Применение индивидуальных эталонов в оценке деятельности обучающихся на уроках английского языка.
статья по английскому языку

Климкова Мария Ивановна

За основу этого способа создания ситуации успеха взята идея Г.Ю. Ксензовой.

«Анализ педагогической практики массовой школы позволяет выделить 2 типа педагогов, которые используют для создания ситуации успеха разные психологические подходы и по-разному ориентируют учеников на эталоны, с которыми можно сравнивать достигнутый результат для определения успеха или его отсутствия.

Первый тип – это учителя с индивидуальной ориентацией, отдающие предпочтение в каждодневной работе индивидуальным эталонам.

 

Учителя второго типа при создании ситуации успеха применяют в работе особые для каждого ученика эталоны, когда результат, полученный школьником, сравнивается с его же прошлыми результатами, что позволяет выявить динамику общего и интеллектуального развития.

Основным критерием, которым пользуется педагог, является личностный, когда ученик сравнивается «с самим собой вчерашним», что и позволяет увидеть его индивидуальные успехи или их отсутствие» [16, С.13].

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение индивидуальных эталонов в оценке деятельности обучающихся на уроках английского языка.

За основу этого способа создания ситуации успеха взята идея Г.Ю. Ксензовой.

«Анализ педагогической практики массовой школы позволяет выделить 2 типа педагогов, которые используют для создания ситуации успеха разные психологические подходы и по-разному ориентируют учеников на эталоны, с которыми можно сравнивать достигнутый результат для определения успеха или его отсутствия.

Первый тип – это учителя с индивидуальной ориентацией, отдающие предпочтение в каждодневной работе индивидуальным эталонам.

Схема 1. Ориентация учителя при обеспечении ситуации успеха.

 

Учителя второго типа при создании ситуации успеха применяют в работе особые для каждого ученика эталоны, когда результат, полученный школьником, сравнивается с его же прошлыми результатами, что позволяет выявить динамику общего и интеллектуального развития.

Основным критерием, которым пользуется педагог, является личностный, когда ученик сравнивается «с самим собой вчерашним», что и позволяет увидеть его индивидуальные успехи или их отсутствие» [16, С.13].

В своей работе мы придерживались этого направления. Субъективные эталоны оценки достижений вырабатывались в процессе непосредственной работы с учеником и реализовали принцип: «Сегодня ты стал лучше, чем вчера». При этом поощрять малейшие продвижения ученика вперед, анализировать причины, которые этому способствуют или мешают. Так, например: «Какое сложное задание ты выполнил! Вчера это правило у тебя вызывало затруднения. Я думаю, что дома ты очень хорошо поработал, сумел разобраться во всех трудных для тебя вопросах». Либо: «Ребята, заметьте, как правильно и подробно Коля пересказал сегодня текст. Коля, ты, наверное, вчера очень хорошо приготовился и прочитал его несколько раз? Ребята, вам понравилось?» Действительно, мальчик читал его маме и дедушке вслух несколько раз, о чем сам нам рассказал. Эти моменты позволяют продемонстрировать старания и усилия растущего, развивающегося человека, подчеркнуть рациональность его учебной деятельности, учесть его внутреннее состояние в процессе обучения. Также это способствует охотному включению школьников в учебный труд, поскольку при этом они испытывают не только напряжение и утомление от интеллектуальной деятельности, но и положительные эмоции от достигнутого индивидуального результата.

Стремясь создать ситуацию успеха каждому обучающемуся в ходе практики, мы опирались на «Психологическое содержание деятельности педагога при индивидуальной ориентации в оценке достижений», предложенной Г.Ю. Ксензовой:

  1. Анализ особенности ситуации и свое поведение в ней.
  2. Разработка осторожных прогнозов.
  3. Порицание сильных школьников за ухудшение, похвала слабых за улучшение.
  4. Поощрения за старания в процессе работы.
  5. Чаще использовались индивидуальные, разные по сложности задания.

Таким образом, учитывается внутреннее состояние учащихся, режим их индивидуального развития. При использовании индивидуальных эталонов, позволяющих активизировать внутренний потенциал обучающихся через определение их успехов в режиме индивидуального развития, нами учитывалось сочетание индивидуальных и общепринятых эталонов, то есть использование в педагогической практике двух шкал оценивая: индивидуальной и общепринятой нормативной.

Индивидуальные эталоны применялись постоянно в учебном и воспитательном процессах. Их назначение – закрепить у ребенка понимание необходимости использовать любой вид деятельности для саморазвития и видеть успехи в этом процессе.

Общепринятые стандарты нужны для того, чтобы ребенок владел адекватной самооценкой своих способностей, проявляющихся при изучении разных учебных предметов, глубже познавал самого себя. Для того чтобы он смог определить уровень освоения программы по тому или иному предмету. Известно, что ученик, получивший «3», может демонстрировать 98% своих возможностей, а получивший «5» отличник – только 20% своих потенций.

Например, на уроке английского языка в 3 классе (Unit 10 “Through the window” Lesson 2, УМК «MILLIE» С.И.Азарова, Э.Н.Дружинина и другие) обучающийся совершенно правильно и с огромным желанием  составляет предложения с модальным глаголом can, участвуя в выполнении задания №1 (с.104) What can you see? , очевидно, что дома мальчик хорошо повторил материал. Но при выполнении задания на закрепление пройденного материала, в утвердительных и отрицательных предложениях с использованием модального глагола can, допускает массу ошибок. При выставлении отметки за урок обращаемся к детям: «Как вы считаете, Вова сегодня хорошо поработал? А какую отметку мы можем ему поставить? (дети предлагают «5» и «4»). Вова немного устал или волновался, поэтому допустил ошибки в выполнении задания, сегодня мы ему поставим «4», а на следующем уроке он поработает лучше. Тогда, ему будет поставлена отметка «5»».

Действительно, мальчик на следующем занятии не допустил ни одной ошибки.

Таким образом, применялись две шкалы оценивания: индивидуальная и стандартная. Приоритеты в каждодневной практике отдавались индивидуальным эталонам, которые и позволяли создать ситуацию успеха каждому ученику.

        Применение индивидуально дозированных по трудности задач, возможности выбора. Эту ориентацию можно проследить на большом количестве уроков: 3 класс (Unit 2 “Let’s have fun” Lesson 6, УМК «MILLIE» С.И.Азарова, Э.Н.Дружинина и другие) при выполнении задания в рабочей тетради №3, с.18 «Make a puzzle for your friend» детям предлагается либо выполнить все задание как задумано автором, либо просто сделать иллюстрацию без подписи, либо сделать иллюстрацию с подписью и рассказать, что на ней изображено. 4 класс (Unit 6 “We are the champions!” Lesson 1, УМК «MILLIE» С.И.Азарова, Э.Н.Дружинина и другие) при выполнении задания №4, с.59 Complete the sentences and tell the story «Ice hockey match» детям предлагается либо только составить предложения, либо еще и пересказать этот текст, либо составить свой небольшой текст. 2 класс (Unit 5 “Merry Christmas!” Lesson 6, УМК «MILLIE» С.И.Азарова, Э.Н.Дружинина и другие) при выполнении задания №1, с.33 в рабочей тетради обучающимся предлагается закончить письмо Санта-Клаусу или Деду Морозу или написать своё собственное.

Более сильным ученикам предлагается либо выбрать любую карточку, либо вытянуть ее, как билет на экзамене, что очень нравится детям.

Таким образом, создание каждому школьнику реальной ситуации успеха связано с индивидуальной ориентацией при оценке достижений учащихся, активным применением в практике индивидуальных эталонов, а также обучением самих учащихся активному использованию таких эталонов в повседневном учебном процессе и внеурочной деятельности.

«Еще более эффективными являются создаваемые учителем специальные учебные ситуации, когда у ученика возникает возможность сравнить результаты своих достижений и работ в начале изучения темы и по ее окончании, творческих работ, выполненных в начале года и в конце» [12, С.19].

В этом направлении мы с учащимися проводим следующую работу:

1. В конце изучения раздела мы заполняем с учащимися различной формы «Class observation sheet» (приложение 1), то есть каждый может отследить свои успехи и неудачи. Отметки в эти листы не ставятся, тем более плохие и есть возможность вписать своё имя в графу, в которой её еще не было (по той причине, что тема была не понята).

2. Каждый ученик ведет свою тетрадь (My personal note-book (MPNB)), в которой записывает мнение об уроке, то, что ему понравилось, и чего он не понял, здесь же учитель отвечает на вопросы ученика или родителей.

3. В конце четверти мы с учащимися заполняем Record of Pp’ progress, его заполнение всё же не предполагает выставление отметок, но явно обнаруживает пробелы в знаниях и предоставляет возможность их закрыть. Отдельно каждого ученика рассматриваем всем классом и делаем совместно заключение: что получилось, а что не получилось у каждого учащегося за четверть. Детям очень нравится это занятие, они высказывают свои мнения, замечаю успехи и прогрессы своих одноклассников, что может стать даже классным праздником.

То есть, основным механизмом создания ситуации успеха каждому субъекту образовательного процесса является сравнение человека с «самим собой вчерашним», его предшествующих и последних результатов.

При использовании нами на практике индивидуальных эталонов оценивания соблюдались психологические условия, определенные Г.Ю. Ксензовой, которые в учебном процессе необходимы как для создания ситуации успеха, так и для усиления ее эффективности.

Психологические условия эффективного применения индивидуальных эталонов при создании ситуации успеха.

Следует знать, что существует два основных случая в профессиональной педагогической практике, когда единственно возможным признается применение индивидуальных эталонов оценивания.

«1. Нецелесообразно применение общепринятых эталонов, когда ребенок в силу сложившихся обстоятельств не способен соответствовать    общим требованиям группы, например, в случае отставания ученика в учебе по причине длительного отсутствия»[16, С.20]. Это условие нами было соблюдено не единожды, ученица по причине болезни отсутствовала две недели и соответственно пропустила многие темы. На первое время мы сочли нужным и верным отказаться от баллов и перейти к индивидуальным эталонам – тестовым оценкам-характеристикам. Девочка занималась дома с родителями, не испытывала страха от того, что может получить плохую отметку и уже через неделю смогла полноценно работать на уроках. Все ребята согласились с нашим предложением не ставить однокласснице отметки и постараться ей помочь «догнать» весь класс.

2. «Нецелесообразно применение общепринятых эталонов при оценке труда, когда ребенок только осваивает тот или иной вид работ, не всегда способен сам найти выход из возникших затруднений, то есть когда нарушаются естественно необходимые психологические условия включения человека в новый вид деятельности» [16, С.22].

Несоблюдение этого условия ведет к возникновению «выученной беспомощности».

3. «Осмысленное оперирование учителей проверенными факторами, способствующими развитию школьников. Эти факторы могут быть внутренними и внешними, изменчивыми и неизменчивыми» [16, С.24].

        


Список использованной литературы

  1. Азарова С.И. и др. Английский язык: книга для учителя к учебнику англ. яз. Милли/Millie для 2 класса общеобраз. учреждений/. -  Обнинск: Титул, 2005.- 224с.:ил.
  2. Азарова С.И. и др. Английский язык: книга для учителя к учебнику англ. яз. Милли/Millie для 3 класса общеобраз. учреждений/. -  Обнинск: Титул, 2008.- 240с.:ил.
  3. Азарова С.И. и др. Английский язык: книга для учителя к учебнику англ. яз. Милли/Millie для 4 класса общеобраз. учреждений/. -  Обнинск: Титул, 2007.- 256с.:ил.
  4. Амонашвили Ш. А. Размышление о гуманной педагогике. – М.: Просвещение. 1996. – 360с.
  5. Амонашвили Ш. А.. Школа жизни. – М.: Издательский дом Ш. Амонашвили.: 1996. – 80с.
  6. Бабанский Ю. К.. Педагогика. Учебное пособие. – М.: Педагогика-Пресс. 1998. – 344с.
  7. Волков К. Н.. Психологи о педагогических проблемах. – М.: Просвещение.1981. – 128с.
  8. Вопросы лингвистики и лингводидактики./Под ред. Г.Г.Галич. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 288 с.
  9. Геницианский В. И.. Общие теории воспитания. – М.: Просвещение. 1982. – 130с.
  10. Гин А.А.. Приёмы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 2006 – 112с.
  11. Developing Professional Community: Сборник учебных материалов. – Омск:ООО «Издательский дом «Наука»», 2004. – 74с.
  12. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М.: Логос..2003 – 384с.
  13. Казакова Е. И., Тряпицина А.П. Диалог на лестнице успеха. (Школа на пороге нового века). – СПб.: Петербург- XXI, совместно с ЗАО.: Пресс-Атташе.: 1997. – 160с.
  14. Колкер Я.М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академия». 2001. – 264с.
  15. Креков С. Д.. Общая психология. Учебное пособие. – М.: Просвещение. 1983. – 350с.
  16. Ксензова Г. Ю. Как облегчить ситуацию успеха учителю и ученику. – М.: Психологическое общество России. 2005. -56с.
  17. Ксензова Г. Ю. Психологическое обеспечение ситуации  успеха. – Тверь: Педагогическое общество России. 2003. – 63с.
  18. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н.. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие. – М., ТЦ Сфера. 2003. – 464с.
  19. Макаренко А. С. Книга для родителей. – М.: Правда. 1987. – 575с.
  20. Матюхина М. В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение. 1990. – 420с.
  21. Методическая копилка: Сборник учебных материалов/Отв. за выпуск Т.В.Ощепкова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 72с.
  22. Мухина В. С. Психология детства и отрочества: Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии.1998. – 488с.
  23. Немов Р.С. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. В 3-х кн. – М.: ВЛАДОС. 1999. – кн.2. – 608с.
  24. Немов Р. С. Психология: Учебн. для студ. высш. пед. учеб завед. В 3 кн. – М.: ВЛАДОС. 199. – кн. 3. – 608с.
  25. Педагогика: учебник. /Под ред. Л.П. Кривченко. – М.,: Проспект. 2004. – 432с.
  26. Педагогика: Учебное пособие. /Под. Ред. В.А. Сластенина. – М.: Просвещение. 2002. – 340с.
  27. Педагогика: пед. теории, системы, технологии. Учеб пособие для студ. высш и сред пед учеб. завед./ Под. Ред. С.А. Смиронова. – 4-е изд, испр. – М.: Изд. центр: Академик. 2003. – 512с.
  28. Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко. – М.: Просвещение. 1983. – 350с.
  29. Психологический словарь. /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.: 2-е изд. испр и доп. – М.: Политиздат. 1990. – 494с.
  30. Психологический словарь./Под ред. П. И. Пидкасистого. – Ростов-на-Дону.: Феникс. 1998. – 544с.
  31. Психология от рождения до смерти. /Под ред. А. А. Реана. – М.: Олма-Пресс. 2002. – 690с.
  32. Подласый И.П. Педагогика. Учебное пособие. – М.: Просвещение. 2001. – 480с.
  33. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС. 1999.- кн.1. – 384с.
  34. Российская педагогическая энциклопедия. /В 2-х томах. = М.: большая российская энциклопедия. 1997. – 120с.
  35. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – М.: Просвещение. 2000. – 580с
  36. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование. 1998. – 260с.
  37. Синицына Г. П. Воспитание современного школьника.: Учебное воспитание. – Омск.: Изд. ОмГПУ. 2000. – 167с.
  38. Словарь русского языка. /Под ред. С.И. Ожегова. – М.: Русский язык. 1984. -  816с.
  39. Соловейчик А.. Фрагменты из книги С.Н. Лысенковой: Когда легко учиться. / Первое сентября. 2000. №8. 10с.
  40. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. – М.: Детская литература. 1989. – 367с.
  41. Соловейчик С. Л. Учение с увлечением. – М.: Детская литература. 1976. – 345с.
  42. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. – М.: Просвещение. 1999. – 480с.
  43. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс. 2004. – 672с.
  44. Сухомлинский В. А. Об умственном воспитании. – Киев: Радьянская школа. 1983. – 244с.
  45. Сухомлинский В. А. О воспитании. – Киев: Радьянская школа. 1983.- 206с.
  46. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика. 1979. – 365с.
  47. Советский энциклопедический  словарь. /Под ред. Е.М. Жукова. – М.: Советская энциклопедия. 1981. – 1600с.
  48. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение. 1968. – 557с.
  49. Ушинский К. Д. Наука и искусство воспитания. – М.: Образование и бизнес. 1994. – 208с.
  50. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение. 1979. – 182с.
  51. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика. 1971. – 235с.
  52. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение. 1986. – 144с
  53. Энциклопедический словарь русского языка. /Под общ. ред. Н. М. Шанского, Т. А. Боброва. – М.: Прозерпина. 1994. -400с.

Приложение 1.

Sample record of Pp’ progress

Teacher

Class

Date

Unit (Topic)

Attainment targets

P1

P2

P3

P4

P5

P6

P7

P8

P9

Listening

  1. Follows simple oral instructions in context.
  2. Grasps the gist of simple messages.
  3. Can pick out specific information from a message.
  4. Can identify simple details in the text.

Speaking

  1. Can respond to simple messages.
  2. Can produce short descriptions.

Reading

  1. Can follow short simple written instructions.
  2. Can understand short, simple messages, e. g. on postcards.
  3. Can understand general idea of simple informational texts.
  4. Can extract specific information from a written text.

Writing

  1. Can produce written information following a model.
  2. Can write simple isolated phrases and sentences.

Learning to learn

  1. Can learn independently of the teacher.
  2. Can organize and use materials for independent learning.
  3. Can reflect on own progress.
  4. Can identify own needs.

Social

  1. Is able to cooperate with other Pp in pairs/groups.
  2. Can make rapid and frequent active use of the language learnt for communicating with other.

+

+

+

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизации речемыслительной деятельности обучающихся на уроках английского языка

Активизация речемыслительной деятельности обучающихся способствует повышению эффективност и качеству обучения иностранному языку....

Инновационные формы и методы организации деятельности обучающихся на уроках английского языка.

Учебное заведение не может дать человеку запас знаний на всю жизнь, но оно в состоянии дать обучающемуся базовые ориентиры основных знаний. Модернизация содержания образования в России на современном ...

Критерии оценки подготовки обучающегося к уроку английского языка

Данная информация позволит оценить объективность выставленной отметки....

Эффективные методы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка

В настоящее время в педагогической науке повышен интерес учителей к использованию игр в учебной деятельности обучающихся. Отход от традиционных форм и методов обучения подразумевает активизацию познав...

Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода

quot;Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода" ...