Образовательные технологии, используемые во внеурочной деятельности.
статья по английскому языку

В статье содержится материал об образовательных технология ,используемых во внеурочной деятельности по английскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatya.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 18 имени Андрея Андреевича Мыльникова"

Энгельсского муниципального района Саратовской области

       

Образовательные технологии,  используемые во внеурочной      деятельности.

   

 

   

                                                                      Рубанова Т.В.

                                                                  Учитель английского языка

                                                 МОУ «СОШ №18 им.А.А.Мыльникова»

                         

Неотъемлемой составляющей образования является воспитание – комплекс

мероприятий, направленных на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

К воспитанию как процессу целенаправленного управления духовным развитием личности обучающегося, подготовкой его к самостоятельной жизни, к трудовым отношениям государство предъявляет особые требования. Однако на сегодняшний день наблюдается ряд противоречий в системе современного воспитания, которые вызывают затруднения в реализации целей современного образования:

-возрастают потребности общества в хорошо обученной и воспитанной молодежи, но имеются объективные сложности в обеспечении условий развития и воспитания;

-государственно-общественные институты и органы образования заявляют идею приоритетности воспитания, но на практике процесс обучения остается превалирующим в современном обучении, а обновление содержания воспитательной деятельности значительно отстает от заданных параметров модернизации образовательной системы;

-современное воспитание имеет богатый арсенал научных теорий, систем, моделей, новых форм и технологий воспитательной работы, но не в полной мере продуманы и проработаны механизмы внедрения этих технологий в практику;

-в системе внеурочной деятельности проводится большое количество воспитательных мероприятий, но они не всегда обеспечивают самостоятельную деятельность обучающихся.

Разрешение имеющихся противоречий возможно через реализацию технологического подхода в образовательной деятельности современной школы. Особая роль в развитии социально значимых качеств обучающихся, становлении их гражданской позиции, формировании ценностных ориентаций принадлежит современным образовательным педагогическим технологиям, которые можно применить не только во время учебных занятий,но и во внеурочной деятельности.

Педагогическая технология – строго научное проектирование и точное воспроизведениег гарантирующих успех педагогических действий.

Выбор технологии, используемой в реализации определенного направления внеурочной деятельности, определяется ее руководителем (педагог-предметник, психолог, специалист учреждения дополнительного образования и т.д.)

Во внеурочной деятельности существует ряд образовательных педагогических технологий, способствующих достижению целей Федерального государственного образовательного стандарта, среди которых:

 -проблемное обучение;

-проектное обучение;

-игровые технологии;

- групповые технологии;

-здоровьесберегающие технологии;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектно-исследовательская деятельность;

-игровые технологии и др.

Особое место занимают интерактивные технологии, которые можно применять во внеурочной деятельности, используя активные методы обучения. Интерактивные методы – методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение–обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Однако в последнем случае меняется характер взаимодействия: активность педагога уступает место активности обучаемых.

Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является социальное взаимодействие учащихся, межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

Это может быть работа в парах, малых группах, мозговой штурм, использование вопросов и др. Затем, после освоения обучающимися этих методов, можно использовать более сложные: обучающийся в роли учителя, каждый учит каждого, обоснование своей позиции, дебаты, кейс-метод и др.

Интерактивные методы, используемые во внеурочной деятельности, решают ряд важных задач:

- развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися;

-решают информационную задачу, поскольку обеспечивают обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

-развивают общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), т.е. обеспечивают решение обучающих задач;

-обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде,прислушиваться к чужому мнению;

- способствуют релаксации, снятию нервной нагрузки, переключению внимания, смене форм деятельности и т.д.

  Рассмотрим эффективные интерактивные методы, широко используемые во внеурочной работе.

Работа в парах содействует положительному отношению к обучению, развивает умение приспособиться к работе в группах, подготавливает грунт для широкого и эффективного применения интерактивных технологий

Ротационные(сменные) тройки-содействует активному, основательному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления, усвоения и запоминания

Карусель применяют для обсуждения любой острой проблемы из диаметрально противоположных позиций, для собирания информации по

определенной теме, для проверки объема и глубины имеющихся

знаний, для развития умений аргументировать собственную позицию

Ажурная пила дает возможность работать вместе, изучать большее количество материала за короткое время

Аквариум применяют, когда обучающиеся уже имеют определенные навыки

групповой работы; эффективно для развития общения, усовершенствования умения дискутировать

Незаконченное предложение часто объединяют с «микрофоном»; дает возможность развивать у обучающихся связную речь, собственные высказывания, сравнивать их с другими, отрабатывать умение говорить коротко, но по сути и убедительно

Микрофон- технология общегруппового обсуждения, которая дает возможность каждому обучающемуся в определенном порядке что-то быстро сказать, высказывая свою мысль

Мозговой штурм -метод решения проблемы, когда все участники размышляют над одной и той же проблемой и «идут на нее в атаку»; технологию применяют, когда нужны несколько вариантов решения проблемы

Броуновское движение предполагает движение обучающихся по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме

Дерево решений является вариантом решения конкретной проблемы, помогает обучающимся проанализировать и лучше понять механизм принятия сложных решений

Суд от своего имени позволяет получить представление об упрощенной процедуре принятия судебного решения и провести ролевую игру – судебный

процесс с участием 3-х лиц: судьи, который будет слушать обе

стороны и принимать решения, истца и ответчика

Симпозиум предполагает выступление с заранее подготовленными сообщениями, отражающими их позиции по неоднозначному (или спорному) сюжету; после заслушивания сообщений аудитория задает докладчикам вопросы

Ролевая (деловая)игра-позволяет через разыгрывание сценки или ситуации с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций

Пресс используется в случаях, когда возникают противоречивые мнения по определенной проблеме и нужно занять, и аргументировать четко определенную позицию по общественной проблеме, которая обсуждается; предоставляет возможность научиться формулировать и высказывать свое мнение по дискуссионному вопросу аргументировано, в четкой и сжатой форме

Займи позицию помогает вести дискуссию по спорной, противоречивой теме; предоставляет возможность каждому высказаться и продемонстрировать различные мнения по теме, обосновать свою позицию или перейти на другую позицию в любое время

Дискуссия всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре, целями которых могут быть: обучение,тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок,стимулирование творчества и др.

Дебаты сложный образ обсуждения дискуссионных вопросов; используют тогда, когда обучающиеся хорошо умеют работать в группах, знают технологии решения проблем; реакция на противоположные точки зрения приобретает наибольшую остроту, поскольку обучающимся нужно долго готовиться и публично выступать

Пустое кресло позволяет найти ответ на четко поставленный вопрос путем обмена мнениями; этот поиск должен подвести обучающихся к открытию правды, к определению фактического состояния вещей; развивает критическое мышление, учит аргументировать, задавать вопросы, активизирует большое количество участников, учит культуре дискуссии

Этот список можно пополнять, т.к. каждый учитель способен придумать и внедрить в образовательный процесс эффективные приемы и методы организации речевого взаимодействия учащихся на занятиях иностранного языка. Многие из данных приемов использую на своих занятиях.

Технология «Карусель».

Как и многие интерактивные технологии, карусель позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы, обычно, очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, тема знакомство, национальности, разговор в общественном месте (магазин,аэропорт )и т.д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.

«Снежный ком»-надо назвать своё имя и слово,которое вас характеризует, или-любимый цвет; кем хотите стать, о чём мечтаете. Такие формы работы мною использовались на занятиях во время языковой смены в лагере «Буревестник»,во время работы на летней школьной  площадке.

Метод «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Вариантами использования данного метода на занятиях по иностранному языку могут быть следующие:

На  занятиях кружка я даю задание «Школьные правила».

Ученики делятся на тройки, каждой тройке выдаётся лист с контрактом для школьников (школьные правила). Затем прошу учащихся записать контракт для учителей, включив в него правила, которым, по их мнению, должны следовать преподаватели. Ученики обычно  подходят творчески и с юмором к этому заданию.

«

Технология «Социологический опрос» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий. Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке. Такие задания часто использую при подготовке проектных и исследовательских работ.

Прием Jigsaw («ажурная пила»). Учащиеся объединяются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на логические и смысловые блоки. Вся команда может работать над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп, а затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе.

Учащиеся заинтересованы в том, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, это может отразиться на общей итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый ученик в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме. Вопросы может задавать не только учитель, но и члены других групп. Ученики одной группы вправе дополнять ответ своего товарища. Такая работа на занятиях иностранного языка организуется на этапе творческого применения языкового материала.

Использование данного приема возможно также при работе с лексикой или с учебным текстом.

Прием «Ажурная пила» по теме «Англоязычные страны». Класс делится на две группы для работы с текстом «Австралия» и текстом «США». Каждый из текстов разбит на 3 логических и смысловых блока: «Географическое положение», «Население», «Города». Каждый ученик группы становится «экспертом» своего блока. Затем «эксперты» двух групп встречаются и обмениваются информацией, а после этого обучают членов своей команды тому, что узнали. Каждая группа отчитывается по своему тексту. Это заставляет включиться в работу каждого, помогает выработать адекватные формы поведения и за более короткий промежуток времени получить больше сведений об англоязычных странах .

Технология «Незаконченное предложение». Детям предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у ребят практически неограниченные возможности закончить его. Они касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы. Во время отработки условных предложений часто использую эту технологию. Например, предлагаю учащимся закончить такое предложение. If I won 10000000 dollars,I…

Технология «Ролевая игра». Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. Для учителя же цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Поскольку ролевая игра строится на межличностных отношениях, она вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в нем на иностранном языке, т.е. выполняет мотивационно-побудительную функцию. Другими словами, она представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого. Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках английского языка: презентации, клубы по интересам, интервью, заочные путешествия, круглые столы, пресс-конференции, экскурсии, сказки. Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи).

При изучении темы «Модальные глаголы» используется игра «Разбор ситуаций из практики». Учащиеся принимают участие в групповом обсуждении и совместно вырабатывают решение. Обсуждение реальных жизненных ситуаций вызывает живой интерес и желание поделиться своими идеями. Задания могут быть очень разнообразными: «Ваша подруга заболела, посоветуйте, как ей быстрее поправиться», «Дайте своему другу рекомендации по здоровому питанию», «Что следует и не следует делать во время собеседования».

При прохождении темы «Устройство на работу» проводим игру «Собеседование с работодателем». Заранее знакомимся с лексикой по теме, отрабатываем её, работаем  с образцом диалога, а затем с помощью опор учащиеся составляют свои диалоги и разыгрывают ситуации во время собеседования при приёме на работу. Такую ролевую игру я использовала и на элективном бизнес-курсе английского языка и на уроках английского.

Или такая игра. Представьте, что вы на 1 день стали королём или королевой.

Составьте ваш распорядок дня. Ученики  с энтузиазмом выполняют это задание. Решение нестандартной задачи привлекает учащихся.

 Задание, которое можно использовать и с младшеклассниками при изучении цветов, и с более старшими учениками.

Угадать цвет на карточках, а затем стать в том порядке, чтобы получилась радуга.

*tlvioe

*eulb

*wlleoy

*eengr

*der

*eaongr

*dark lube

Для формирования и совершенствования речевой компетенции применяю следующие приемы и методы интерактивного обучения:

Дискуссия.

Give reasons for doing these things:

Eat

Play the lottery

Drink coffee

Study

Go to the gym

Run

What can you do with these things?Give as many ideas as possible.

Egg

Brush

Tea bag

Paper tip

Zip

Метод «Круглый стол». После контроля понимания прослушанного текста с помощью открытых вопросов, которые идеально подходят для начала дискуссии, провожу заседание «Круглого стола» по теме «Школа будущего: какая она?». Такая форма группового общения формирует культуру общения, толерантность к мнению других, позволяет согласовывать свои точки зрения и учит конструктивному диалогу.

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.

В конечном итоге, значительно повышается качество подачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению иностранного языка со стороны школьников

Таким образом, использование современных образовательных технологий во внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся, позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса в школе и формирования у обучающихся личностных компетентностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности на уроках истории"

Статья "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории"...

Современные образовательные технологии,используемые в ДОУ.Цвето-терапия.

В материале перечислены ненасильственные методы и приёмы организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста, упражения с цветом, изобразительные техники, список литературы по теме....

Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Личностно-ориентированные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и чтения в школе VIII вида"

В докладе отражены основные направления личностно-ориентированных образовательных технологий и использование их на уроках русского языка и чтения в старших классах....

Статья на тему: "Современные образовательные технологии, используемые в обучении русскому языку и литературе"

В образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включа...

Образовательные технологии, используемые педагогом в практической профессиональной деятельности

Представлены образовательные технологии, используемые учителем технологии в практической профессиональной деятельности....

Образовательных технологии, используемые педагогом Нагорнюк Александрой Алексеевной в практической профессиональной деятельности

Образовательных технологии, используемые педагогом Нагорнюк Александрой Алексеевной в практической профессиональной деятельности...