Стратегии обучения грамматике
статья по английскому языку

Вера Васильевна Щербакова

Усвоение и использование грамматических структур в речи, как в устной, так и в письменной, как правило, вызывает определенные трудности, которые обусловлены различием грамматического строя родного и иностранного языка на всех уровнях. В своей статье я хочу поделиться опытом работы с грамматическим материалам на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategii_obucheniya_grammatiki.docx718.65 КБ

Предварительный просмотр:

 «Стратегии  обучения грамматики »

                                                                                                                       Щербакова В. В.

                                                                                                   учитель английского языка

                                                                                                   МОУ «СОШ р.п. Озинки,

                                                                                                   Озинского района,

                                                                                                    Саратовской области»

Грамматика –это клей, держащий вместе язык, и добавляющий немножко значения склеенным словам

  • Чтобы ее выучить, нужно встретиться с конструкцией, заметить ее, узнать и запомнить значение, форму и произношение. Узнать, как она используется, попробовать использовать ее в учебных и коммуникативных

контекстах.

  • «Выучить» грамматику означает знать О теме, уметь использовать конструкцию в контролируемой

практике, уметь отвечать на вопросы и использовать ее в свободном общении, понимать смысл конструкции в контексте и узнавать контекст для конструкции

  • Учащиеся  не усваивают грамматику в том порядке, в котором мы им ее даем, и не сразу выводят в актив.

Это НОРМАЛЬНО.

  • Мы не используем сложный метаязык (термины) в классе, но вводим данные для систематизации и грамматических формул (части речи и предложения).

 Когда мы презентуем грамматику мы

- По максимуму вовлекаем учащихся , делаем это интерактивно

- Проверяем понимание смысла

- Обращаем внимание на форму (устную и письменную)

- Отрабатываем форму устно и письменно ( drills, controlled practice)

- Помним, что у нас есть 6 разных вариантов презентовать грамматику и выбираем по ситуации

Подходы в презентации грамматики .

  • Объяснение
  • Учитель зашел и что-то продемонстрировал на себе (историю)
  • Учитель нарисовал комикс (человечка) и развернул демонстрацию
  • Через визуальные стимулы (картинка, видео)
  • Учитель задал задание из реальной жизни
  • Грамматика нашлась в тексте (через чтение или аудирование)

Подходы к практике грамматики

  • Контролируемая практика (почти всегда сполна есть в учебнике)
  • Полуконтролируемая практика (для нее хватает учебника + раз и навсегда найденных 2-3 книжек и сайтов
  • Свободная практика (учебник +2-3 любимые книжки + задания из реальной жизни (коммуникативные) хэндмейд, для них есть подборка Topical Grammar)

 Большинство учащихся лучше воспринимают визуальную информацию, поэтому использование картинок, графиков, схем помогает  им  упорядочить информацию и легче запомнить её. Какие наглядные средства можно использовать, чтобы проиллюстрировать значение грамматических явлений?

Timelines

Таймлайны помогают показать, как употребляются времена глагола, являются ли они длительными или краткосрочными, законченное действие или нет.( В книге Concept questions and timelines Graham Workman)  подробно рассказывает о том как рисовать временные линии

Каждый преподаватель может выбрать собственные знаки и линии для графической презентации. Самое главное, следовать выбранному стилю, чтобы не запутать учащихся .
Например, I had been working for 4 months before I resigned
. На этом графике четко видно когда происходило действие.

 Mindmaps

Интеллект-карты позволяют описать правила употребления времен кратко и сжато. Они используются для обобщения материала: вы демонстрируете картинку с кратким сводом правил по теме, даете пояснения и приводите примеры употребления. Они хорошо подходят для того, чтобы освежить в памяти правила. Её преимущество - четкая логическая структура и привлекательный дизайн. Ментальные карты можно использовать для обучения элементарным грамматическим структурам, а также более сложным для продвинутых обучающихся .

Глагол to be в ментальной карте демонстрирует альтернативный способ преподнесения формы глагола to be для уже знакомых с ним учеников и для только знакомящихся. По сравнению с традиционными методами обучения грамматики, в которых все личные местоимения обычно представлены в списке с соответствующей формой глагола (I am, you are, he is, и так далее.), в карте, во-первых, даются основные формы глагола “to be”, а затем добавляются соответствующие местоимения. Данный способ преподнесения грамматического материала выделяет сходства и подчеркивает различия

между единственным и множественным числом.

Для составления mindmaps можно воспользоваться ресурсом

http://www.mindmapping.com/ (дата

Рассмотрим схему, которую можно использовать, объясняя употребление указательных местоимений в косвенной речи, что вызывает у большинства обучающихся сложности.

Картинки

Позволяют иллюстрировать значение грамматических структур. Особенно эффективным их использование в предложениях, когда мы сравниваем два времени.

Также с помощью платформы YouTube можно показать  грамматическую сказку о Present Continuous:

https://www.youtube.com/watch?v=Ncz_dgy8ciw – история о трехглавом

драконе (am, is, are), которая помогает обучающимся понять структуру

данного грамматического явления.

Использованные способы визуализации грамматического материала

(грамматические сказки, схемы, ментальные карты, а также онлайн-игры и

упражнения) позволили создать комфортную атмосферу в классе в онлайн-

формате. Помимо этого, они помогли объяснить сложные языковые явления простым языком, а значит, обеспечили более качественное понимание и закрепление теоретических правил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная стратегия обучения одаренных детей

В данной презентации описано, как работать с одаренными детьми, показаны задачи данной работы, ее этапы....

Интерактивные стратегии обучения как средство формирования ценностного отношения к здоровью на уроках обществознания

Данная методическая разработка дает представление о формировании ценного отношения к здоровью в рамках реализации интерактивных стратегий обучения на уроках обществознания. Знакомит с конкретними мето...

Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения .

В работе  рассматривается деятельностный подход как эффективный метод обучения грамматике английского языка на начальном этапе ....

Пакет дидактических материалов по обучению грамматике в среднем звене обучения

Данные  приемы можно успешно использовать:а) как источник для организации речевой зарядки;б) в качестве релаксации или как дополнительный материал (в конце урока, если осталось несколько минут до...

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...

Откуда ты родом? Название городов и стран. Обучение аудированию. Глагол «быть» и личные местоимения. Обучение грамматике и чтению.

понимать краткие высказывания с визуальной опорой и употреблять новую лексику в устной речи по образцу. Уметь разыгрывать сценку в парах. Знать изученные правила чтения.Уметь задавать и отвечать на во...

У меня\нее\него нет…«Семья Браунс и их ферма». Где что находится? Дни недели.Обучение грамматике. Обучение лексике и чтению..

I have no...Знать формы глагола to have, уметь использовать его в отрицательном предложении. Знать прилагательные (внешность). Уметь читать слова с сочетанием all.  Уметь читать текст и отве...