САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ И КОНТРОЛИРУЕМАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
статья по английскому языку

В статье раскрывается особая значимость самостоятельной работы в учебном процессе, которая актуальна сегодня как никогда. Условия самостоятельной работы способствуют формированию познавательной потребности, мотивов, целей, которые побуждают учащихся не только к усвоению готовых знаний, но и к поиску и решению проблем, формируют более активное отношение к содержанию усваиваемого материала, что повышает мотивацию учения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Кононова З.Г

учитель иностранного языка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная Общеобразовательная школа №17»

(г. Анжеро-Судженск)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ И КОНТРОЛИРУЕМАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

В статье раскрывается особая значимость самостоятельной работы в учебном процессе, которая актуальна сегодня как никогда. Условия самостоятельной работы способствуют формированию познавательной потребности, мотивов, целей, которые побуждают учащихся не только к усвоению готовых знаний, но и к поиску и решению проблем, формируют более активное отношение к содержанию усваиваемого материала, что повышает мотивацию учения.

 

Ключевые слова: самостоятельная работа в обучении иностранному языку, дистанционное обучение, информационные технологии,  онлайн - ресурсы, Интернет.

Keywords: self-education in learning foreign languages, distance learning, Information Technologies, online resources, Internet.

Мы живем в то время, когда меняются жизненные ценности и отношение  к образованию, быстро развиваются информационные технологии. В связи с начавшейся в  2020 году пандемией использование интернет – ресурсов в обучении стало необходимой мерой. Без особой подготовки учителя и учащиеся перешли на дистанционную форму обучения.

Основу образовательного процесса  при дистанционном обучении составляет целенаправленная  и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого. И значимость самостоятельной работы довольно высока. Современное образование нацелено развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать интересы и мотивы своей познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение использовать информационно-коммуникационные технологии.

Как же развивать навыки самостоятельной работы школьников по поиску информации, её систематизации и быстрой передачи? Как организовать автономную, самостоятельную деятельность учащегося при обучении иностранному языку? Во многих методических исследованиях  и научных работах данным вопросам уделяется особое внимание.

Х.Холек был первым, кто дал определение автономному обучению в области иностранных языков. По его мнению, «автономия учащегося – это умение брать на себя ответственность за сою учебную деятельность относительно всех аспектов этой учебной деятельности, а именно: установление целей, определения содержания и последовательности, выбор используемых методов и приёмов, управление процессом овладения, оценка полученного результата» [3, c. 53]. Х. Холек считал, таким образом, что целью такого обучения является предоставление каждому условий для максимального развития способностей и склонностей, а также познавательных интересов.

Н.Ф. Коряковцева, российский методист выделяет следующие характеристики автономии учащегося в учебной деятельности: учебная компетенция; позиция деловой активности; позиция конструктивной и творческой деятельности; позиция рефлексивной самооценки.[1, с.70]

        В целом, можно дать следующее определение самостоятельной работы – это метод непрерывного образования и средство индивидуализации процесса обучения, взаимодействие учителя и учащихся, которое характеризуется активными познавательными процессами, повышает эффективность учебной деятельности, мотивирует к пополнению знаний в течение всей жизни. 

В новой образовательной парадигме актуализация самой учебной деятельности и осознание учащимися себя как субъекта образовательного процесса приобретают первостепенную важность. Выше перечисленные понятия автономной, самостоятельной деятельности отражают те методы изучения иностранных языков, которые помогают школьникам выработать позицию, накопить знания, приобрести умения, которые позволят стать более независимыми в свих высказываниях, тесно взаимодействующих с окружающей средой.

При дистанционном обучении иностранному языку можно активно пользоваться доступностью аутентичных тексов, возможностями вхождения в повседневную жизнь носителей языка. Содержание обучения также включает, помимо самостоятельной работы с текстами разных жанров, формирование грамматических навыков и навыков письменной речи, необходимых для коммуникации с носителями языка, создания разных проектов, в том числе и по электронной почте.

Итак, в режиме самостоятельной работы информационные технологии развивают умения работать с информацией, выполнять поиск и отбор необходимого, чтобы решить поставленную задачу; систематизировать; развивать способности работы в группе и умения планировать свою работу. Кроме того, самостоятельная работа не исключает развития коммуникации посредством Интернета, что позволяет конкретизировать потребности учащихся в изучении иностранного языка.

При выполнении любого вида самостоятельной работы следует рассмотреть следующие этапы: определение цели; конкретизация познавательной задачи; самооценка готовности к самостоятельной работе по решению задачи; выбор путей и средств решения; планирование; реализация выполнения работы; самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, корректировка, устранение ошибок. Самостоятельность учащихся в процессе  удалённого обучения предполагает определенную свободу выбора последовательности, объёма, темпа изучения материала, времени, осознание личной ответственности за принятые решения. [2, 41]

Для организации самостоятельной работы школьников по изучению иностранного языка в условиях дистанционного обучения я пользуюсь следующими онлайн – ресурсами: «Электронная школа 2.0», «Учи.ру», Skyeng school, Learning.apps. Самостоятельная работа при обучении иностранному языку должна быть системно выстроена и направлена на продуктивную учебную деятельность. Необходимо отметить, что работая с интернет – ресурсами важно аккуратно относится к отбору материала. Массовое и регулярное применение тестовых заданий для контроля грамматического и лексического материала, понимания содержания текста повсеместно распространилось.

Таким образом,  эффективным средством проверки являются тесты, которые имеют много положительного: экономия времени, простота обработки результатов, возможность проконтролировать значительную часть пройденного, изученного материала, объективность оценки. Для текущего и итогового контроля навыков устной речи можно плодотворно заниматься с учащимися на платформах (ZOOM, Учи.ру). Текущий контроль можно осуществлять и в виде индивидуальных заданий. Контроль помогает мне увидеть, на каком уровне находятся знания учащихся и как двигаться дальше. Важно получить обратную связь, без которой ни ученик, ни учитель не добьются хороших результатов. Именно коммуникативные личностно-ориентированные задания обеспечивают обратную связь, помогают выполнять функцию контроля умений учащихся грамотно пользоваться языком.

На сегодняшний день дистанционное обучение является альтернативой традиционной системы образования. С одной стороны, самостоятельная работа при обучении иностранному языку способствует формированию интеллектуальной личности, актуальна при организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с другой стороны живой обмен информацией, передача опыта первостепенны.

Кроме того, при удаленном обучении иностранному языку применение дистанционных образовательных технологий, правильно построенная система проверки и оценки знаний только совершенствуют процесс обучения на дистанции, повышает исполнительность и дисциплинированность учащихся. Безусловно, правильно организованный образовательный процесс с использованием онлайн - ресурсов, высоким материальным обеспечением может вывести обучение иностранному языку на качественно новый уровень.

Литература

1.Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык/ Н.Ф. Коряковцева: Пособие для учителей.- М.: Аркти, 2002. -176 с.

2.Соловова Е.Н.Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности/ Е.Н Соловова // Иностранные языки в школе.- 2004.-№3.-С.41-44.

3. Holec H. Autonomy and Foreign Language Learning. – Pergamon Press, 1979. -213с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалогическая речь как форма обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.

Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения...

Активные формы обучения иностранному языку для развития межкультурной коммуникации

Данная исследовательская работа предназначена для преподавателей.  Цель данного материала – познакомить  с активными формами обучения иностранному языку. ...

Выступление на районном семинаре учителей иностранного языка "Внеурочная и внеклассная работа, как форма обучения иностранному языку в школе"

Данное выступление разработано для районного семинара по иностранным языкам в МОУ Раменская СОШ №8 Бражниковой О.Н., председателем ШМО в 2016 году....

Работа в новых условиях дистанционной формы обучения на уроках физической культуры

Опыт работы учителем физической культуры в период самоизоляции COVID-19....

Выступление на РМО по теме: "Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях дистанционной формы обучения"

Психологические особенности взаимодействия в киберпространстве представляют собой качественно новое явление, в отношении которого сегодня имеется больше вопросов, чем ответов. Тем не менее с полной оп...

Дистанционные формы обучения английскому языку

Успешность и качество дистанционного обучения в большой мере зависят от организации и методического качества используемых материалов, руководства и мастерства участвующих в этом процессе педагогов....