Принципы планирования урока иностранного языка.
методическая разработка по английскому языку

Яркеева Юлия Николаевна

Принципы планирования урока иностранного языка.

 

Планирование урока иностранного языка - важное условие эффективного проведения занятия.

Планирование урока включает три основных этапа:

1. Определение задач урока и подготовка материала.

2. Планирование начала урока.

3. Планирование основной части урока и его заключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка35 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы планирования урока иностранного языка.

Планирование урока иностранного языка - важное условие эффективного проведения занятия.

Планирование урока включает три основных этапа:

1. Определение задач урока и подготовка материала.

2. Планирование начала урока.

3. Планирование основной части урока и его заключения.

Первый этап планирования урока предусматривает процедуру в шесть пунктов, которые соответствуют пунктам в так называемой "шапке" плана урока.

Первый пункт этой части урока - определение названия урока, что отличает один урок от другого. Название связано с материалом урока, его содержанием. Названием урока могут послужить: краткое описание сюжета или ситуации, строка из диалога, обращение персонажа урока к учащимся и т.д.

Второй пункт в "шапке"плана урока - это тематика: указываются все темы, которые затрагиваются в общении на уроке.

Третий пункт на данном этапе планирование - определение задач урока. Задачи урока становятся задачами учащихся (learner’s objects или goals): учитель сообщает о них школьникам. Осознание коммуникативных функций (т.е. намерений или целей высказываний в общении) и накопление опыта их выражения приводят последовательно к общим целям обучения.

Четвертый пункт связан с отбором языкового материала: выражений и структур, необходимых для реализации отобранных коммуникативных функций (задач урока). Поиск языковых форм определяется потребностями коммуникации, и освоение их происходит в связи с коммуникативными функциями. Языковой материал содержится в учебнике, текущем плане и дополняется учителем в зависимости от коммуникативных потребностей учащихся.

Определение персонажей урока и выбор аудиовизуальных средств на уроке - это пятый и шестой пункты первого этапа планирования.

Планирование собственно урока (Development) начинается с его первого этапа: начала урока (Beginning). Данный этап включает два принципиальных момента: во-первых, мотивирующее коммуникативное задание и во-вторых, ознакомление учащихся с названием урока, его тематикой и задачами.

Первый момент - это мотивирующее коммуникативное задание в начале урока. В англоязычной методике его называют a warming-up activity. Оно призвано привлечь внимание школьников к иноязычному общению, пробудить их интерес и послужить "мостиком" к теме, материалу или деятельности в основной части урока. Это не только свободный разговор о каком-либо случае, событии, человеке (в рамках класса, школы, города или страны), но и различные целенаправленные коммуникативные задания.

Второй момент в планировании начала урока - это представление урока, т.е. ознакомление учащихся с его названием, тематикой, задачами, которые им предстоит выполнить.

Форма записи плана урока определяется учителем. План урока отражает все виды деятельности (classroom activities) и управление классом (classroom management). Управление классом - это размещение учеников в классе для определенного вида деятельности (полукруг, круг, ряды напротив друг друга и т.д.), формы взаимодействия учащихся (групповая, командная, индивидуальная или фронтальная). Управление классом включает аудиовизуальные средства, раздаточный материал, карточки, наглядные пособия, различного рода напоминания, а также виды работ для расслабления (песни, стихи, игры).

Представление урока облегчает переход к основному этапу ("Follow up"), на котором решаются поставленные задачи. Для этого используются соответствующие виды деятельности. Их можно систематизировать и выделить наиболее типичные, которые предполагают выполнение комплекса определенных процедур (шагов). Знание этих постоянных процедур позволит учителю затрачивать меньше времени на планирование уроков. Выделяют следующие наиболее типичные виды деятельности на уроке:

Work with a dialogue.

Controlled practice.

Groupwork (relaxed) practice.

Developing a topic.

Work with a picture.

Free (guided) production.

Dramatization and role-playing.

Listening -comprehension.

Intensive (extensive) reading.

На заключительном этапе урока (Rounding-off) можно разучивать скороговорки, стихи, песенки, что оставит хорошее впечатление от урока. Подведение итогов урока (Summary of the lesson): короткое сообщение о последующем уроке (Brief reference ahead to next lesson),короткая игра (Playing a short game).

Важнейшим понятием, представляющим практический интерес для учителя ИЯ, является логика урока. Это понятие комплексное, многоаспектное. Е.И. Пассов выделяет четыре аспекта:

  • соотнесенность всех компонентов урока с ведущей целью, или целенаправленность;
  • соразмерность всех компонентов урока, их соподчиненность друг другу, или целостность урока;
  • движение по стадиям усвоения речевого материала, или динамика урока;
  • единство и последовательность материала по содержанию, или связность урока.

Логика урока - еще и логика поэтапного овладения речевым материалом. Следует подчеркнуть, что ни один из аспектов - целенаправленность, целостность, динамика, связность - в отрыве от других не обеспечивает настоящей логики урока. Только наличие всех четырех аспектов делает урок логичным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные ориентиры планирования уроков иностранного языка на современном этапе

В статье описаны:1) основные сиды планирования учителя иностранного язык;2) документы, по которым осуществляется планирование уроков;3) основные цели и задачи обучения иностранному языку;4) основные э...

Статья "Планирование урока иностранного языка"

Статья для учителей ангийского языка затрагивает вопросы планирования урока.Презентация к статье...

Статья "Планирование урока иностранного языка"

Статья для учителей ангийского языка затрагивает вопросы планирования урока.Презентация к статье...

Статья "Планирование урока иностранного языка"

Статья для учителей ангийского языка затрагивает вопросы планирования урока.Презентация к статье...

статья по теме "Основные принципы планирования уроков иностранного языка"

В статье рассказывается об обязательных принципах планирования уроков иностранного языка...

«Планирование урока иностранного языка»

Урок иностранного языка отличается от уроков любого другого предмета. Особенность урока ИЯ заключается в том, что он – не самостоятельная единица учебного процесса, а звено в цепи уроков....