«Организация проектной деятельности в рамках ФГОС на уроках английского языка и во внеурочной деятельности обучающихся младшей и средней школы»
учебно-методический материал по английскому языку (5, 6, 7, 8 класс)

Парунина Вера Юрьевна

Теория и практика. Краткое обобщение личного опыта работы над информационным проектом в среднем звене общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsii_proektnaya_deyatelnost.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация проектной деятельности в рамках ФГОС на уроках английского языка и во внеурочной деятельности обучающихся младшей и средней школы»

В соответствии с требованиями современного образования, в соответствии с нормативно-правовыми документами (Законе РФ «Об образовании в РФ», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС) образовательное учреждение должно:

  • обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
  • обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка;
  • реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений;
  • помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;
  • привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться на их интерес, учитывая их социальный опыт;
  • обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. По определению профессора У.Х.Киллпатрика, который разработал «Проектную систему обучения», «Метод проектов», «Проект — есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».

  • Проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта (Е.С. Полат).

В результате проектной деятельности, обучающиеся становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность. Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к саморазвитию.

Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в коллективе. Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи.

Проектную деятельность можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, обучающихся и родителей.

Для решения задач, поставленных в проектах, привлекаются к работе родители, которые ищут решения вместе с детьми, помогают в организации развивающей среды в коллективе, активно участвуют в подготовке и проведении проектов.

Привлечение родителей в проектную деятельность (наиболее актуально для младшей школы) имеет большую ценность:

• они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папы и мамы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.
• развивается более глубокое понимание процесса обучения детей.

Активная работа с родителями приводит к тому, что они не только становятся средством информации и поддержки ребенка, но и сами активно включаются в проектную деятельность, а также обогащают свой опыт в воспитании, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от совместной с детьми работы.

Основной целью проектного метода в школе является развитие свободной творческой личности.

Основными задачами по достижению цели являются:

• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• развитие познавательных способностей детей;
• развитие творческого воображения;
• развитие творческого мышления;
• развитие коммуникативных навыков.
• Развитие речи детей

Задачи исследовательской деятельности (они специфичны для каждого возраста).

В старшем возрасте это:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы с использованием различных вариантов;
• развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.

Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Основные этапы работы над проектами:

Целеполагание:

• помогаю ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени;
• использование модели 4-ех вопросов: Что я знаю по этой теме? Что я хочу еще знать? Что нужно сделать, чтобы узнать? Где можно это узнать?

Разработка проекта – план деятельности по достижению цели по запросу детей;
Выполнение проекта – практическая часть;
Подведение итогов — определение задач для новых проектов.

Проекты классифицируются по разным основаниям:

1. Виды проектов по предметно-содержательной области:

• монопроекты (содержание проектов ограничивается рамками одной образовательной области, цель и задачи имеют направленность на комплексное решение ее основных задач; решение других задач, интегрированных в проект, имеют второстепенное значение);
• межпредметные (интегрированные) проекты (содержание проектов и решаемые задачи относятся к разным образовательным областям программы).

2. Виды проектов по доминирующей деятельности:

• творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы);
• исследовательско-творческие 

• информационно-практические (в них дети осваивают новую информацию и используют ее в создании различных предметов, которые могут быть использованы в реальной жизни,);
• творческие продуктивные (оформление результата в виде праздника, ролевой или театрализованной игры).

3. Виды проектов по количеству участников:

• индивидуальные
• мини-группы (парные);
• групповые;
• коллективные;
• массовые.

4. По длительности реализации:

• краткосрочные (мини-проекты, включающие 2 – 3 образовательные ситуации и длящиеся 2 – 3 дня; характерны для младших школьников);
• проекты среднесрочные (проводятся на протяжении 1 – 2 недель);
• длительные проекты (длятся от месяца и до года, предполагают постепенное пополнение материалов конечного продукта).

Показателем эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу с обучающимися разных возрастных групп является:

• высокая степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности;
• повышение готовности обучающихся к восприятию нового материала;
• активное участие родителей в проектной деятельности (особенно у младших школьников).

Обучающиеся к концу внедрения проекта:

• умеют видеть проблему и задавать вопросы;
• умеют доказывать;
• делают выводы и рассуждают;
• высказывают предположения и строят планы по их проверке.

Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию и иностранного языка. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого учащегося и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания английского языка является метод проектов.

Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность английского языка как языка международного общения. Проектная работа готовит их к этому.

Ребята с удовольствие участвуют в создании проектов по темам: «Мое любимое блюдо», «Мой район, мой дом -мой мир», «Человек, которым я восхищаюсь», «Мое хобби» «Неофициальные символы России и проект футболки», «Проект футболки на экологическую тему» и другие.

     Нужно сказать, что с внедрением метода проектов в учебный процесс происходят значительные изменения: у учащихся увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода, содержание которого соответствует темам проектов, значительно совершенствуются умения устной и письменной речи, навыки компьютерной обработки текстовой информации, расширяются кругозор учащихся, отмечаются развитие коммуникативных навыков, умение вести дискуссию на английском языке.  А самое главное - ребята становятся увереннее в себе.

Использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию.

Выводы.

Как показала практика, проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки обучающихся (особенно младшей школы), помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проектно – исследовательской деятельности знания обучающихся, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, учитель старается создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность обучающемуся самому исследовать и экспериментировать, поддерживает его любознательность и интерес к предмету, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в рамках ФГОС один из способов самостоятельной работы взаимодействия учителя и обучающегося.

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время чер...

Презентация "Организация проектной деятельности в рамках ФГОС ООО"

Презентация содержит методические рекомендации организации проектной деятельности по математике. Разработаны основные положения деятельности учителя и учащихся на каждом этапе работы над проектом, кот...

Статья " Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Система школьного исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования. Происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых ...

"ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС"

    Образовательный стандарт нового поколения ставит перед  образованием новые цели. Необходимо не только научить детей, но и  формировать у них мотивацию к обучению. Эти за...

Метод учебного проекта в образовательном процессе традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя английского языка)

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок английского языка в современных условиях. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И как...

Доклад «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС»

laquo;ОРГАНИЗАЦИЯ       ПРОЕКТНОЙ       ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  РАМКАХ   ФГОС»Цель работы: – стимулировать развитие...