Статья
статья по английскому языку (10 класс)

Голубкова Мария Сергеевна

Статья на тему "Основные аспекты обучения монологу – рассуждению"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Основные аспекты обучения монологу – рассуждению

1. Актуальность и базовые компоненты обучения монологу-рассуждению в средней школе

В настоящее время в массовой средней школе обучению монологическому высказыванию не всегда уделяется достаточно внимания. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку именно этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя. С расширением международного сотрудничества возникает необходимость в выступлениях (сообщениях, докладах) на иностранном языке специалистов из разных областей знаний. Безусловно, школа не может подготовить в должной степени к такой сфере деятельности, её функция состоит в том, чтобы, заложить основы умений связно и логично излагать свои мысли. В этом плане перспективным направлением представляется использование специального комплекса упражнений для обучения монологу-рассуждению как одному из видов монологической речи.

При этом важно, чтобы учащиеся осознали реальную возможность пользоваться языком как средством общения. Таким умением, если подойти с позиции здравого смысла, является умение передавать содержание прочитанного, увиденного или прослушанного таким образом, чтобы заинтересовать слушателя. Если сказанное вызовет положительную ответную реакцию, то далее может состояться обсуждение (дискуссия), в процессе которого участники будут иметь возможность выступить с достаточными развёрнутыми, аргументированными суждениями.

Монолог-рассуждение должен быть ситуативно обусловленным и мотивированным, то есть у учащегося должно быть желание, намерение сообщить что – то слушающим на иностранном языке.

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. [1, с. 29.] Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете, объекте, поскольку целью рассуждения является углубление наших знаний об окружающем мире. Данный тип речи характеризуется наличием абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений, а также большим количеством сложных предложений, которые могут передавать различные логические отношения.

Рассуждения является также предметом логики. [2, с. 9.]

Рассмотрим основные правила построения рассуждений. Рассуждение должно содержать:

  • посыл (точно сформулированную основную мысль),
  • основную часть (умозаключения, которые отражают ход мыслей, приводящий к новому суждению) и
  • вывод (который должен соотноситься с посылкой и логически вытекать из всего хода рассуждения).

Для монолога–рассуждения типичны синтаксические построения, содержащие умозаключения, констатацию фактов, передающие логическую связь явлений (конструкции причинно - следственные, условные, уступительные, изъяснительные и др.). [3, с.48]

Композиционная схема рассуждения выглядит следующим образом:

Практические речемыслительные умения рассуждения включают:

  1. Умение отделять мнения от фактов;

Мнение, как правило, содержит прилагательные и разговорные клише

«я думаю (полагаю)», другими словами предположения и личное мнение. Факт же всегда можно проверить.

  1.  Умение формулировать свою точку зрения;
  2. Умение обосновать свою точку зрения;
  3. Умение структурировать и логически организовать свою речь;
  4. Умение адекватно оформить замысел высказывания с помощью средств изучаемого языка.

Здесь большое значение играет умение критически мыслить.

Критическое мышление можно определить как способности человека:

а) видеть несоответствие высказывания (мысли) иди поведения другого человека общепринятому мнению или нормам поведения или собственному представлению о них;

б) сознавать истинность или ложность теории, положения, нелогичность высказывания и реагировать на них;

в) уметь отделять ложное, неверное от правильного, верного, анализировать, доказывать или опровергать, оценивать предмет и задачу, показывать образец высказывания, поведения и так далее.

Критическое мышление является неотъемлемым компонентом творческого и логического мышления и не существует вне связи с ними.

2. Этапы развития речемыслительных умений рассуждения

Как известно, монологическая речь является более сложной и трудной, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. При овладении монологической речью на иностранном языке эти трудности значительно усложняются в связи с тем, что обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения своей мысли. В целях улучшения овладения техникой монолога – рассуждения, можно разделить процесс обучения на три этапа:

Ориентировочно-подготовительный этап

Цель данного этапа – диагностика сформированности у учащихся умений анализа; создание ориентировочной основы дальнейшей деятельности; поэлементная отработка умений монолога-рассуждения. Данный этап включает в себя упражнения по ознакомлению с теоретическими основами анализа, расширению словарного запаса, развитию умений оценивать, группировать и интерпретировать характеристики анализируемого объекта.

Основной этап

Цель основного этапа – совершенствование сформированных на предыдущем этапе умений и развитие базовых умений монолога-рассуждения. Данный этап включает в себя упражнения по выявлению содержательно-концептуальной и содержательно-подтекстовой информации; развитию умений вычленять, оценивать, группировать и интерпретировать характеристики анализируемого объекта, вычленять языковые средства, передающие содержательно-концептуальную и содержательно-подтекстовую информацию; обобщению и структурированию полученных данных.

Заключительный этап

Цель заключительного этапа – развитие умения представлять целостную характеристику анализируемого объекта в форме монолога-рассуждения. Данный этап включает в себя упражнения по развитию умения структурировать, логически организовать высказывание, а так же самостоятельную творческую продуктивную деятельность по анализу анализируемого объекта и презентацию ее результатов.

Умение в области рассуждения должно в итоге характеризоваться следующими характеристиками:

  • рассуждение должно обладать базовыми характеристиками монолога – целенаправленностью, самостоятельностью, непрерывным характером, продуктивностью, структурностью, логичностью и связностью, смысловой законченностью;
  • все основные тезисы высказывания должны быть аргументированы, то есть по своему функционально-смысловому типу высказывание должно являться рассуждением;
  • в качестве аргументов в структуре рассуждения могут присутствовать фрагменты описания, повествования, характеристики и так далее;
  • содержание высказывания должно отражать следующие аспекты: метод изображения анализируемого объекта; тип анализируемого объекта; содержательно-фактуальную информацию об анализируемом объекте; представленную в тексте (эксплицитно и имплицитно), и их интерпретацию говорящим; авторское отношение к анализируемому объекту; языковые средства, передающие в тексте содержательно-концептуальную и содержательно-подтекстовую информацию; идеи и образы, воплощением которых является анализируемый объект; его роль и значение в текст; обобщенные суждения и собственную оценку говорящего.

Итак, монолог-рассуждение предполагает владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий, а также комбинированием известных учащимся речевых образцов в соответствии с целями и условиями общения, в частности, выбором соответствующего порядка слов в предложениях, союзов и союзных слов.

Таким образом, обучение монологу – рассуждению в английском языке очень важно для формирования творческого подхода в изучении языка и облегчении развития речевого диапазона учащихся.

Полученные в процессе обучения знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочь учащимся в их адаптации к быстро меняющимся условиям современной жизни.

Список источников

1.Куимова М.В. Обучение устной монологической речи с опорой на аутентичный письменный текст: Дисс. … кандидата пед. наук/М.В. Куимова.- Ярославль,2005 - 225с.

2. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка/Е.А. Маслыко, П.Б. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова.- Минск.: Вышэйшая школа, 1998. - 522с.

3. Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов/Т.В. Матвеева.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.- 562с.

4. Мильдруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению/Р.П. Мильдруд// Иностранные языки в школе. - 1999. - №1, с.26-34

5.Нечаева О.А. Речевая ситуация и функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение)/О.А. Нечаева.- Улан-Удэ.: Бурятское книжное издательство, 1974.- 260с.

6. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению/Е.И. Пассов.- М.: Просвещение, 1985-208 с.

7. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению/Е.И. Пассов. - М.: Рус. яз., 1989. - 276 с.

8. Скалкин В.Л. Обучение монологическому высказыванию: Пособие для учителей. – Киев, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....