Актуальность использования звучащего текста в обучении иностранному языку
статья по английскому языку

Ермакова Ольга Александровна

Актуальность использования звучащего текста в обучении иностранному языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность использования звучащего текста в обучении иностранному языку

Важным этапом в обучении иностранному языку является восприятие иностранной речи собеседника на слух. Поэтому необходимо в процессе изучения языка включать данную ступень обучения. Но что делать, если нет возможности общаться с носителем иностранного языка? В таком случае, основным средством в процессе обучения восприятия иностранной речи является звучащий текст. Важность обучения иностранного языка при помощи звучащего художественного текста состоит в том, что он несет в себе всю сущность данного языка определенного социума и его культуры. Художественный стиль является наиболее эмоциональным  и выразительным интонационным стилем, который использует множество средств, влияющих на слушателя больше, чем средства  другого стиля. Также стоит отметить, что звучащий художественный текст является отражением реальной действительности, построенное при помощи элементов системы языка. Преобразованный в звуковую форму, он получает одно из возможных прочтений, доносит до слушателя все богатство содержания высказывания со всеми оттенками смысла. Один из величайших лингвистов М.Я Блох утверждал, что художественная литературная речь отражает в своих формах всю жизнь общества  с его речью в различных ее проявлениях. По самой сути в художественной литературе, в ее произведениях представлен весь спектр строевых разновидностей языка в фрагментах, преломленных конкретными задачами каждого отдельного художественного произведения (Блох М.Я.).

Теперь разберемся подробнее, что собой представляет звучащий текст. Звучащий текст является взаимосвязанной цепочкой интонационных групп, фраз, выражающих смысловые отношения и обеспечивающих фонетическое единство. Существует 4 формы реализации звучащего текста: озвучивание письменного текста (чтение или восприятие по памяти), устное изложение подготовленного текста, порождение спонтанного звучащего текста, продуцирование спонтанного устного текста.

Для обучения ИЯ наиболее важно, чтобы звучащий текст имитировал живую речь, а также легко поддавался восприятию, пониманию и осмыслению. На начальном этапе это может быть простой аудиотекст, состоящий из знакомых, ранее изученных слов.

Для успешного обучения восприятия иностранной речи на слух на занятиях должны быть использованы аутентичные звучащие тексты. Это могут быть как художественные тексты и диалоги, так и стихи и песни. Также данные материалы для аудирования должны соответствовать возрасту учащегося и его уровню знаний. Прослушивание звучащих текстов можно использовать в любой части урока – в начале, середине или конце занятия. Это, в первую очередь, зависит от цели и задач, которые учитель поставил перед учениками. На наш взгляд, самым продуктивным будет использование аудирования в конце урока, так как для учеников эта форма деятельности может являться подведением итогов, понимаем, усвоен ли данный материал урока или нет.

При прослушивании аудентичных художественных текстов учащиеся овладевают звуковой стороной языка, его фонемами и интонацией, тембром речи носителя языка. Кроме того, лучше усваивается лексика и грамматическая структура данного языка.

Восприятие речи на слух непосредственно связано с говорением. Поэтому прослушивание аутентичных звучащих текстов может являться основой для овладения другого вида речевой деятельности – говорения. Такие задания как ответы на вопросы к содержанию прослушанного текста или его пересказ способствуют его развитию.   Также, после прослушивания аутентичных звучащих художественных текстов или диалогов учащиеся, как правило, стараются максимально точно произвести прослушанный материал, копируя интонацию и другие просодические средства данного языка.

Кроме того, прослушивание художественных текстов развивает навыки письма и чтения. Очень часто задания к аудированию даются в письменной форме, которые учащиеся должны прочитать  и ответить на них. Более того, существуют и ряд других разнообразных заданий, связанных с прослушиванием звучащих текстов, например, заполнить пропуски в предложениях, установить, являются ли данные высказывания правдой или ложью. Также при изучении правил чтения и фонем учащиеся часто прослушивают аудиозаписи для правильного понимания и усвоения данного материала.

Таким образом, можно сделать вывод, что прослушивание аутентичных звучащих художественных текстов напрямую взаимосвязано с другими видами речевой деятельности и играет одну из важнейших ролей в обучении иностранных языков.

Чем раньше будет использоваться прослушивание звучащих текстов в процессе обучении, тем быстрее будут развиваться навыки в усвоении иностранного языка. Это необходимо для того, чтобы учащиеся на начальном этапе смогли дифференцировать интонационные средства, определять начало и конец предложения, темп и ритм, ударность слов в высказывании. Таким образом, в дальнейшем у учащихся будут формироваться слухопроизносительные и ритмико-интонационные навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественного текста в обучении английскому языку в начальной школе

Чтение художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитич...

Актуальность использования песенного материала для обучения английскому языку в средней школе.

Большинство учителей используют песенный материал для обучения детей языкам только в начальной школе, считая, что в средней и старшей школе дети уже менее склонны к хоровому пению. В своей статье я пр...

Использование разных типов текстов при обучении иностранному языку

Роль чтения на занятиях английским языком и описание типов текстов при обучении...

Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...

Использование дистанционных технологий в обучении иностранным языкам в МБОУ «Гимназия №16 «Французская» (на примере использования ресурсов РСДО)

Применение дистанционных технологий в обучении иностранным языкам в МБОУ «Гимназия №16 «Французская» (на примере использования ресурсов РСДО)...

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе

При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...

Актуальность использования лингвострановедческого компонента в обучении английскому языку

В данной статье анализируется проблематика лингвострановедческого характера. Лингвострановедение включает в себя не только обучение языку, но и дает некоторые сведения о стране изучаемого языка. Лингв...