Развитие креативного мышления через проектную деятельность
методическая разработка по английскому языку
Развитие креативного мышления через проектную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие креативного мышления обучающихся младшей школы через проектную деятельность
В современных условиях творческая личность востребована на всех ступенях ее развития. Актуальным встает вопрос о развитии и воспитании подрастающего поколения, способного находить нестандартные решения, рождать новые идеи и не бояться искать пути их претворения в жизнь. В связи с этим повышается роль учителя в воспитании активных инициативных и творчески мыслящих людей.
Что же такое креативное мышление? Креативное мышление-это процесс создания нового, путем объединения и переплетения различных участков знаний. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.
Таким образом современные педагогические технологии включают: обучение в сотрудничестве, проектную методику, использование информационно-коммуникативных технологий, Интернет ресурсов и тд.
А современный учитель может и использует в своей работе любую из этих технологий, но я хочу подробнее остановиться на проектной деятельности.
Я, как учитель иностранного языка считаю, что ИЯ как предмет- это дополнительное «окно» в мир, это средство для пополнения знаний в различных областях жизни, науки и искусства, и это существенно для общего образования.
Целью начального этапа изучения иностранного языка является формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников. Именно на начальном этапе овладения иностранным языком очень важно показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков. Вне языкового окружения недостаточно насытить урок разнообразными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Не менее важным аспектом является формирование мотивации к изучению английского языка. Опыт работы в начальных классах показывает, что не смотря на новизну предмета, происходит снижение интереса к урокам английского языка. Учебный процесс становится не эффективным.
Метод проектов сначала привлекает учащихся своей новизной, разными способами представления материала, возможностью проявить себя в различной деятельности, т.е. преобладает внешняя мотивация. Но постепенно ребенок приобретает опыт, знакомиться с алгоритмом проектной деятельности и включается в собственный исследовательский опыт, который уже основывается на внутренней мотивации.
Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Под методом проектов понимается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Проектная технология можно успешно сочетать с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами.
Использование метода проектов в обучении иностранному языку дает возможность эффективного овладения учащимися языковыми и речевыми навыками и компетенциями, необходимыми для общения на иностранном языке. В понятие иноязычной коммуникативной компетенции входят:
- речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме, чтение, переводе в пределах определенной темы;
- социокультурная компетенция – формирование представлений о социокультурной специфике стран изучаемого языка;
- языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых умений;
- учебно – познавательная компетенция – совершенствование учебной деятельности по овладению ИЯ;
- компенсаторная компетенция – формирование умений выходить из трудных положений в условиях дефицита языковых средств.
А также формируется информационная компетенция, которая проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно находить необходимую информацию по разным отраслям знаний.
Кроме того, проектное обучение способствует:
- повышению личной уверенности учащихся;
- развитию коммуникабельности и умения сотрудничать;
- формированию критического мышления, умению искать пути решения проблемы;
- развитию у учащихся исследовательских навыков и умений.
Методом проектов может быть использован как на этапе освоения нового материала, так и в качестве закрепления и отработки навыков. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.
Метод проектов у многих ассоциируется с учащимися среднего и старшего звена, но опыт работы доказал, что и в начальной школе метод проектов может успешно работать, с учетом особенностей младших школьников. Младшие дети не обладают большим лексическим запасом, не умеют работать со справочной литературой, не могут оформить и представить свои работы, не обладают большим опытом работы в паре и группе. Всему этому их надо научить, поэтому использование метода проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы от учителя. На этапе знакомства с проектной деятельностью увеличивается также и время подготовки детей, что окупается впоследствии качеством формируемых знаний, умений и навыков.
Первые проекты мы начинаем делать во втором классе. Тема “My favourite animal” лучше всего подходит для начала проектной деятельности. Учащиеся выбирают любимое животное, рисуют его и рассказывают о нем. При этом они узнают о правилах оформления проекта: наличие заголовка, автора проекта, класс, аккуратное оформление. Первые проекты учащиеся выполняют на альбомных листах формата А4. На предварительном уроке учитель рассказывает ребятам о предстоящей работе, обязательно показывает работы ребят предыдущих классов. Вместе обсуждаются достоинства и недостатки работ, даются рекомендации по оформлению. На уроке прорабатывается грамматический материал, повторяется лексика, которая используется в проекте. На следующем уроке устраивается выставка, и ребята представляют свои работы: читают или рассказывают о своем любимом животном. В конце урока учитель отмечает положительные стороны каждого проекта и дает советы над, чем можно поработать. На этом проект “Мое любимое животное” не заканчивается. Поскольку мы изучаем новые грамматические структуры, учащиеся постепенно добавляют новые предложения, и в результате в конце года получается полноценный рассказ, который мы можем оформить в небольшую книгу собственного изготовления.
Следует отметить, что проекты во 2 классе являются в основном краткосрочными. Они длятся 1-2 недели. И требования к представлению проекта составлены в соответствии с возрастными особенностями школьников. Начальный этап работы с проектами показал необходимость разработки критериев оценки. С каждым годом проекты усложняются, вводятся новые приемы представления и оформления проектов. Поэтому к каждому году проектной деятельности были разработаны критерии оценки. Ребята пользуются этими критериями при оценке работ одноклассников.
Критерии оценки проекта (2 класс)
№ п\п | Критерии оценки | Баллы |
1. | Критерии оценки оформления проекта (5 баллов):
|
|
2. | Критерии оценки содержания проекта (4 баллов):
|
|
3. | Критерии оценки представления проекта ( 5 баллов):
|
|
| Итого: 12-14 баллов – “5” Итоговая отметка: |
|
В 3-м классе проекты усложняются по форме и по содержанию. Длительность проекта не превышает одного месяца и ограничивается рамками изучения одной лексической темы (4-6 уроков). В 3 классе защита большинства проектов проходит в групповой форме. Это может быть проведение праздника, подготовка сценки, газеты, брошюры. Почти каждая тема может быть предметом проектной деятельности. Критерии оценки проектов в 3 классе усложняются.
В 4 классе проект “ Дом моей мечты” в рамках одной темы. Длительность 6-8 уроков. В ходе проекта неоднократно повторяется лексический материал по теме «Дом. Квартира», так же грамматический материал «There is/There are». Перед выполнением проекта обучающиеся распределяют роли, кто будет оформителем, кто будет собирать информацию, кто защищать проект. В ходе проекта мы можем наблюдать групповую работу, где ребята взаимодействуют друг с другом, поправляют ошибки, просят помощи друг у друга. Конечным продуктом было представление своих коллективных рисункой и описание дома мечты.
Кроме отметок и оценки товарищей, мы можно ввести специальные номинации для оценивания: “оригинальность”, “научность”, “актуальность”. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.
Презентация проектной деятельности возможна в разных вариантах. Это зависит от темы, цели и количества участников проекта. Демонстрация результатов может быть индивидуальной в виде рассказа, стихотворения, газеты, электронной презентации, реферата, а может быть групповой, например, концерт для родителей, праздник для учащихся младших классов. Если работа оформляется в виде реферата, то конечный вид проекта должен иметь пояснительную записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.
Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся многократно повторяют лексический и грамматический материал. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Уже в начальной школе ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и конечно учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в среднем звене. Метод проектов изменяет отношение ребенка к компьютеру: из игрового объекта компьютер превращается в источник информации и один из способов презентации материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого мышления, через проектную деятельность на уроке.
Цель работы над данной темой: Показать возможные пути реализации творческого подхода в обучении географии. • Задачи: • Изменение роли ученика в учебном процессе и превращения его в акти...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/10/picture-161692-1355147554.jpg)
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Работа посящена изучению организации урока физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-177467-1358176478.jpg)
Развитие познавательного интереса через проектную деятельность на уроках математики.(5 класс)
Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным и...
Развитие критичного мышления через исследовательскую деятельность учащихся в процессе физического воспитания
Материал посвящен формам построения урока физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность....
Развитие критичного мышления через исследовательскую деятельность учащихся в процессе физического воспитания
Материал посвящен организации уроков физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/24/picture-99927-1356362556.jpg)
Развитие творческой личности через проектную деятельность.
Организация исследовательской деятельности обучающихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Учебная исследовательская работа позволяет организовать такую познават...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/02/picture-700531-1446446358.jpg)
Развитие критического мышления через исследовательскую Деятельность учащихся в процессе физического воспитания
критическое мышление у учащихся в ходе развития физического воспитания...