ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
рабочая программа по английскому языку (6 класс)

Направление «Общеинтеллектуальное»

для учащихся 6 классов

Пояснительная записка

Востребованность знаний иностранного языка бесспорно, но его изучение требует нелегкой систематической работы. Наиболее сложным в овладении языком является изучение грамматики. Система времен английского языка и другие грамматические явления отличаются от родного языка, а иногда не имеют аналогов в нем. Поэтому дети часто считают грамматику неинтересной, скучной.

Чтобы сделать этот процесс более занимательным и эффективным была создана программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика». Изучение и закрепление грамматических явлений и структур базируется на использовании рифмовок, стихотворений, лексических и грамматических сказок. Это – тот текстовый материал, который дети любят, который им интересен, а, следовательно, работа с ним положительно эмоционально окрашена для ученика, что в значительной степени содействует более прочному усвоению материала.

Грамматические рифмовки и сказки являются очень хорошим подспорьем в процессе обучения, так как помогают пусть и в стихотворной или сказочной форме запомнить различные грамматические особенности английского языка. Рифмованные структуры и стихи или лексико-грамматические сказки могут быть успешно использованы на разных ступенях освоения грамматического материала:

- на этапе презентации нового грамматического явления (в качестве иллюстрированного материала для формулирования правила его употребления);

- на этапе формирования рецептивных навыков (узнавание той или иной грамматической формы в другом контексте);

- при формировании продуктивных грамматических навыков говорения (благодаря использованию упражнений на подстановку, трансформацию, расширение структур и комбинирование грамматического материала с ранее  изученным и усвоенным учащимися).

Программный материал внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» предоставляет учащимся возможность развить и углубить свои знания английской грамматики, способствует активизации их мыслительных и творческих умений, формирует мировоззрение учащихся, предусматривает толерантное принятие языковых ценностей другого народа.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий: целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, саморегуляции. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность и на обеспечение понимания ими языкового материала, развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Изучение грамматики английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, как на иностранном, так и на родном языке. К тому же расширяется его словарный запас за счет интернациональных слов.

В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.

Особенностью данной программы является в том, что она предназначена для оказания помощи учащимся в понимании, использовании и закреплении лексико-грамматических структур английского языка в процессе выполнения разнообразных практических упражнений, как письменных, так и устных. Учащиеся приобретают дополнительную возможность овладения новыми языковыми средствами, в том числе лексико-грамматическими, осваивают знания о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_programma_zanimatelnaya_grammatika.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  

по внеурочной деятельности

 «Занимательная грамматика»

Направление «Общеинтеллектуальное»

для учащихся 6 классов

Пояснительная записка

Востребованность знаний иностранного языка бесспорно, но его изучение требует нелегкой систематической работы. Наиболее сложным в овладении языком является изучение грамматики. Система времен английского языка и другие грамматические явления отличаются от родного языка, а иногда не имеют аналогов в нем. Поэтому дети часто считают грамматику неинтересной, скучной.

Чтобы сделать этот процесс более занимательным и эффективным была создана программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика». Изучение и закрепление грамматических явлений и структур базируется на использовании рифмовок, стихотворений, лексических и грамматических сказок. Это – тот текстовый материал, который дети любят, который им интересен, а, следовательно, работа с ним положительно эмоционально окрашена для ученика, что в значительной степени содействует более прочному усвоению материала.

Грамматические рифмовки и сказки являются очень хорошим подспорьем в процессе обучения, так как помогают пусть и в стихотворной или сказочной форме запомнить различные грамматические особенности английского языка. Рифмованные структуры и стихи или лексико-грамматические сказки могут быть успешно использованы на разных ступенях освоения грамматического материала:

- на этапе презентации нового грамматического явления (в качестве иллюстрированного материала для формулирования правила его употребления);

- на этапе формирования рецептивных навыков (узнавание той или иной грамматической формы в другом контексте);

- при формировании продуктивных грамматических навыков говорения (благодаря использованию упражнений на подстановку, трансформацию, расширение структур и комбинирование грамматического материала с ранее  изученным и усвоенным учащимися).

Программный материал внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» предоставляет учащимся возможность развить и углубить свои знания английской грамматики, способствует активизации их мыслительных и творческих умений, формирует мировоззрение учащихся, предусматривает толерантное принятие языковых ценностей другого народа.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий: целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, саморегуляции. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность и на обеспечение понимания ими языкового материала, развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Изучение грамматики английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, как на иностранном, так и на родном языке. К тому же расширяется его словарный запас за счет интернациональных слов.

В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.

Особенностью данной программы является в том, что она предназначена для оказания помощи учащимся в понимании, использовании и закреплении лексико-грамматических структур английского языка в процессе выполнения разнообразных практических упражнений, как письменных, так и устных. Учащиеся приобретают дополнительную возможность овладения новыми языковыми средствами, в том числе лексико-грамматическими, осваивают знания о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке.

В процессе изучения содержания курса учащиеся работают над решением следующих задач:

- систематизация ранее изученного материала, овладение новыми языковыми средствами, увеличение объема используемых лексико-грамматических структур;

- совершенствование умения планировать свое речевое поведение;

- развитие умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

- развитие общих и специальных учебных умений и навыков, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком;

- развитие и воспитание в себе способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью.

«Занимательная грамматика» представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в отдельно взятом классе (6 класс).

Данная программа рассчитана на 35 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю).

Главной целью данного курса является:

  • развитие элементарных языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком путём углубления и закрепления уже имеющиеся знаний и получения дополнительных;
  • создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через внеурочную деятельность посредством английского языка.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

1) В области познания:

- приобщать школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;

- знакомить с языковыми (грамматическими) особенностями языка другого народа в сравнении с родным языком;

- формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;

- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

2) В области развития:

- развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;

- развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;

- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке.

3) В области воспитания:

способствовать воспитанию толерантности и уважения к языку другого народа; 

- приобщать к общечеловеческим ценностям;

- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);

- обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс творческих отчётов;

- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению английским языком.

Коммуникативная компетенция развивается с использованием в речи грамматических форм и структур, характерных для английского языка.

Несмотря на то, что данная рабочая программа внеурочной деятельности нацеливает на обучение детей основам английской грамматики, у учащихся параллельно формируются и другие виды речевой деятельности: аудирование и чтение через прослушивание и чтение лингвистических и грамматических сказок, рифмовок и стихов; говорение – через использование грамматического материала в речи; письмо – через выполнение письменных упражнений, написание тестов или собственных рифмовок.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

(организация на занятии парно-групповой работы)

•        формировать мотивацию к обучению;

•        контролировать процесс и результат учебной деятельности;

•        развивать познавательные навыки учащихся;

•        уметь самостоятельно конструировать свои знания;

•        ориентироваться в информационном пространстве;

•        развивать критическое и творческое мышление.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

•        планировать свое речевое и неречевое поведение;

•        проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

•        осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

•        взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

•        работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации.

Познавательные УУД:

•        добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

•        использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни;

•        работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

•        осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД:

•        учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

•        формировать у учащихся коммуникативную компетентность;

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        задавать вопросы;

•        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные результаты.

Грамматика:

•        основные типы английского предложения с простым, составным именным и составным глагольным сказуемым;

•        утвердительные и отрицательные предложения; общие и специальные вопросы, глаголы be и do в функции вспомогательных глаголов;

•        побудительные предложения в утвердительной и отрицательной формах;

•        главные и второстепенные члены предложения; порядок слов в простом распространенном предложении;

•        безличные предложения с формальным подлежащим «it» в настоящем времени; конструкция there is/there are в настоящем прошедшем временах;

•        неопределённые местоимения some и any;

•        существительные: исчисляемые и неисчисляемые, множественное число, притяжательный падеж;

•        местоимения (личные, притяжательные, объектные, возвратные указательные);

•        повелительное наклонение;

•        настоящее простое, настоящее длительное, прошедшее простое времена;

•        модальные глаголы (can, could, must, have to, shall);

•        предлоги места;

•        определенный, неопределенный, нулевой артикли.

•        степени сравнения прилагательных и наречий.

Аудирование:

•        Воспринимать на слух и добиваться понимания содержания небольших сообщений, содержащих изученные грамматические структуры.

Чтение:

•        Вычленять изученные грамматические структуры при зрительном восприятии текста.

Письмо:

•        Письменно фиксировать усвоенный грамматический материал, выполнять письменные задания.

Говорение:

•        Использовать изученный грамматический материал в диалогах и монологах.

Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счёте, ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, поэтому занятия по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» будет способствовать развитию УУД и раскрытию творческого потенциала учащихся и развитию познавательной деятельности.

Программа ориентирована на личность ребёнка, так как расширяет грамматический и лингвистический кругозор детей: школьник получает сведения о грамматических структурах и явлениях языка другой страны и её жителях. Учащийся учится наблюдать и сравнивать речевые и грамматические явления родного и английского языка. Это помогает ему понять, что грамматические явления в разных языках выражаются разными способами.

Изучение школьниками грамматики английского языка соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципа развивающего обучения, что способствует разностороннему развитию личности ребенка.

Предполагаемый результат освоения программы по внеурочным занятиям «Занимательная грамматика»

В результате реализации данной программы учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • грамматические явления и структуры английского языка;
  • наизусть рифмованные грамматические «запоминалки» (доступные по содержанию и форме);

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых грамматических явлений;
  • применять основные нормы речевого поведения в процессе общения;
  • грамматически правильно строить английские предложения в речи;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников;
  • использовать грамматически правильные структуры и явления во всех видах речевой деятельности;
  • драматизировать изученные сказки;
  • сочинять собственные рифмовки;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

  • толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
  • познавательная, творческая, общественная активность;
  • самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
  • коммуникабельность;
  • уважение к себе и другим;
  • личная и взаимная ответственность;
  • готовность действия в нестандартных ситуациях;

Содержание курса внеурочной деятельности

6 класс:

Здравствуй, школа!  (3 ч): структура английского предложения. Личные местоимения. Распорядок дня. Наречия времени. The Present Simple tense. The Present Continuous tense. Викторина «Глаголы в настоящем времени».

Я и моя семья (4 ч): Монолог «Моя семья самая лучшая». Притяжательный падеж. Притяжательные местоимения. Виды вопросов в английском языке. Глагол «to be» в настоящем времени. Ролевая игра «Наша большая семья».

Животные в нашей жизни (4 ч): Прилагательные, порядок прилагательных. Степени сравнения прилагательных и наречий. Множественное число существительных. Глаголы can, have/have got. Монолог «Питомец моей мечты».

Мой дом – моя крепость (3 ч):  Конструкции «there is/there are…». Проект «Мой дом – моя крепость». Предлоги места. Some/any/no.

Известные люди прошлого (3 ч.): The Past Simple tense. Предлоги времени. Викторина «Правильные и неправильные глаголы».

Питание в нашей жизни (3 ч): ролевая игра «В ресторане».  Конструкция «I would like». Дискуссия «Здоровое питание». Наречия «many/much/few/a few/little/a little». Исчисляемые и неисчисляемые существительные.

Что мы носим? (3 ч): диалог «В магазине одежды». Местоимения this-these/that-those. Числительные.

Спорт в нашей жизни (3 ч):  Модальные глаголы can/could/must/have to/should, повелительное наклонение. Урок-интервью «В здоровом теле здоровый дух».

Мир вокруг нас (3 ч.): артикли – определенный, неопределенный, нулевой. Артикли с географическими названиями. Урок-игра: «Где нужен артикль?».

Я хорошо знаю грамматику! (1 ч): повторение, обобщение пройденного материала, викторина «Я знаю английскую грамматику».

       Итого в 6 классе: 35 ч.

Тематическое планирование

6 класс

Тема занятий

Кол-во часов

1

Здравствуй, школа!

7

2

Я и моя семья.

4

3

Животные в нашей жизни!

3

4

Мой дом – моя крепость.

3

5

Известные люди прошлого.

4

6

Питание в нашей жизни.

4

7

Что мы носим?

3

8

Спорт в нашей жизни.

3

9

Мир вокруг нас.

3

10

Я хорошо знаю грамматику!

1

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Примечание

План

Факт

Здравствуй, школа! (7 ч.)

1

Знакомство с английским предложением. Порядок слов в английском предложении.

2

Личные местоимения. Интервью «Мой распорядок дня».

3

Простое  настоящее время. Особенности образования глаголов в the Present Simple tense.

4

Наречия времени и их место в предложении.

5

Простое длящееся время и его показатели в предложении.

6

Глаголы в the Present Continuous tense.

7

Викторина «Глаголы в настоящем времени».

Я и моя семья (4 ч.)

8

Глагол to be в настоящем времени.

9

Монолог «Моя семья самая лучшая». Притяжательные местоимения.

10

Ролевая игра «Наша большая семья». Притяжательный падеж.

11

«Кто это?» Виды вопросов в английском предложении.

Животные в нашей жизни (3 ч.)

12

Описание животных. Прилагательные. Порядок прилагательных в предложении.

13

Фоторепортаж «Удивительный мир животных». Глаголы can, have/have got.

14

Особенности образования множественного числа существительных. Монолог «Питомец моей мечты».

Мой дом – моя крепость (3 ч.)

15

Где я живу? Конструкции there is/there are.

16

Some/any/no. Предлоги места.

17

Проект «Мой дом - моя крепость».

Известные люди прошлого (4 ч.)

18

Чем они знамениты? Глагол to be в прошедшем времени.

19

Предлоги времени.

20

Построение предложений в простом прошедшем времени.

21

Викторина «Правильные и неправильные глаголы».

Питание в нашей жизни (4 ч.)

22

Исчисляемы и неисчисляемые существительные.

23

Наречия many/much/few/little.

24

Конструкция I would like to… Дискуссия «Здоровое питание».

25

Ролевая игра «В ресторане».

Что мы носим (3 ч.)

26

Местоимения this/that, these/those.

27

Сколько это стоит? Числительные.

28

Диалог «В магазине одежды».

Спорт в нашей жизни (3 ч.)

29

Модальные глаголы can/must/should/have to.

30

Повелительное наклонения.

31

Урок-дискуссия «В здоровом теле здоровый дух».

Мир вокруг нас (3 ч.)

32

Артикли – неопределенный, определенный, нулевой.

33

Артикли с географическими названиями.

34

Урок-игра «Где нужен артикль?».

Я хорошо знаю грамматику! (1 ч.)

35

Викторина « Я знаю английскую грамматику».

Список литературы

  1. Дули Дж.,Эванс В. Grammarway 1: Практическое пособие по грамматике английского языка/Пер. с англ. Г.И. Бардиной; под ред. О.В. Афанасьевой. М.: ЦентрКом, 2011, 144 с.
  2. Учебник «New Round-Up 2» Virginia Evans, Jenny Dooley. –England: Pearson Education Limited, 2010.
  3. Учебник «New Round-Up 2» Virginia Evans, Jenny Dooley. –England: Pearson Education Limited, 2010.
  4. Учебник «Macmillan Primary Grammar 2» Stuart Cochrane. –England: Macmillan Publishers Limited, 2010.
  5. Учебник «English World 2 Grammar Practice Book, Nick Beare. - Macmillan, 2012.
  6. Учебное пособие «English Grammar in Use» Raymond Murphy. Cambridge University Press, 2012.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" в 5 классе

Программа по внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 класса....

Рабочая программа 7 класс внеурочная деятельность "Занимательная грамматика"

Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельностиВ процессе обучения и воспитания личностных  установок, потребностей в познавательной  мотивации, в  соблюдении норм сов...

Развитие творческих способностей школьников на занятиях курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика"

Данная стать носит ознакомительный характер с курсом по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для 7 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Занимательная грамматика»

I. Пояснительная записка  Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём во...

рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Рабочая программа вненурочной деятельности "Занимательная грамматика" 8 класс...