной причиной того, почему нужно обучать мыслить критически, можно считать тот факт, что мышление необходимо для принятия важных решений. Многочисленные исследования показали, что современному процессу обучения необходимо добиться того, чтобы выпускники школ, колледжей, университетов и т.д. обладали знанием и навыками, которые позволяли бы им способствовать росту мировой экономики и участвовать в демократических процессах. В ходе формирования навыков критического мышления у учащихся формируются и развиваются навыки устной речи, развиваются такие качества личности, как сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемная видимость, мобильность, гибкость ума, информационная и коммуникативная культура, т.е. критическое мышление.

Понятие «критическое мышление» в современной науке трактуется неоднозначно: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, конфликт; с другой стороны – объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление». Изучением критического мышления занимались как зарубежные ученые (К. Мередит, Ч. Темпл и Дж. Стилл, Р. Пол), так и российские (М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.А. Зимняя, Г. В. Сорина) и все они были едины в следующем:  

- критическое мышление – рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на определение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять.

-  критическое мышление позволяет анализировать самостоятельно описанную ситуацию; делать выводы и обобщения; сформировать оценку окружающему информационному полю;

- критическое мышление – это возможность оценивать различные идеи, факты, события, правила, принципы в абсолютно любой сфере жизни.

- критическое мышление способствует саморазвитию и самосовершенствованию личности.

Технология развития критического мышления – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету. Она формирует культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, развитие критической позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе, формирует «человека думающего». Применяя в своей практике данную технологию, методисты рассчитывают сделать обучение более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления учениками получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом, умения обобщать, проводить рефлексию своей деятельности, подводить итоги.

Технология развития критического мышления на уроках иностранного языка, как правило, характеризуется следующими фактами: если человек владеет какой-либо информацией, то она побуждает мыслить критически. Это значит, что неотъемлемой частью процесса формирования умений критически мыслить является информация. В процессе обучения человек приобретает знания, включающие в себя опыт разных ученых. Одним из основных факторов должна выступать самостоятельность. Под ней понимается наличие собственного мнения по изучаемой проблеме, не смотря на мнение других людей. Но при этом еще одним важным свойством считается его социальность, что в своем труде «Что такое критическое мышление» отмечает Д. Клустер: «истинное решение зарождается после борьбы других мнений, но для того чтобы это произошло необходимо принести достаточно веские аргументы потому как, человек должен сознательно подходить к решению той, или иной проблемы».

Для того чтобы понять насколько сформированы у учеников умения критически мыслить, при помощи теста-опросника, мной было проведено исследование среди учащихся 9 - 11 - х. Тест включал в себя 12 вопросов с обоснованием ответов, максимальное число баллов составляло 35, что соответствовало высокому уровню сформированности умений критического мышления. Количество баллов от 12 до 35 баллов (минимум 12 баллов и максимум 35 баллов) с частичным обоснованием в отдельных задачах соответствовало среднему уровню сформированности умений критического мышления. Низкий уровень – если учащийся набрал меньше 12 баллов.

В ходе исследования было опрошено 45 учащихся 9-го класса, из которых 20 человек показали низкий уровень сформированности умения критически мыслить, 18 ученика – средний уровень сформированности умения критического мышления, и у 7-ми школьников умения критически мыслить сформированы достаточно хорошо. Трудности, возникшие у учащихся в процессе выполнения заданий, в основном были связаны с умением оценивать последовательность умозаключений и оценивать содержание текста.

В ходе проведения исследования среди 10-ых классов, выяснилось, что низкий уровень сформированности умения критического мышления оказался у 8-ми учащихся, т.е. у учащегося есть слабое представление об этом стиле мышления, у них возникают трудности с оцениванием, доказательством своей правоты. У 26 человек средний уровень сформированности умения критического мышления, т.е. проявление умений и навыков мыслительных операций в пределах элементарных суждений, обретение опыта доказательства и опровержения. У 8 учащихся – высокий уровень сформированности умения критического мышления. У учащихся не возникли трудности, при решении заданий, подразумевающих умение делать логические умозаключения и обосновывать свой ответ; умение оценивать последовательность умозаключений; умение анализировать и делать заключение о причинах явлений. Данные исследования представлены в диаграммах на рис. 1 и 2:      

                                          

Рис. 2  Уровень сформированности умения критически мыслить учащихся 9 класса

Итак, если сравнить уровень сформированности умения критически мыслить, то мы видим, что у старших школьников он гораздо выше, но в данном случае основополагающим фактором выступают возрастные особенности. Именно поэтому, на базе одного из классов, где проводился опрос, был проведен эксперимент, целью которого стало внедрение таксономии Б. Блума в процесс обучения иностранному языку, должно способствовать совершенствованию умений критически мыслить.

Прежде, чем войти в класс учитель ставит перед собой определенные цели и задачи, которые впоследствии реализуются в процессе обучения. В 50-х годах XX века профессор педагогики Чикагского университета Б. Блум попытался сконструировать иерархию образовательных целей, охватывающих когнитивную область, которая шаг за шагом описывала бы уровни человеческого мышления и вытекающие отсюда задачи обучения. Б. Блум считал, что урок должен включать в себя 6 ступеней, как простейшие действия учеников на уроке, так и сложные учебные действия, например: запоминание (remembering), понимание (understanding), применение (applying), анализ (analizing), синтез (evalueting) и оценка (creating). Рассмотрим каждую из них подробнее.

Первая ступень – знание, материала, информации, остаточные знания по данной теме, фактов. Так, например, для уровня запоминания подойдут задачи, начинающиеся с глаголов запомните, повторите, перечислите, назовите, напишите, сымитируйте, и т.д

Вторая ступень – понимание материала, его объяснение, преобразование материала из одной формы выражения в другую. Понимание достигается путем объяснения, описания, определения, обсуждения, формулирования.

Третья ступень – применение. Эта ступень обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Задачи, нацеленные на применение знаний, формулируются с помощью глаголов решать, планировать, и др.

Четвертая ступень – анализ. Характерными признаками данной ступень являются принципы построения, умение разбить материал на составляющие части, умение использовать новый материал в новой ситуации. Аналитические способности формируются заданиями с ключевыми глаголами исследовать, сравнивать и т.д.

Пятая ступень – синтез. Данная ступень направлена на получения нового продукта, так например, устное сообщение, доклад, план действий. Деятельность ученика несет творческий характер. И последняя ступень – оценка, представляет собой суждение имеющихся данных.

В соответствии с шестью перечисленными выше ступенями, мы разработали серию уроков английского языка. Изначально, нами бы проведен срез знаний, в результате которого выяснилось, что 1, 2 и 3 уровни во время уроков с подсказками учителя все-таки реализовывались, а во время реализации 4,5,6 уровней на уроке ученики столкнулись с трудностями, а конкретно с выполнением творческого задания, выражением собственного мнения, умения привести аргументы и т.д. Именно поэтому, основной нашей целью явилось отображение каждого уровня по таксономии Б. Блума на наших уроках и вот что у нас получилось.

Тема урока: «Photography»  

Цель урока: совершенствование навыков диалогической речи.

Remembering – Answer the following questions:

  1. What is art?
  2. What types of art do you know? Отвечая на данный вопрос, учащиеся заполняют ассоциограмму:

                             

                                                        ART

                       

  1. What kind of art would refer this photo to? (учащимся предлагается фото, на котором строится вся дальнейшая работа на уроке)

Understanding – Can we say that photography is a kind of art? Why do you think so? What does photography mean for you? Do you like taking pictures? How often do you do it? Do you have enough photos to make your personal exhibition? If yes, would your exhibition be thematic?

Applying – Illustrate your favourite pictures to the class. (Children present their pictures)

Analyzing – Decide which of your photos would you exhibit in our gallery/ Explain your choice.

Creating – Invite your best friend to your personal photo exhibition.

Remembering – Before you go to the exhibition with your friend tell, me please, about the rules one should obey when he goes to such places as galleries, museums or exhibitions.

By the way, what can we see at a museum? Fill in the chart:

Museum              

How often do you go to museums? How many museums are there in our town?

Understanding – Do you think visiting museums should be an integral part in the life of a modern person? What are special regulations at a museum? Fill in the chart: (the first column is filled in before the class watches the film describing the way of behavior at a museum, the second column is filled while watching the film)

What I know

What I have learnt

Application – We organized a photo gallery at the beginning of our class. Now let’s make a set of rules to be followed at the gallery.

Analyzing / Evaluation – Watch the situation Diana and Dima are going to role-play and say what was wrong in their behavior at the gallery.

Creating – (this is pupils’ homework for the next lesson) Make up and role-play the situation “A Visit to the Photo Exhibition”. One of you should teach the other good manners at an exhibition/gallery/museum.

Следует отметить, что урок был проведен в конце эксперимента. Мы видим, что все уровни реализованы и не по одному разу. Данный подход к организации урока английского языка дал свой положительный результат, конечно не сразу, и не без помощи заданий на развитие критического мышления, но трудности, с которыми мы столкнулись в начале эксперимента, преодолены, ученики с легкостью принимаются за любое новое задание предложенное учителем, умеют дать обоснованное мнение, научились приводить аргументы как «за», так и «против», а также анализировать и синтезировать новую информацию. В конце эксперимента, ученики прошли второй раз тестирование, в результате которого 6 учащихся показали средний уровень сформированности умений критически мыслить, а у 7 – высокий.

Список литературы

  1. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. - М.: Новое Просвещение, 2008. С. 5-13.
  2. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус. Вестник Московского университета. - Серия 7. Философия. - 2003. - № 6. С. 97-110.
  3. Темпл, Ч. Критическое мышление и критическая грамотность // Перемена. 2005. № 2. С. 15-20.
  4. Bloom, B.S., (Ed.). 1956. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman.

.

THE POTENTIAL OF BLOOM TAXONOMY AT THE LESSON OF ENGLISH

The article defines “critical thinking”, it also shows different approaches to defining the concept by Russian and foreign educationists. The aim of the article is to describe the possibilities of Bloom’s taxonomy in organizing an English language class.

Key words: critical thinking, arguments, Bloom’s taxonomy, remembering, analyzing, evaluating, creating, art.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием ИКТ»

С развитием современных технологий появилось больше возможностей использовать на уроках телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, и учителя с удовольствием это делают. Но, к со...

доклад "Использование информационных технологий на уроках английского языка" (по программе INTEL "Обучение для будущего") )

В докладе рассматривается применение новых информационных технологий при обучении иностранному языку...

Мастер-класс: «Применение приёмов «Корзина идей»,»Ромашка Блума» на уроках английского языка для развития критического мышления».

Критическое мышление - очень важная и нужная форма мышления. Жизненно необходимая. Можно утверждать, что мы, чтобы не попасть впросак, стараемся критически мыслить всегда. Критическое мышление - это с...

Таксономия Блума на уроках английского языка в старшей школе

Книга Бенджамина Блума “Taxonomy of Educational Objectives”, написанная более полувека назад, по-прежнему привлекает интерес педагогов. Структурирование педагогических целей, формализация ...

Доклад «Эффективность использования мультимедийных презентаций на уроках английского языка»

Владе­ние информационными коммуникационными технологиями  даёт возможности в совершенст­вовании языковой компетенции и межкультурной коммуникации. Поэтому к организации учебного процесса ...