Использование художественного текста в обучении английскому языку в начальной школе
статья по английскому языку по теме

Блинова Елена Геннадиевна

 

Чтение художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление. Поэтому уроки домашнего чтения необходимы в учебном процессе. Эти уроки бесспорно ценны прежде всего потому, что учащийся соприкасается с современным живым языком, а не условно-учебным.

 Использование текста в качестве методического средства помогает в единстве развивать все виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Предметом речевой деятельности является мысль, а результатом – понимание мысли и порождение речевого высказывания, но до конечного результата нужно пройти несколько этапов: восприятие, понимание, порождение речевого высказывания. Наиболее отчетливо это требование проявляется при организации восприятия текстов художественных произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е. Г. Блинова

Использование художественного текста в обучении английскому языку в начальной школе

Чтение художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление. Поэтому уроки домашнего чтения необходимы в учебном процессе. Эти уроки бесспорно ценны прежде всего потому, что учащийся соприкасается с современным живым языком, а не условно-учебным.

 Использование текста в качестве методического средства помогает в единстве развивать все виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Предметом речевой деятельности является мысль, а результатом – понимание мысли и порождение речевого высказывания, но до конечного результата нужно пройти несколько этапов: восприятие, понимание, порождение речевого высказывания. Наиболее отчетливо это требование проявляется при организации восприятия текстов художественных произведений.

Восприятие тесно взаимодействует с долговременной и кратковременной (оперативной) памятью, так как текст произведения воспринимается аудиовизуальными рецепторами и переносится в оперативную память реципиента. Туда же из долговременной памяти поступают данные о предшествующем языковом опыте личности. Сопоставление этих двух информационных потоков позволяет реципиенту опознавать слова и приписывать им соответствующие значения. Параллельно, вызывая из долговременной памяти грамматическую информацию, реципиент устанавливает связи внутри предложения и осмысливает его содержание, строя в своем сознании на своем внутреннем коде модель, адекватную воспринимаемому предложению текста. При восприятии последующих отрезков предыдущая информация транслируется в долговременную память. В долговременной памяти сохраняется модель, которая создается в процессе восприятия текста. (Каменская О.Л.)

Психологи отмечают интерес детей младшего школьного возраста к литературным произведениям. Данный интерес обусловлен тем, что наглядно-образное мышление занимает значительное место в структуре мышления младших школьников. Но чтобы чтение было увлекательным и в то же время развивающим речевые навыки, необходимо проводить работу над текстом, как перед чтением отрывка, так и после, чтобы помочь учащимся понять текст и активизировать новые языковые явления. Следовательно, учителю нужно знать различные упражнения по работе с текстами.

При отборе текстов для чтения необходимо учитывать психологические особенностей восприятия, памяти, мышления и воображения детей младшего школьного возраста, а также программные требования по обучению английскому языку в начальной школе. Большое значение имеет содержательная сторона учебных материалов, предназначенных для чтения. Именно содержание таит в себе потенциальную возможность пробудить у учащихся положительную мотивацию.

Пригодность текстов или их частей для речевой практики может определяться такими критериями:

1). яркой и занимательной фабулой текста или отрывка;

2). эмоциональностью и образностью изложения;

3). актуальностью материала;

4). тематической близостью предмета изложения к жизненному опыту и интересам учащихся;

5). возможностью различных ситуативных трансформаций содержательной стороны текста или отрывка;

6). воспитательная ценность - отбирать текст необходимо с позиций того, какие нравственные проблемы поднимаются в них и как они решаются.

Существуют различные точки зрения по поводу того, какие этапы работы над текстом необходимо включить в учебный процесс, какие наиболее эффективны. Естественно, что выбранные виды работы зависят от целей, которые мы ставим перед чтением.

Мы выделяем содержательные цели (Content objectives) и языковые цели (Language objectives). Содержательная цель – освоить с детьми художественную идею произведения. Языковая   цель  – умение строить, анализировать предложения на изучаемом  языке.

Ответы на следующие вопросы помогут при планировании работы над чтением художественных текстов, и сделать уроки более эффективными:

1). Какова тема или основная идея литературного произведения, которое вы будете изучать?

2). Какие новые понятия дети освоят в рамках данной темы? Насколько тема соответствует программным требованиям?

3). Каким лексическим материалом нужно овладеть для того, чтобы эффективно общаться на данную тему?

4). Какой языковой материал необходимо усвоить учащимся для понимания текста и осуществления речевой деятельности на уроках?

5). Какой дополнительный лексический материал и языковые конструкции должны быть изучены для успешной работы над содержательной стороной текста?

6). С какими фонетическими трудностями могут столкнуться учащиеся?

7). Каким образом можно проверить, достигнуты ли  цели в ходе урока?

8). Какие результаты деятельности учеников будут свидетельствовать о том, что цели достигнуты?

Исходя из целей обучения, мы выделяем следующие этапы работы с текстом:

дотекстовый этап (opening: brainstorming and props to introduce characters), текстовый этап (presentation: storytelling with props, gestures and dramatization, closure: show video, map story), послетекстовый этап (assessment: review specific language functions and specific concepts, illustrate emotions from pictures in story).

Вопросы, связанные с использованием художественного текста в обучении английскому языку, очень важны при проведении  уроков  и при подготовке к ЕГЭ. Одним из направлений методики является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе  текста. Использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала; коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций; упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.

Библиографический список

Каменская О.Л. Текст и коммуникации: Учеб.пособие. М: ВЫСШ.ШК., 1990.

Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006

Фадеев В.М. Домашнее чтение в старших классах, его организация и способы контроля, ИЯШ, № 6, 1979

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интегральной оценки при обучении английскому языку в начальной школе.

Методическая работа инновационного опыта:Использование интегральной оценки при обучениианглийскому языку в начальной школе.  Номинация: инноватика в образовании  СОДЕРЖАНИЕ...

Статья"Использование песен, стихов, считалок при обучении английскому языку в начальной школе"

Использование песен, стихов, считалок делает процесс обучения увлекательным и способствует развитию памяти учащихся....

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....

Обобщение опыта "Организация развивающего тематического контроля с использованием комплексных КИМов в процессе обучения английскому языку в начальной школе"

Обобщение педагогического опыта по теме "Организация развивающего тематического контроля с использованием комплексных КИМов в процессе обучения английскому языку в начальной школе" (с прилож...

Использование игровой методики в обучении английскому языку в начальной школе.

Игра - очень важна для маленьких детей. В игре Всё запоминается легче, даже ошибки исправлять весело!...

Использование игровой методики в обучении английскому языку в начальной школе.

Игра - очень важна для детей. В игре лучше запоминается материал, веселее исправлять ошибки!...

Эффективное использование игры в обучении английского языка в начальной школе

Эффективное использование игры в обучении английского языка в начальной школе...