Использование интегральной оценки при обучении английскому языку в начальной школе.
методическая разработка по теме

Садикова Елен Анатольевна

 

Методическая работа инновационного опыта:

Использование интегральной оценки при обучении

английскому языку в начальной школе.

 

 

Номинация: инноватика в образовании

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.    Необходимость применения новых оценочных технологий в средней школе.

2.    Влияние оценки на мотивацию ученика.

3.    Интегральная оценка.

4.    Организация системы интегральной оценки.

5.    Портфолио

      - значение

      - содержание

6.    Из личного опыта.

7.    Условия, необходимые для использования интегральной оценки.

8.    Преимущества применения интегральной оценки.

9.    Список литературы

 

+ Представление на данную разработку

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»

Методическая работа инновационного опыта:

Использование интегральной оценки при обучении

английскому языку в начальной школе.

Номинация: инноватика в образовании

Автор разработки:

учитель иностранного языка

Садикова Елена Анатольевна

2011 г.

г. Печора

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Необходимость применения новых оценочных технологий в средней школе.
  2. Влияние оценки на мотивацию ученика.
  3. Интегральная оценка.
  4. Организация системы интегральной оценки.
  5. Портфолио

      - значение

      - содержание

  1. Из личного опыта.
  2. Условия, необходимые для использования интегральной оценки.
  3. Преимущества применения интегральной оценки.
  4. Список литературы


  1. Необходимость применения новых оценочных технологий в средней школе.

Согласно Концепции модернизации российского образования школа должна формировать личность с современным мировоззрением, развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников, создавать условия для освоения информационных технологий. Формировать умения фиксировать информацию об окружающем мире, искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию, планировать свои действия, создавать, реализовывать и корректировать свои планы.

Одним из существенных элементов процесса обучения является проверка соответствия достижений учащегося государственному стандарту.

Современный учебный процесс в школе немыслим без новоадекватных видов и форм образования. Он требует применения новых развивающих технологий обучения, в частности, к оценке учебной деятельности. Разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценивать знания учащихся, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации, - одно из условий совершенствования процесса обучения.

  1. Влияние оценки на мотивацию ученика.

Одна из самых главных причин того, что дети любят учиться, но не любят школу, неправильный подход к оценкам. Ничто не разрушает творческие силы детей так, как неправильное выставление оценок. Что именно оценивается? Результат? Знания? Способности? Память? Трудолюбие? Продуктивность учебной деятельности определяется мотивацией. Мотивация – «запускной механизм» всякой человеческой деятельности. Если успеха нет, то мотивация угасает.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому учебному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Проблема не в том, как научить английскому языку, а в том, как сделать это обучение мотивированным для учащихся, чтобы у них была потребность, желание овладеть новым средством общения.

Учащиеся на начальном этапе обучения имеют огромную мотивацию к изучению английского языка за счёт нового, неизведанного для них в этом процессе. Чем старше учащиеся становятся, тем труднее удаётся учителям  добиваться той же степени мотивированности. Отчего же это происходит? Одна из причин мне кажется в следующем.

На начальном этапе материал легче, объём меньше, не так строг учитель к маленьким ученикам. Но чем дальше, тем больше всё меняется с точностью до наоборот. Усложняется материал для изучения, увеличивается его объём, повышается строгость учителя, увеличивается количество нежелательных отметок за ошибки. Всё это не может не сказаться на желании учащихся. Ведь им приходится больше общаться, анализировать, обсуждать, больше и возможности ошибиться. Строгое оценивание и в результате вырабатывается алгоритм: буду говорить – ошибусь – снизят оценку. Не буду говорить – избегу этой нервотрёпки.

Так, ребёнок хотел бы высказаться на английском языке, но боится плохой оценки, если ошибётся. Поэтому одной из основных причин нежелания заниматься английским языком, можно считать систему оценивания.  

  1. Интегральная оценка.

На мой взгляд интегральная оценка является в данной ситуации самой рациональной и поможет снять трудности. Она дает возможность для полноты проверки знаний и умений учащихся, обнаружения развития способностей учащихся, и главное объективности определения уровня достижений учащихся.

Использование интегральной оценки обусловлено необходимостью интенсификации учебной деятельности и активизации познавательной активности учащихся. Интегральная оценка характеризует уровень и объём работы школьников в процессе усвоения учебного материала, это объективный интегральный критерий качества знаний и творчества учащихся.

В основе интегральной оценки лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая оценка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учеников, система поощрения школьников. Интегральная система оценивания знаний учащихся один из очень эффективных методов организации учебного процесса, стимулирующего заинтересованную работу учащихся. Это происходит за счёт организации перехода от репродуктивного получения знаний к саморазвитию обучающегося и самосовершенствованию как ведущей цели обучения, за счёт предоставления возможности обучаемому развивать в себе адекватную самооценку.

Основной результат применения такой системы – соответствие результатов деятельности ученика его личности.

4.  Организация системы интегральной оценки учащихся.

Рассмотрим, что же представляет собой и из каких компонентов состоит интегральная оценка. Интегральную оценку можно охарактеризовать как суммарный результат достижений учащихся на определённом уровне подготовки.

В системе оценивания на начальной ступени обучения используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом, которая включает  разнообразные методы оценивания:

- наблюдение за определёнными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдение за совершенствованием

навыков чтения и письма на английском языке, развитием коммуникативных умений и др.)

- оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих работ

- оценку результатов рефлексии учащихся

Система дополнена методами, позволяющими получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат усилий, который можно определённым образом связать с достижением того или иного уровня компетентности.

Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются портфолио, выставки и презентации крупных целостных законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени и требующих для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности – от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.

  1. Портфолио учащихся

Более подробно я бы хотела остановиться на портфолио учащихся.

Под портфолио обычно понимают способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных накоплений школьников в определённый период их обучения. Данная форма оценки успешно применяется во многих странах мира. При этом портфолио обычно определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях», что позволяет использовать его в интегральной системе оценивания.

Опыт использования портфолио показывает, что его можно отнести к разряду аутентичных (то есть отвечающих задачам образования и рассматриваемых в реальном контексте) индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания , а также самооценивания.

Особая ценность портфолио состоит в том. что при определённых условиях его использование позволяет получать интегральную оценку, характеризующую суммарный (комплексный) результат, который можно связать с достижением того или иного уровня компетенции, по крайней мере

– в решении учебных и учебно-практических задач. Иными словами, портфолио позволяет увидеть картину значимых образовательных

результатов в целом, зафиксировать и оценить способность практически применять приобретённые знания и умения.

Ещё одной особенностью использования портфолио является возможность с его помощью представить отчёт по процессу образования каждого учащегося, отследить индивидуальный прогресс обучающихся.

Опыт использования портфолио показывает, что это не только эффективная современная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

Для оценки достижения планируемых результатов в портфолио целесообразно включать следующие материалы.

1. Выборка детских работ – формальных и творческих, - выполненных в ходе обязательных учебных занятий по английскому языку. Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, творчества, рефлексии.

2. Систематизированные результаты текущей оценки, проводимой учителем английского языка.

3. Результаты и материалы тематических проверочных работ.

4. Материалы итогового контроля.

  1. Из личного опыта

Использование портфолио кажется мне очень эффективным методом получения интегральной оценки достижений учащихся и является необходимым компонентом системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы по английскому языку в начальной школе.

В своей практике я использую портфолио второй год и могу сказать, что этот метод действительно стимулирует учащихся к заинтересованной работе,  желанию овладеть английским языком, самосовершенствованию.

Итак, что включает в себя портфолио выпускников четвёртых классов изучающих английский язык:

1. Индивидуальные карты успеваемости по предмету английский язык (четверти, год) за 2, 3, 4 классы.

2. Результаты и материалы тематических проверочных работ (итоговые тесты по завершению определённых тем, предоставленные авторской программой М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубанёвой «Enjoy English»).

3. Результаты оценок ответов учащихся, отражающих этапы формирования системы предметных знаний, важнейших технических навыков ( чтения, письма, знание грамматики).

4. Творческие работы учащихся, мини проекты.

5. Исследовательские работы учащихся (впервые в этом учебном году).

6. Результаты и материалы итоговых аттестационных работ учащихся, которые состоят из двух частей: письменной и устной и содержат задания по аудированию, чтению (про себя), лексике и грамматике, письменной речи и говорению (в таком варианте впервые в этом учебном году).

На мой взгляд эта система обеспечивает достаточно сбалансированный взгляд на ребёнка, позволяющий проводить его итоговое оценивание на основе результатов интегральной оценки, накопленной за три года обучения английскому языку в начальной школе.

В своей практике я использую портфолио второй год и могу сказать, что этот метод действительно стимулирует учащихся к заинтересованной работе,

 7.  Условия, необходимые для использования интегральной оценки.

Вместе с тем необходимо отметить два особых условия, которые должны быть выполнены, для того, чтобы такой подход в оценивании был оправдан и признан.

Первое условие относится к возможности независимой перепроверки результатов иными лицами (например родителями или инспектором). Отсюда следует, что все – или наиболее значимые – промежуточные результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определённой системе, т.е. входить в портфолио ребёнка. Учитель должен иметь возможность по первому требованию предъявить эти результаты заинтересованному лицу, обладающему соответствующими полномочиями запрашивать данную информацию, равно как и иметь возможность обосновать правомерность и правильность выставленной итоговой оценки.

Соблюдение этого условия требует дополнительных усилий со стороны учителя, однако, оно же в значительной степени повышает и эффективность его труда.

Второе условие связано для учителя с необходимостью получить необходимую квалификацию в области интегральной системы оценивания достижений учащихся.

  1. Преимущества применения интегральной оценки.

На своём опыте я убедилась, что использование интегральной оценки достижений учащихся усиливает мотивацию обучающегося как движущую силу его саморазвития, Выраженный интерес к систематической напряжённой работе над учебным материалом. Основу этому даёт осознание учащимся объективного оценивания своих успехов, достижений, вера в сам факт объективного к нему подхода при оценке успеваемости.

Эта система оценивания может быть применена не только на уроках английского языка, но и в других предметах. Мой опыт показывает, что

использование интегральной оценки, в частности портфолио, создаёт следующие преимущества в обучении:

- обучение становится личностно-ориентированным;

- появляется возможность как групповой, так и индивидуальной траектории обучения и её коррекции;

- обеспечивается ритмичная, систематическая, максимально мотивированная работа как учеников, так и преподавателя;

- снижается стрессовая ситуация во время контроля как для учеников, так и для учителя;

развивается аналитическое и критическое мышление учащихся, их самооценка, стремление к самосовершенствованию.

Список литературы

1. Планируемые результаты начального общего образования/ Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения)

2. М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанёва Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов по английском языку в начальной школе. Иностранные языки в школе № 5 2010г.

3. Е.В. Науменко Система Накопительного балла на уроках английского языка. Первое сентября Фестиваль педагогических идей (интернет ресурс).

4. Громова Т. Не оценивать, а мотивировать. Управление школой. № 22 – 2005. Методическая газета для школьной администрации.

5. Фомина Ж.В. система оценивания знаний учащихся. Иностранные языки в школе № 10 2010г.

6. Гальскова Н.Д. Языковой портфель как способ оценки учащихся. Иностранные языки в школе № 7 2007г.

7. Калужская М.В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему, Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». 2006г.



Предварительный просмотр:

Представление на методическую разработку для участия в конкурсе

        «Инноватика в образовании».

1.        Сведения об авторе.

Садикова Елена Анатольевна, учитель первой категории, предмет иностранный язык.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Печора. Коми Республика.

Номинация «Инноватика в образовании».

 Тема: «Использование интегральной оценки при обучении английскому языку в начальной школе».

169600 г. Печора, Республика Коми, ул. Комсомольская, 27 «Средняя общеобразовательная школа №10».

2.         Содержание описания.

2.1.      Цель: данной разработки – совершенствование качества обучения через введение интегральной оценки.

Задачи разработки – формирование личности с современным мировоззрением

                                   - развитие интеллектуальных способностей и познавательных  

        интересов школьников

                                   - формирование у учащихся умения адекватно оценивать свои                    достижения.

2.2.       Ожидаемые результаты инновации.

Использование интегральной оценки, в частности портфолио, создаёт следующие преимущества в обучении:

- обучение становится личностно-ориентированным;

- появляется возможность как групповой, так и индивидуальной траектории обучения и её коррекции;

- обеспечивается ритмичная, систематическая, максимально мотивированная работа как учеников, так и преподавателя;

- снижается стрессовая ситуация во время контроля как для учеников, так и для учителя;

развивается аналитическое и критическое мышление учащихся, их самооценка, стремление к самосовершенствованию.

2.3.        Критерии оценки инновации.

В процессе использования интегральной оценки ведётся постоянный контроль за деятельностью учеников:

- способностью к анализу и самоанализу

- способностью адекватно оценивать свои достижения

- способностью к использованию информационных технологий

- способностью планировать и корректировать свои действия

2.4.          Условия использования результатов реализации инновации.

Предлагаемая методическая разработка может быть использована учителем любой учебной дисциплины на разных уровнях обучения.

2.5.          Краткое содержание и структура инновации.

Методическая разработка представляет собой обоснование необходимости использования новых форм оценивания достижений учащихся, описание организации системы интегральной оценки в школе, её значение и содержание, условия необходимые для использования интегральной оценки, а так же личный опыт автора по данной теме.

2.6.        Основная проблема, обоснование актуальности для образовательной системы разного уровня.

Современный учебный процесс в школе немыслим без новоадекватных видов и форм образования. Он требует применения новых развивающих технологий обучения, в частности, к оценке учебной деятельности. Разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценивать знания учащихся, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации, - одно из условий совершенствования процесса обучения.

Новизна разработки в том, что

- методическая разработка отражает принципиально новые подходы к системе оценивания достижений учащихся.

- эта система оценивания может быть применена не только на уроках английского языка, но и в других предметах на разных уровнях обучения.

- появляется возможность как групповой, так и индивидуальной траектории обучения и её коррекции.

2.7.        Сроки осуществления замыслов разработки.

Использование интегральной оценки на предусматривает определённых сроков и может использоваться на любом этапе обучения.

3. Степень проработанности разработки.

3.1. Этап работы – экспериментально – аналитический.

3.2. Разработка была представлена на школьном методическом объединении. Разработку одобрили на научно – методическом объединении в средней образовательной школе №10.

4. Организации, поддерживающие представленную инновацию.

4.1. Органы управления образования г. Печора.

4.2. Школьное методическое объединение учителей иностранных языков.

4.3. Научно – методическое объединение средней образовательной школы №10.

5. Согласования:

Руководитель информационно – методического кабинета муниципального учреждения управления образования муниципального района «Печора» 

                                                       ________________( Осипова И.А.)

Директор муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10»         _________________( Маланина Т.В.)

Руководитель научно – методического объединения средней общеобразовательной школы №10                                                _________________( Фролова Л.Л. )

Руководитель школьного методического объединения учителей иностранных языков                                                        __________________( Сябро М.А.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественного текста в обучении английскому языку в начальной школе

Чтение художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитич...

Статья"Использование песен, стихов, считалок при обучении английскому языку в начальной школе"

Использование песен, стихов, считалок делает процесс обучения увлекательным и способствует развитию памяти учащихся....

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....

Обобщение опыта "Организация развивающего тематического контроля с использованием комплексных КИМов в процессе обучения английскому языку в начальной школе"

Обобщение педагогического опыта по теме "Организация развивающего тематического контроля с использованием комплексных КИМов в процессе обучения английскому языку в начальной школе" (с прилож...

Использование игровой методики в обучении английскому языку в начальной школе.

Игра - очень важна для маленьких детей. В игре Всё запоминается легче, даже ошибки исправлять весело!...

Использование игровой методики в обучении английскому языку в начальной школе.

Игра - очень важна для детей. В игре лучше запоминается материал, веселее исправлять ошибки!...

Эффективное использование игры в обучении английского языка в начальной школе

Эффективное использование игры в обучении английского языка в начальной школе...