Методический материал на тему: "Технология проблемного обучения".
статья по английскому языку

Решитько Юлия Ивановна

Методический материал на тему: "Технология проблемного обучения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения относится к интерактивному обучению и обладает огромным образовательным потенциалом. Основы проблемного обучения заложил американский философ и педагог Д Дьюи, разрабатывая проблему развития мышления в учебном процессе.  Д. Дьюи считал, что обучающийся должен пройти тот путь, который уже прошел ученый, совершивший то или иное открытие в науке, обучающийся должен самостоятельно разбираться в проблеме, выдвигать гипотезы, искать ответы, ошибаться и снова искать. В России проблемное обучение также стало разрабатываться в русле психологии мышления в пятидесятых годах под руководством известных психологов А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. Основу теории проблемного обучения составили их идеи о том, что процесс мышления осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблем; одним из главных условий управления обучением, обеспечивающим развитие мышления, является преднамеренное создание проблемных ситуаций и решения проблем.

Дидактические аспекты проблемного обучения получили раскрытие в работах И.Л. Лернера, М.Н. Скаткина, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина. Сущность проблемного обучения И.Л. Лернер видел в том, что обучающийся под руководством преподавателя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем. М.И. Махмутов на основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований определяет проблемное обучение как этап развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципов проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирование познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходу усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций. Создание в процессе обучения специальных ситуаций ителлектуального затруднения – проблемных ситуаций и решение проблем – способствует эффективной активизации мыслительной деятельности школьников, формированию у них нестандартных подходов к решению проблем, развитию творческого мышления. Проблемная ситуация служит не только источником  интеллектуального затруднения, что является необходимым условием развития мышления обучающихся, но и важным мотивационным, а вместе с тем и эмоциональным средством в процессе обучения. Таким образом, педагогические возможности проблемного обучения состоят в следующем:

 - создание возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности школьников.

- развитие самостоятельности, ответственности, критичности, инициативности.

- развитие эвристических и творческих способностей школьников.

- обеспечение прочности приобретаемых знаний.

Проблемное обучение позволяет формировать все виды УУД: познавательные, регулятивные, личностные.

Приемы, этапы, стратегии.

 Проблемное обучение – это процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью обучающихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем.

Таким образом, в основе проблемного обучения лежит решение какой-либо задачи или проблемы. Применительно к теории обучения можно сказать, что проблемная ситуация представляет собой особый вид взаимодействия субъекта и объекта, при котором возникает явно или смутно осознанное затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний и способов действий. Необходим анализ проблемной ситуации, в результате которого возникает, формулируется проблема. На первом этапе технологии педагог всегда предъявляет проблемную ситуацию, осуществляет постановку наводящих вопросов, помогающих обучающимся осознать существо проблемы. А обучающийся осознает проблемную ситуацию, анализирует исходные данные и формулирует проблему.

Формулирование проблемы -  в отличие от проблемной ситуации – означает, что теперь познающему удалось хотя бы предварительно и приблизительно расчленить данное (известное) и исходное (неизвестное). Это расчленение выступает в словесной формулировке проблемы в виде проблемной задачи. Проблемная задача предполагает ряд действий – для ее решения обучающемуся нужно самостоятельно провести частичный поиск.

Способы создания проблемных ситуаций (по А.М. Матюшкину)

  1. Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность обучающихся и приводит к активному усвоению новых знаний.
  2. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления.
  3. Побуждение обучающихся к анализу фактов и явлений действительности.
  4. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении обучающимися заданий практического характера. Проблемные ситуации возникают при попытке обучающихся достигнуть поставленной цели.

Способы создания проблемных ситуаций (по Г.К. Селевко)

  1. Педагог подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.
  2. Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
  3. Предлагает рассмотреть явление в различных позиций.
  4.  Побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации.
  5. Ставит проблемные задачи, например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с противоречивыми данными, с заведомо допустимыми ошибками, с ограниченным временем решения.

Алгоритм решения проблемы.

  1. Формулировка проблемной ситуации. (Что известно для решения проблемы, что требуется найти? Достаточно  ли данных для решения данной проблемы.
  2. Составление гипотез и отбор оптимальной. (Какие пути решения проблемы можно предложить?)
  3. Решение проблемной ситуации. (Оценивание каждого шага)
  4. Анализ решения проблемной ситуации.

Приемы технологии и УУД

  1. Предъявление проблемной ситуации.  Педагог предъявляет проблемную ситуацию, осуществляет постановку наводящих вопросов, помогающих обучающимся осознать существо проблемы.

УУД ( познавательные, коммуникативные) – ученик научится:

-  основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

-  формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать  ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

2. формулировка проблемной задачи. Приблизительное расчленение данного (известного) и искомого (неизвестного).

УУД (познавательные) – ученик научится:

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

3. Проблемный вопрос. Постановка проблемного вопроса. Подобные вопросы стимулируют мысль, активизируют мышление, заставляют человека думать.

УУД (познавательные) – ученик научится:

- объяснять явления, процессы, связи.

- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий

-делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

4. Составление гипотез и отбор оптимальной. Педагог осуществляет постановку наводящих вопросов, сообщает необходимую информацию. Ученик выдвигает гипотезу, обосновывает ее.

УУД (познавательные) – ученик научится:

- выдвигать гипотезы.

- делать умозаключения.

5. Решение проблемной ситуации. Ученик  осуществляет проверку гипотезы, решает проблему.

УУД (познавательные, регулятивные) – ученик научится:

- строить логические рассуждения.

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые корректировки.

- осуществлять сравнение и классификацию.

- объяснять явления, процессы.

- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

6. анализ решения проблемной ситуации. Педагог осуществляет анализ  действий ученика в ходе решения. Ученик анализирует ход решения.

УУД (познавательные, регулятивные) – ученик научится:

-  адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий  и вносить необходимые коррективы.

- основам  саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что  технология проблемного обучения относится к интерактивному обучению и обладает огромным образовательным потенциалом. Разработка технологии проблемного обучения требует от педагога большого педагогического мастерства и много времени для дидактического построения проблемной ситуации. И хотя проблемная задача всегда вызывает затруднение у обучающегося в учебном процессе, на ее осмысление уходит больше времени, чем при традиционном обучении, она, безусловно, развивает мышления обучающегося, что определяет ее несомненную важность в процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Материал на тему: конкурсное задание "Методический семинар" на тему: ""технологии и методики направленные на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта "Педагог"

В связи с введением ФГОС общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета "Музыка"....

Методическая разработка по теме: «Методы проблемного обучения на уроках химии»

Известно, что прогрессивно то, что эффективно, независимо от того, когда оно рождено – давно или только что. Важно определиться за счёт чего предполагается обеспечить достижение хороших результа...

Методическая разработка на тему "Методы проблемного обучения"

Разработка предназначена для учителей и преподавателей....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Учебно-методическая разработка определяет применение метода проблемного обучения на уроках математики в общеобразовательных учреждениях страны....