Методические рекомендации по развитию и мониторингу коммуникативных УУД на уроках английского языка
материал по английскому языку

Методические рекомендации по развитию и мониторингу коммуникативных УУД на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rekom_po_razvitiyu_i_monitoringu_kom_uud.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию и мониторингу коммуникативных УУД

на уроках английского языка в средней школе.

         Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е. государством, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, познания и освоения мира, формирование совокупности «УУД». Понятие «универсальные учебные действия» в широком смысле - это умение учиться, т.е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) - это совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока: 
I. личностный; 
II. регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 
III. познавательный; 
IV. коммуникативный. 

         Я хотела бы подробно остановиться на коммуникативных учебных действиях, которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 

Для развития коммуникативных учебных действий посредством работы с текстом Е.В. Руденко были разработаны упражнения индивидуальные, парные и групповые.

Индивидуальные:

Упражнение 1. «Интеллектуальный штурм»

Упражнение применяется после прочтения текста. Учитель просит назвать ключевое слово темы текста. Учащиеся бегло называют по одному слову по теме теста. Например, тема «Christmas in the UK».

Учитель:  Назовите понятия, связанные со словом рождество…

Дети: holiday, gifts, celebrate, Christmas tree и т.д.

Эффект от выполнения упражнения:

1) концентрация внимания;

2) закрепление знаний;

3) формирование умение слушать и слышать;

4) установление причинно-следственных знаний;

5) развитие речи.

Упражнение 2.

Упражнение дается в качестве домашнего задания или проводится на уроке после прочтения текста. Учащие в устной или письменной форме должны составить связный рассказ на заданную тему.

Например: текст «Russia`s famous places». Задание: Напиши письмо в газету о достопримечательностях нашей страны

Эффект от выполнения упражнения:

1. Перевод устной речи в письменную.

2. Развитие речи

3. Закрепление знаний по теме

Упражнение 3.

Упражнение проводится в устной форме после прочтения текста. Перескажи рассказ от лица какого-либо героя.

Например, текст «The History of Еngland».

Задание: перескажи текст от лица англичан или перескажи текст от лица английской королевы

1. Перевод письменной речи в устную.

2. Развитие речи

3. Закрепление знаний по теме

Парные:

Упражнение 1. «Составь задание партнеру»

Упражнение можно проводить как перед прочтением текста, так после при работе в парах.

Например, «What will be this text about?» «What is the main idea of the text?»

Эффект от выполнения упражнения:

1) закрепление знаний;

2) формирование умения слушать;

3) развитие речи;

4) формирование умения вести диалог.

Упражнение 2. «Отзыв на ответ товарища».

Упражнение можно проводить после обсуждения какой-либо проблемы, поднятой в тексте, как в устной, так и письменной форме. Предварительно оговариваются критерии письменной работы, по которым ее можно проверить.    

Например:

- оцените, насколько полным был ответ на вопрос?

- какую оценку поставите за ответ и почему?

Эффект от проведения упражнения:

1. Построение речевого высказывания в устной или письменной форме;

2. Умение слушать и слышать

3. Отслеживание и анализ знаний по теме, рефлексия

Упражнение 3. «Диалог»

Проверка понимания текста в парах. На вопрос учителя сначала отвечает один ученик, затем сосед по парте. Работа длится 4-5 минут. Дети оценивают ответы друг друга. Учитель выборочно вновь задает те же вопросы и если оценка совпадает, то ставится обоим учащимся.

Эффективность от проведения упражнения:

1. Умение слушать и слышать.

2. Отслеживание и анализ знаний по теме, рефлексия.

3. Развитие речи, взаимопроверка.

Групповые:

 Упражнение 1. 

Упражнение проводится при делении класса на малые группы 3-4 человека. Например, тема «Different doctors help children»

Работают четыре  группы.

Задание:   текст учебника, выполните задание:

1 группа:  Хирург

2 группа:  Стоматолог

3 группа: Педиатр

4 группа: Окулист

Объясните, чем занимается тот или иной врач, какую помощь он может оказать в разных ситуациях.

Упражнение 2.

Пример: работа  по теме: «Составление профайла страны». Работа в группах. Совместно по плану составить рассказ о Шотландии.

1 группа. Географическое положение, климат

2 группа. Экономика (основные отрасли и местоположение).

3 группа. Флора и фауна

Экспертная группа.   Знакомство с дополнительным материалом.

Эффект от выполнения упражнения:

1. Развитие навыков коммуникации при работе в группе

2.  Развитие умения работать с различными источниками знаний

3. Обмен результатами мыследеятельности

 Упражнение 3. «Интервью» 

Упражнение проводится на этапе проверки понимания текста. Учащиеся разбиваются мини-группы и располагаются рядом друг с другом. Далее педагог предлагает одному ученику задавать вопросы для интервью: 2-3 вопроса  по тексту (не более 2-3 минут). Один человек в группе выступает экспертом

Например: тема «What are you going to be?»

- Кем ты собираешься стать?

- Какие функции выполняет человек этой профессии?

- Какими качествами должен обладать человек этой профессии?

Далее педагог поочередно предлагает оценить полученную информацию. Фиксация ответов в рабочей тетради. Рефлексия состоявшегося взаимодействия.

Эффект от выполнения упражнения:

1. Обмен  информацией между собеседниками.

2. Проявление умения слушать и слышать.

3. Закрепление знаний по теме.

 Упражнение 4. «Круглый стол»

Упражнение проводится либо в форме беседы, либо дискуссии после прочтения текста.

Например, тема: «Почему люди сжигали книги?»

Учитель как ведущий объявляет тему и цель круглого стола, представляет законы «Круглого стола», далее поочередно вопросы для обсуждения:

- По каким причинам сжигались книги в средние века?

- Какие новые идеи появились в средневековье?

- Сжигают ли книги в наше время? Приведите примеры

Ведущий (учитель) фиксирует ответы выступающих на листе результатов и делает обобщение.

Эффект от проведения упражнения:

1. Развитие умений коллективной беседы, дискуссии.

2. Развитие речи.

3. Развитие навыков общения через организацию полилога, мыследеятельности.

Упражнение 5. «Пресс-конференция»

Упражнение можно проводить на уроке изучения нового или уроке обобщения знаний. Участников лучше рассадить по кругу или по периметру класса. Ведущий (педагог или группа учащихся-специалистов) объявляет тему пресс-конференции с ним как со специалистом данной области. Участникам предлагается в течение двух минут сформулировать 1-2 вопроса. По истечении времени участники задают вопрос, при повторении пропускают ход или оперативно формулируют новый. Оцениваются вопросы, отражающие суть рассматриваемой темы.

Эффект от проведения упражнения:

1. Развитие умений формулировать вопрос.

2. Развитие навыков общения, через организацию смыслотворчества.

3. Развитие  мышления, речи.

Данные упражнения помогают формировать и развивать коммуникативные универсальные действия у обучающихся на уроках английского языка в средней школе.

 Мониторинг уровня формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка умений осуществляется на основе диагностики с целью:

-  определения уровня коммуникативных умений и навыков;

- определения динамики развития в течение определенного периода времени;

- определения изменений в уровне развития коммуникативных УУД, которые произошли под влиянием применения предложенных упражнений.

Для диагностики коммуникативных УУД используются рекомендации заведующего лабораторией экспертизы качества образовательного процесса Московского центра качества образования, кандидата психологических наук Д.А. Иванова. Таком образом можно выделить три уровня овладения коммуникативными универсальными учебными действиями.

Обучающийся умеет:

На низком уровне

- слушать и воспринимать речь

- отвечать на вопросы

- не проявляет инициативу в коммуникации

На среднем уровне

- формулировать собственное мнение и позицию без аргументации

- анализировать источники знаний

- владеть диалогической формой речи

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия

На высоком уровне

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- руководить, например, распределять обязанности между членами группы;

- занимать управляющую позицию, проявляя самостоятельность и ответственность;

- подводить итог

- определять проблемы, искать пути их решения и аргументировано представлять результаты работы;

Используя данную шкалу, я фиксирую уровни формирования коммуникативных умений каждого учащегося три раза в год: в сентябре, январе и в марте (см. Приложение). Фиксируется не только уровень, но и индивидуальные особенности ученика, например: степень владения монологической речью, умение работать в группе, роль обучающегося при групповых заданиях.

           В условиях изучения иностранного языка выделяют разные степени сформированности монологической речи, в зависимости от творчества и самостоятельности, которые проявляет учащийся.

Репродуктивная. На этой степени не предполагается речевого творчества учащихся, и, следовательно, он характеризуется отсутствием самостоятельности как в выборе языкового оформления (как сказать), так и в определении содержания (о чем говорить), оно обычно задается извне.

Репродуктивно-продуктивная. На этой степени уже предполагаются некоторые элементы творчества и самостоятельности высказывания. Они могут проявляться в варьировании усвоенного языкового материала, использовании его в новых ситуациях, в последовательности и композиционной структуре изложения. Однако большая часть высказывания будет носить репродуктивный характер. Варьирование будет зависеть от степени владения учащимися операциями подстановки, расширения и особенно трансформации и комбинирования.

Продуктивная. Она характеризуется тем, что учащийся на основе своего языкового и речевого опыта может выразить свое отношение к фактам и событиям, дать оценку, построить высказывание в соответствии со своим замыслом.

Распределение ролей в группе учителем на первых этапах формирования групп необходимо, т.к. ученики только учатся совместной работе над заданием. В дальнейшем, по мере освоения методики работы в группе, учитель делегирует право распределения ролей самим ученикам.

Какие роли должны быть в группе? Здесь есть много вариантов, например:

​ ученик-организатор – отвечает за работу группы в целом;

​ ученик-консультант – задает уточняющие вопросы;

​ ученик-писарь – записывает от лица группы;

​ ученик-спикер– рассказывает, что решила группа;

​ ученик-хронометрист – следит за временем

​ ученик-критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;

​ ученик-наблюдатель – следит за соблюдением правил групповой работы и вмешивается в случае их нарушения.

Таблица 1

Мониторинг  формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в средней школе

Класс_______6______

ФИ ученика

Уровень

Сентябрь

Январь

Март

Степень владения монол.речи

Умение работать в группе

Роль обуч. при груп зад.

Степень владения монол.речи

Умение работать в группе

Роль обуч. при груп зад.

Степень владения монол.речи

Умение работать в группе

Роль обуч. при груп зад.

1

A-1

низкий

Репродукт.

-

Ученик-наблюдатель

Репродукт.

+

Ученик-наблюдатель

Репродукт.

+

Ученик- хронометрист

2

В-2

средний

Репродукт.

+

Ученик-хронометрист

Репродукт.-продуктивн.

+

Ученик-хронометрист

Репродукт.-продуктивн.

+

Ученик-хронометрист

3

В-3

средний

Репродуктивно-продуктивн.

+

Ученик-консультант

Репродуктивно-продуктивн.

+

Ученик-критик

Репродуктивно-продуктивн.

+

Ученик-критик

4

В-4

высокий

Репродуктивно-продуктивн.

+

Ученик-организатор

Продуктивн.

+

Ученик-организатор

Продуктивн.

+

Ученик-организатор

5

Е-5

средний

Репродуктивно-продуктивн

+

Ученик-консульант

Репродуктивно-продуктивн

+

Ученик-спикер

Репродуктивно-продуктивн

+

Ученик- критик

6

К-6

средний

Репродуктивно-продуктивн

+

Ученик-писарь

Репродуктивно-продуктивн

+

Ученик-критик

Репродуктивно-продуктивн

+

Ученик- спикер

7

К-7

высокий

Репродуктивно-родуктивн.

+

Ученик-консультант

Продуктивн.

+

Ученик-организатор

Продуктивн.

+

Ученик-организатор

8

Л-8

средний

Репродуктивн.

-

Ученик-наблюдатель

Репродуктивно-продуктивн.

+

Ученик-писарь

Репродуктивно-продуктивн.

+

Ученик-консультант

9

П-9

низкий

Репродуктивн.

-

Ученик-наблюдатель

Репродуктивн.

+

Ученик-наблюдатель

Репродуктивн.

+

Ученик-наблюдатель

10

Р-10

низкий

Репродуктивн.

-

Ученик-наблюдатель

Репродуктивн.

+

Ученик-хронометрист

Репродуктивн.

+

Ученик-хронометрист

11

С-11

средний

Репродуктивн.

+

Ученик-хронометрист

Репродуктивно-продуктивн.

+

Ученик-консультант

Репродуктивно-продуктивн.

+

Ученик-консультант

12

Т-12

средний

Репродуктивно-продуктивн.

+

Ученик-консультант

Репродуктивно-продуктивн.

+

Ученик-консультант

Репродуктивно-продуктивн.

+

Ученик-критик

13

Ш-13

средний

Репродуктивн.

+

Ученик-писарь

Репродуктивно-продуктивн.

+

Ученик-писарь

Репродуктивно-продуктивн.

+

Ученик-писарь

14

Ш-14

средний

Репродуктивно-продуктивн.

+

Ученик-писарь

Репродуктивно-продуктивн.

+

Ученик-консультант

Репродуктивно-продуктивн.

+

Ученик-спикер

Мониторинг  формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в средней школе (%)

сентябрь

январь

март

монологическая речь

34

62

78

диалогическая речь

23

44

66

аргументированная речь

21

33

49

Эффект от выполнения упражнений (УПР 1)

%

концентрация внимания

67

закрепление знаний

72

формирование умения слушать

65

установление причинно-следственных связей

56

развитие речи

87

Упр.2

%

перевод устной речи в письменную

78

развитие речи

78

закрепление знаний по теме

89

В зависимости от результатов организую индивидуальную или групповую работу с учащимися. Для объективности результатов можно предложить обучающимся самим оценить себя по карте «Какой я в общении» Е. Ефановой (См. ПРИЛОЖЕНИЕ), таким образом, учитель может получить дополнительную информацию об обучающемся и его самооценке.

Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения  методических рекомендаций по развитию коммуникативных УУД при обучении английскому языку.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Мониторинг  формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в средней школе.

ФИО________________________________________

Класс_______________________________________

Обучающийся

Отметка о проявлении критерия

Сентябрь

Январь

Май

На низком уровне

воспринимает монологическую речь

не умеет последовательно излагать свои мысли

больше слушает и отвечает, чем проявляет инициативу;

На среднем уровне

умеет собирать материал по проблеме, извлекает нужную информацию из текста, таблиц, презентаций, картинок

высказывает свое мнение в ходе дискуссии, беседы (без аргументации);

участвует в общении чаще по инициативе других

умеет выходить из конфликта;

участвует в принятии групповых решений;

На высоком уровне

ясно и последовательно выражает свои мысли

анализирует источники знаний, уточняет детали

обобщает и делает выводы

имеет свою точку зрения и обосновывает  ее, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов;

ведет диалог по своей инициативе

умеет руководить, например, распределять обязанности между членами группы;

умеет различать мнения и факты в высказывании человека;

Индивидуальные особенности:

Карта оценивания для обучающегося «Какой я в общении?»

(Е. Ефановой)

Высказывание

Твое отношение

Не согласен

Согласен

Затрудняюсь ответить

Я стесняюсь отвечать перед классом.

Я люблю выступать перед аудиторией.

Я умею отстаивать свою точку зрения без крика и оскорблений.

Мне нравится работать в группе, выполняя задание учителя.

Во время беседы  я предпочитаю слушать других, а не высказывать свое мнение.

Мне нравятся уроки, на которых я могу высказать свое мнение к изучаемым событиям.

Я знаю и соблюдаю правила ведения обсуждения

Я умею собирать нужную информацию по теме и готовить сообщение.

На любую проблему у меня есть свой взгляд.

Я люблю решать учебные проблемы, используя различные источники информации: учебники, сайты сети Интернет, энциклопедии и др.

Я умею отстаивать свое мнение

Разговаривая и споря, я умею контролировать громкость голоса и жестикуляцию.

Я легко формулирую и задаю вопрос, если мне что-то непонятно в объяснении учителя или высказывании одноклассника.

Я анализирую ответы одноклассников и исправляю их ошибки.

Исправляя ошибки одноклассников, я стараюсь делать это тактично, чтобы никого не обидеть.

Я спокойно отношусь к критике в свой адрес.

Мне интересно мнение других людей о качестве выполнения мною заданий, моих выступлений и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ И КОНТРОЛЬ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 9-х КЛАССАХ

9 класс – рубежный этап обучения иностранному языку. На этом этапе происходит базовое  формирования основных учебных компетенций. На этом же этапе осуществляется и ...

Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""

В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...

Из опыта учителя английского языка "Развитие коммуникативных умений на уроках английского языка"

Из опыта учителя английского языка "Развитие коммуникативных умений на уроках английского языка"...

Развитие языковой и коммуникативной компетенции учащихся через видео и коммуникативные игры на уроках английского языка

В наше время произошло значительное расширение и качественное изменение международных связей нашего государства, итернационализация всех сфер общественной жизни, что способствовало превращению иностра...

Мониторинг коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней школе.

Методические рекомендации по развитию и мониторингу коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней школе....

Методический семинар " Использование игр и информационно- коммуникативных технологий на уроках английского языка"

Методический семинар " Использование игр и информационно- коммуникативных технологий на уроках английского языка"...