"Формирование УУД младших школьников на уроках английского языка "
статья по английскому языку

Зебзеева Марина Евгеньевна

 

"Формирование УУД младших школьников на уроках английского языка "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx701 КБ

Предварительный просмотр:

Согласно требованиям ФГОС второго поколения важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных

учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Начало формирования универсальных учебных действий у школьников

предусматривается  на младшей ступени обучения. Поэтому первоочередной

задачей каждого учителя, работающего в начальной школе, является организация условий для формирования универсальных учебных действий с учетом предметного содержания его учебной дисциплины для начальной школы. Английский язык, обучение которому согласно ФГОС начинается во 2 классе, предоставляет определённые возможности для формирования УУД. Современная система обучения английскому языку характеризуется тем, что наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника – умением читать, писать и т.д.) в содержании обучения представлен деятельностный компонент: виды деятельности, которые включают конкретные универсальные учебные действия, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, начальные умения самообразования.

Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных  действий.

     Актуальность формирования универсальных учебных действий для начального  общего образования обусловлена следующими факторами:

- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности изучения иностранного языка всеми обучающимися;

- задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности обучающихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации;

-  необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению,

неудовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;

- возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и  свободе  личностного выбора,      самоактуализации.

Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью.

Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно,  четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

     Формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет повысить  эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

    Была поставлена цель способствовать формированию УУД  младших школьников на уроках английского языка.

Понятие «универсальные учебные действия»

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного присвоения нового социального опыта. В собственно психологическом значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Функции УУД:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Основные виды УУД:

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделяют 3 вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т.е. установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

- нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция.

Познавательные универсальные действия включают:

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информайии;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельно создание алгоритмов деятельности;

- знаково-символические дей        ствия.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;

- синтез – составление целого из частей;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- установление причинно-следственных связей;

- установление причинно-следственных рассуждений;

- доказательство;

- построение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия  обеспечивают социальную компетентность,

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. К ним относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- правление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в

зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся предоставляет определённые возможности для

формирования УУД. Далее рассмотрим, каким образом происходит формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе.

Формирование УУД на уроках английского языка

Сначала рассмотрим, как  формируются личностные УУД средствами английского языка. Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие универсальности детской субкультуры создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий - формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в ее общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

Обучающийся осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе на английском языке (как его имя, сколько ему лет, откуда он, чем любит заниматься). Обучающийся начинает осознавать, что

существует другой язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. На начальном этапе обучающиеся  знакомятся с названиями стран изучаемого языка, традициями и обычаями этих стран, героями литературных произведений, жизнью сверстников и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Что касается регулятивных универсальных учебных действий, на начальном этапе обучение необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности обучающихся. На начальном этапе учатся, играя и играя, развиваются и обучаются. И при этом важно научить обучающихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при разыгрывании диалогов, при составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам, при ответах на вопросы учителя. Необходимо на начальном этапе научить детей прогнозировать свои результаты. Младшие школьники могут использовать самоконтроль для того, чтобы понять, всё ли у них получается, сверяя свои ответы с эталоном. В качестве эталона я использую свои презентации с правильными ответами.

В УМК К. М. Барановой, Дж. Дули, В.В. Копыловой и др. «Английский язык. 2 класс», который я буду использовала в своей работе во вторых классах в 2021-2022 учебном году, после каждой темы  есть тестовые задания для самоконтроля. При самоконтроле корректируется письменная и устная речь обучающегося. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка. При сличении с эталоном и обнаружении расхождения происходит коррекция. При этом обучающийся  знает, где найти материал, чтобы исправить ошибку. В результате самоконтроля происходит выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование познавательных универсальных учебных действий.

В начальной школе познавательные действия, формируемые на уроках

английского языка, ориентированы на использование в дальнейшем нового языка как средства приобретения и переработки информации: найти, прочитать, обобщить, зложить в устной и письменной форме, создать собственный текст.

На начальном этапе обучения важно научить обучающегося самостоятельно ставить познавательные задачи:

  • научить выделять основное в тексте;
  • научить осознанно и произвольно строить свои высказывания с опорой на картинки и схемы;
  • понимать смысл текста и умение прогнозировать развитие его сюжета;
  • составлять оригинальный текст на основе плана.

Дети на данном этапе уже учатся отвечать на вопросы учителя письменно или устно и при самоконтроле и взаимоконтроле могут оценивать

процесс и результаты своей деятельности и друг друга.

Обучающийся учится самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели при описании картинки, используя новые слова, при выполнении задания указать на предмет, назвать этот предмет и спросить, какого он цвета.

Логические УУД на начальном этапе ещё не сформированы, но, тем не менее, на уроке английского языка необходимо развивать у ребёнка логическое мышление, используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.).

Анализировать обучающихся можно научить при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике:

- вставить недостающие слова,

- вставить недостающие буквы

- завершить предложение,

- заполнить таблицу и т.д.

Постановка и решение проблем осуществляется при проектной

деятельности обучающихся. В 2021-2022 учебном году я предложила обучающимся 2-х классов создать свои проекты по определенной теме и представить их в виде презентаций. Это были такие творческие  проекты, как нарисуй и опиши свою любимую игрушку, нарисуй и расскажи о своей семье, о своей квартире, о своем друге, о своих увлечениях, о правильном питании,  о любимом времени года, о любимом сказочном герое, о любимом животном, сделай поздравительную открытку «С днем рождения» для своего

одноклассника, сделай своими руками подарок для одноклассника и подари его. Мы использовали проектную деятельность в работе над темами   «Знакомство», «Моя семья», «Мой день рождения», «Внешность», «Мир моих увлечений», «Фауна: бабочки», «Сладкоежка»,   «Погода», «Внешний вид».

Например, в ходе работы над проектом о любимом животном формируются следующие УУД:

Метапредметные: 

  • развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей;
  • развитие коммуникативных способностей обучающегося, умение выбирать адекватные языковые и речевые средства;
  • расширение общего лингвистического кругозора обучающегося;
  • развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер обучающегося;
  • формирование мотивации к изучению иностранного языка;
  • овладение умением координированной работы с учебником.

Предметные:

  • освоение новой лексики.

Коммуникативные:

  • уметь на элементарном уровне рассказывать о любимом животном.

В познавательной сфере:

  • умение пользоваться справочным материалом, представленным в доступном возрасту виде.

В эстетической сфере:

  • владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
  • развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.

В трудовой сфере:

  • умение следовать намеченному плану в своем учебном труде.

Пример задания дан в Приложении 1.

Наибольшее количество возможностей английский язык предоставляет

для формирования коммуникативных универсальных учебных

действий у младших школьников. На уроках английского языка дети

учатся:

- вести диалоги этикетного характера в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;

- поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;

- овладевают различными коммуникативными типами речи: описание,

сообщение, рассказ, характеристика;

- воспринимать на слух и понимать речь учителя в процессе общения на уроке, вербально и невербально реагировать на услышанное;

- писать по образцу краткое письмо зарубежному другу, сообщать краткие

сведения о себе, запрашивать аналогичную информацию о нём.

В  заключении перечислим основные этапы реализации  методологии и технологии формирования универсальных  учебных действий на уроках английского языка в начальной школе:

         1. Выделение цели формирования универсальных учебных  действий, их функций в обучении английскому языку, содержания и требуемых свойств с учетом возрастно-психологических  особенностей обучающихся начальной      школы.                                                                                                          2. Организация поэтапной отработки универсальных  учебных действий на уроках английского языка, обеспечивающей переход от выполнения  действия с опорой на материальные средства к умственной  форме и от совместного выполнения действия (со-регуляции  с учителем и сверстниками) к самостоятельному выполнению  (саморегуляции).

3. Нахождение конкретных форм универсального учебного  действия применительно к изучаемому предмету, описание свойств действия. Определение связей универсальных учебных действий с содержанием предмета «Английский язык».

4. Создание системы задач,  решение которых обеспечивает формирование заданных свойств универсальных учебных действий.

         5. Использование УМК К. М. Баранова, Дж. Дули, В.В. Копылова и др., реализующего технологию формирования конкретных видов и форм универсальных учебных действий в данной предметной дисциплине.

     Универсальные учебные действия, их свойства и качества  определяют эффективность изучения английского языка, в  частности усвоение знаний, формирование умений, образа  мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной.

    Универсальные учебные действия обеспечивают формирование психологических  новообразований и способностей и определяют условия высокой успешности учебной  деятельности и освоения предмета «Английский язык».

                                                                                                       

Использованная литература

  1. Английский язык. 2 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ.яз. В 2 ч. / К. М. Баранова, Дж. Дули, В.В. Копылова и др. – М .: Express Publishing : Прсвещение, 2021.
  2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/Бурменская Г.В., Володарская И.А. – М.: Просвещение, 2011. – 152с.
  3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 2 / [Л.Л. Алексеева, М.З. Биболетова, А.А. Вахрушев и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2011.- 240 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-024722-1.
  4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2.-3-е изд., перераб.- М. :Просвещение, 2010.- 231 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-023597-6.
  5. Рабочая программа по предмету «Иностранный язык (Английский язык)» на 2021/2022 учебный год для 2 класса.

Интернет-источники:

https://infourok.ru/formirovanie-uud-na-urokah-angliyskogo-yazika-na-nachalnom-etape-obucheniya-248279.html 

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk/2018/03/06/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na-urokah 

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk/2018/03/06/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na-urokah

https://urok.1sept.ru/articles/662097

Приложение1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамика ЗУН при формировании лексической компетенции младшего школьника на уроках английского языка через применение средств ИКТ

компьютерные программы- праобраз электронных учебнико-помогают  нам замотивировать ребёнка-дают ему возможность в своём темпе учиться понимать английскую речь-дают возможность многократного повто...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В данной статье рассматривается активное использование лингвострановедческого материала при обучении английскому языку  на начальном этапе. Формирование у школьников социокультурной  компете...

Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...

Представление педагогического опыта "Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"

Особенности формирования коммуникативной компетенции  младших школьников на уроках английского языка...

Статья "Методы и приемы работы с младшими школьниками на уроках английского языка, направленные на формирование метапредметных результатов".

В данной статье говорится о методах и приёмах работы с младшими школьниками на уроках английского языка, направленные на формирование метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС....