Статья на тему "Приёмы контроля сформированности продуктивных умений в устной речи"
статья по английскому языку

В данной статье перечислены и описаны некоторые приёмы контроля сформированности продуктивных умений в устной речи, а также их преимущества и недостатки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы контроля сформированности продуктивных умений в устной речи

Артур Хьюз в своей работе «Testing for Language Teachers» описал следующие формы тестирования говорения:  

  1. Интервью – самая очевидная форма контроля устной речи. В традиционном понимании форма интервью имеет по крайней мере один потенциально серьёзный минус, заключающийся во взаимоотношениях экзаменатора и экзаменуемого. Последний в разговоре с экзаменатором рассматривает его как вышестоящего, начальника, что, безусловно, мешает ученику погрузиться в речевую ситуацию. Но в настоящее время существуют различные подходы к данному виду контроля, позволяющие объективно оценить многие речевые навыки и умения.
  2. Взаимодействие со сверстниками. При данной форме можно попросить двух экзаменуемых обсудить определённую тему/ проблему, договориться о чём-то и т.д. Проблема такого взаимодействия состоит в том, что деятельность одного ученика может повлиять на деятельность другого. Например, самоуверенный и напористый ученик может в этой ситуации доминировать, не давать возможности другому высказаться по теме в полной мере. Если такая форма используется, пары учеников должны быть подобраны очень тщательно.
  3. Ответ на аудио- (видео-) запись. Единообразие процесса тестирования речевых умений может быть достигнуто только в том случае, если для контроля устной речи всех экзаменуемых используется одна и та же аудио- (видео-) запись. Это должно способствовать повышению надёжности теста. При наличии лингафонных кабинетов эта форма контроля также является практичной, так как большое количество экзаменуемых смогут пройти тест в одно и то же время. Очевидным недостатком такой формы контроля является её негибкость: невозможно отслеживать все ответы учащихся.

Далее А. Хьюз более детально описывает различные методы/ приёмы контроля устной речи.  

Существует, например, метод использования картинок/ диаграмм. Визуальные опоры могут быть задействованы в заданиях самыми различными способами. Приведём пример: одна картинка может служить опорой для её подробного описания. Можно немного усложнить задание: дать учащемуся две картинки и попросить его сравнить их. Чтобы оценить навыки повествования учащегося, ему можно дать серию картинок, с помощью которых можно составить целую историю. У данного метода есть свои преимущества и недостатки:

Преимущества

Недостатки

Учащимся не нужно ничего читать и прослушивать для выполнения данного задания.

Этот приём даёт учащемуся возможность показать красивую, связную речь и позволяет оценить его навыки повествования, описания и др.

Такие         задания         не         всегда интерактивны.

И учащимся вряд ли когда-нибудь в жизни придётся описывать картинки.

 

Ролевые игры и групповая дискуссия являются двумя другими важными методами оценки устной речи, так как эти приёмы дают студентам возможность осмысленного и активного вовлечения в процесс обучения.

В ролевых играх учащимся даются вымышленные роли, и от них ожидают импровизации языка. Обычно для каждой роли дается карточка с описанием того, каким человеком учащийся должен быть, какую точку зрения следует принять. Учащимся предоставляется немного времени (скажем, одна минута) подумать о роли, и тогда они готовы к взаимодействию.

Преимущества

Недостатки

Несколько учеников (участвующих в групповой деятельности) может быть оценено одновременно.

Можно давать ученикам задачи, которые займут достаточно много времени для их выполнения, и учащиеся почувствуют, что то, что делается, важно.

Спонтанная речь, включающая в себя различные языковые функции, может быть оценена.

Некоторым учащимся комфортнее демонстрировать свои навыки

говорения, когда они примеряют на себя какую-то роль.

Необходимо уделять большое внимание обеспечению равных требований ко всем учащимся.

Знание ролей (что делать в определенных ситуациях) может быть проблемой для некоторых учащихся.

 

Также существуют следующие приёмы контроля устной речи:

  • Пересказ истории. Кандидат должен пересказать историю, которую он прочитал или прослушал перед тестом, или на основе записей, которые дает ему экзаменатор. Учащихся также можно попросить прокомментировать отрывок из заданного текста, который они прочитали перед тестом. Этот вид контроля не только проверяет разговорную речь, но и способность сохранять, организовывать и вспоминать информацию; насколько это подчеркивается, зависит от времени между получением информации и необходимостью ее воспроизведения, а также от используемой схемы оценивания.

 

  • Чтение вслух. Кандидату дается текст для подготовки, а затем он читает его вслух экзаменатору. Преимущества такого рода тестирования заключаются в том, что этот процесс можно очень легко контролировать, поэтому экзаменатор может сосредоточиться на конкретных аспектах языка, таких как минимальные пары или ударение предложения, и что он очень последователен, поскольку все кандидаты работают с одними и теми же или похожими задачами. Недостатком является то, что чтение вслух не является реалистичной задачей для оценки коммуникативной компетентности.

Таким образом, существует множество приёмов контроля устной речи, и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и контроль умений устной речи на иностранном языке

Материал предназначет для учителей иностранных языков...

«Развитие и контроль умений устной речи на иностранном языке»

Доклад на заседание МО учителей английского языка   «Развитие и контроль умений устной речи на иностранном языке»...

ГИА КАК ИТОГОВАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ

В данной статье рассмотрено понятие «контроля сформированности умений аудирования в рамках государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов». Выделены комплексные умения аудирования, проведено...

Развитие и контроль умений устной речи на иностранном языке

Современная международная обстановка, информационный взрыв, международная экономическая и политическая интеграция обуславливают вовлечение всё возрастающего числа специалистов в разных областях науки ...

Контроль сформированности метапредметных умений обучающихся

О формах и методах контроля сформированности метапредметных умений обучающихся...

9 класс. Контрольная работа за 1-ю четверть. Контроль сформированности лексико-грамматических навыков и умения чтения с полным пониманием прочитанного.

  9 класс. Контрольная работа за 1-ю четверть.  Контроль сформированности лексико-грамматических навыков и умения чтения с полным пониманием прочитанного....

Статья: "Эффективные приемы и методы обучения умениям продуктивной устной речи".

Данная статья посвящена актуальной в методике преподавания иностранного языка проблеме теоретического и практического аспектов развития устной речи на среднем этапе обучения английскому  языку. А...