Семенар-практикум «Стратегии обучения устной речи на уроках английского языка »
материал по английскому языку

Сценарий семенара-практикума "Стратегии обучения устной речи на уроках английского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад305.08 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

 «Стратегии обучения устной речи на уроках английского языка »

Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы. Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы, презентация.

При регистрации участникам семинара предлагается программки разных цветов,   (желтый, розовый, голубой и зеленый)

Ход семинара:

1.Орг. момент.

Добрый день, уважаемые коллеги!

      В соответствии с графиком проведения творческих лабораторий учителей на 2019-2020 учебный год, мы рады приветствовать вас на  практическом семинаре «Стратегии обучения устной речи на уроках английского языка».

Цель семинара:

Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитее устной речи

Мы, учителя, иностранного языка,

Учим детей иностранной культуре,

Обычаям, традициям, литературе,

Стараемся максимум  знаний им дать

И учим на деле их  применять.

 Мы обсуждаем, как лучше учить,

Индивидуальный подход находить.

Какие ещё придумать задания,

Чтоб у детей наших были бы знания.

И для этого прилагаем немало усилий.  Когда  идем на урок, нам так хочется, чтобы каждый  ученик был бы к уроку готов

Мы работаем с детьми, которые относятся к поколению Z. Это поколение:

  • хорошо разбираются в современных гаджетах и цифровых технологиях («родились с кнопкой на пальце»), умеют хорошо работать с информацией
  •  обладают «клиповым мышлением», предпочитают увидеть, а не прочитать
  • не мотивированы запоминать материал, повторяя его многократно
  • успешнее воспринимают знания, имеющие практическое значение
  • обладают неустойчивым вниманием
  • гиперактивны и нетерпеливы
  • являются интровертами, с ярко выраженным эгоцентризмом
  • нацелены на быстрый результат, не хотят долго ждать, поэтому нуждаются в хорошо структурированном учебном процессе
  • могут делать одновременно несколько дел (писать сообщение, слушать музыку, играть в компьютерную игру и учить уроки)

Нам, учителям, работающим с этим поколением, трудно подстроиться под них.  У поколения Z свои особенности. Вместо того, чтобы их отвергать, нам нужно понять их.

Мы строим процесс обучения английскому языку на основе как классических так и современных форм, методов, технологий, так как в большинстве случаев учащиеся поколения Z, демонстрируя определенные языковые компетенции, испытывают трудности в «формировании и формулировании мысли».

Тема семинара  «Стратегии обучения устной речи на уроках английского языка »

Что такое «Стратегия»?

СТРАТЕГИЯ  Один из способов приобретения, сохранения и использования информации, служащей достижению определённой цели.

В современном мире понятие учебных стратегий включает в себя мысли, действия, верования и эмоции, облегчающие приобретение, понимание, а затем — применение и передачу новых знаний и навыков в различных формах деятельности.

     В настоящий время, большое внимание уделяется  повышению качества преподавания иностранного языка, совершенствования существующих и поиск новых методов и приемов.

Сегодня основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетентности обучающихся. Что такое коммуникативная компетентность? КК – это речевое общение на основе усвоенных языковых навыков (фонетических, грамматических, лексических) и речевых умений: рецептивных (слушание и чтение) и продуктивных (речь и письмо). СЛАЙД

    Основной целью обучения говорению является развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально детерминированных ситуациях.

Чтобы погрузить в язык, на  уроках мы применяем различные методы и приемы обучения.

Прежде всего, для того, чтобы научиться говорить, необходимо создать условия для погружения в язык. На разных возрастных этапах  сила желания изучать английский язык варьируется. В начальной школе дети более открыты к изучению языка, легко и непроизвольно запоминают урок, если он правильно построен и правильно подобраны методы обучения.

Мышление младших школьников преимущественно конкретное и образное с яркой эмоциональной окрашенностью. Для детей этого возраста характерна большая потребность в движениях, неудовлетворение которой приводит к быстрой утомляемости и потере интереса.

Обучение устному общению на данном этапе предполагает широкое использование наглядности, игр, которые дают ребенку возможность подражать увиденным сценам и отношениям людей, уподоблять себя взрослым, усваивать нормы их поведения, в том числе и речевого.

     Свои уроки начинаем с фонетической зарядки или речевой разминки, для разогрева артикуляционного аппарата. Такое начало очень оживляет ход урока, способствует повышению активности уч-ся, снижает напряжение.

При ознакомлении с фонетическими явлениями стараюсь объяснение обязательно сопровождать демонстрацией эталонов звука, которые учащиеся слышат в фонозаписи от носителей языка и от нас, учителей.

Использую следующие упражнения:

  1. Твой язык – сладкая конфетка. Покатай ее по всему рту.
  2. Прочтите буквы.
  3. Составьте слова из следующих букв.
  4. Назовите слова с определенным  звуком:

  1. Собери губы в трубочку, как будто тебя сильно обидели, а затем сильно-сильно растяни их в улыбке звук - [w].
  2. Выберите слова, которые читаются по правилу (не по правилу).
  3. Упражнения на активное слушание и распознавание звуков, их долготы и краткости:

-  хлопни в ладоши, когда услышишь долгий звук [о:], топни ногой, когда услышишь  краткий [i]

            Эти упражнения представляют собой осознанную имитацию эталона звука, они мобилизуют все усилия учащихся и направляют их на качественное воспроизведение нового звука. Проводимые регулярно упражнения в осознанной имитации помогают преодолеть межъязыковой барьер, в частности подмену иноязычного звука звуком родного языка.  

    В своей работе используем еще Лексико-фонетическую зарядку. 

Данная фонзарядка направлена на фонетическую отработку  тематических слов  по определенной теме с одной стороны, и на закрепление лексики с другой. Необходимо обращать внимание учащихся на произнесение конкретного слова.  После предъявления каждого лексического блока (слово – словосочетание – фраза)  просим учеников перевести его на русский язык, вспомнить ситуации, в которых данное слово используется: 

К какой теме относятся эти слова? Составим предложения из слов, которые относятся к теме «Времена года. Погода.»

Ответьте на вопрос «What is your favorite season?», используя образец ответа, написанный на доске  My favorite season is …., because I like…

В результате лексико-фонетической зарядки отрабатывается произношение не только отдельных слов, но учащиеся  запоминают коммуникативно-ценные фразы и клише, которые в дальнейшем они смогут использовать в своей речи.

 

 Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка. Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении английского языка.

Использование песни при изучении темы «Времена года». Поможем каждому времени года найти свой цвет.

Песня Времена года

Для активизации знаний по теме использую такие задания. На доске и у каждого ученика карточка.

Предлагаю вам найти слова по теме «Погода» Weather (20 секунд)

Каждая группа зачитывает по одному слову.

E:\англ яз\МО\картинки\погода.jpg

     

Из приведенных примеров видно, что предметом тренировочных упражнений являются звук и звукосочетания, помещенные во все более крупные единицы: от слога – через слово – к словосочетанию и к тексту

Использование современных педагогических подходов, приемов, позволяет повышать познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету и повышать качество знаний. Одним из таких приемов, применяемых мной на уроках, является прием написания синквейна. Этот прием можно применят на различных этапах урока.

Синквейн — прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк

Этот прием способствует творческому развитию ученика, заставляет его самостоятельно мыслить, творить. Я использую такую структуру синквейна:

1.Первая строка - одно слово, описывающее тему (существительное).

2.Вторая строка – два слова, обычно это прилагательные.

3.Третья строка – три слова, выражающие действие по теме (глаголы).

4.Четвёртая – фраза, показывающая отношение к теме - предложение.

5.Последняя строка – одно слово, синоним первого или итоговое слово.

   Синквейн составляют парами, индивидуально. Составляя синквейны, каждый может показать свой талант. Если стихотворение получилось эмоциональным и передает всю суть, то ученики в точности справились с заданием.

 Пример синквеина:  по теме     Seasons:

Autumn

Cold, yellow

Go, pick, fall

My favourite season

Apples

Дан синквейн на тему “Summer”, необходимо найти в строчках несоответствующие теме синквейна слова, фразы.

  1. Summer.
  2. Sunny, hot.
  3. Swim, sunbathe, ride a bike.
  4. I like ski.
  5. Holidays.

Неправильная строчка № 4, так как летом невозможно кататься на лыжах.

Синквейны  помогают не только проверять изученный материал, но и здорово экономят драгоценное время. Также синквейн – это отличный контроллер. Потому как никто не сможет передать суть стихотворением, если перед этим не был прочитан необходимый текст или не выучены новые лексические единицы.

    Существуют различные методические приемы формирования у учащихся устных речевых умений – ролевые и коммуникативные игры, дискуссии, дебаты и полемика, описание изображения, комментирование и выражение собственного мнения и др.

Один из таких приёмов является оформление высказывания по тематическим опорам.

Exercise 1

My hobby is ... .

I like to play... .

My favourite colour is.. ....

I have got a …..

I can …..

Проиграем следующий прием.

(1 желающий у доски, остальные задают вопросы)

 Спиной к доске - способ повторить построение вопросов. Один ученик садится к доске спиной и к своим одногруппникам лицом. Доску этот ученик не видет. Учитель пишет на доске "ответ", например, Yes, I do; No, I can't; Every summer; Yesterday; My best friend etc. Задача остальных учеников придумать и задать такой вопрос, чтобы ученик, сидящий на стуле ответил фразой с доски.

Can you flay?

Do you like to read?

Who is your best friend?

Приём «Угадай, кто я? – Guess, what am I?» также направлен на развитие монологической речи. В зависимости от темы каждый ученик  или пара выбирает себе животное, профессию, месяц года, продукт или напиток и т.п., раскрывает и описывает данное существо или понятие, не называя его. Задача других групп/учащихся – угадать, о чём или о ком идёт речь.

Exercise 3

Describe the room. Use: 

  1. There is…a /  There are…….   OR 
  2. There isn’t a…../ There aren’t any…..

При изучении темы Past Simple использую упражнение  для отработки вопросов и ответов в Past Simple: «Yesterday».  Один из обучающихся говорит предложение о том, что он/она делал (а) вчера. Например: «Yesterday I went to the cinema. » Остальные должны задать уточняющие вопросы, например «Who did you go with?»«What film did you watch? » «Did you like the film? »

У некоторых учеников возникают трудности при составлении вопросов. Для обучения составления вопросов используем методику Ирины Ботнарь. Я предлагаю вашему вниманию методику построения вопросов. ВИДЕО

Чтение – это одним из главных видов речевой деятельности, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление.

Я передаю слово Валентине Борисовне.

Обсуждение проблем

Однако, обучение устной речи на уроках может сопровождаться рядом трудностей. К основным трудностям обучения говорения следует отнести мотивационные проблемы, такие как:

- ученики стесняются говорить на иностранных языках, боятся сделать ошибки, подвергнуться критике;

- учащиеся не понимают речевую задачу;

- у учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи;

- учащиеся не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам;

- учащиеся не выдерживают в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке.

Итог семинара

- Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. Мы хотим, чтобы наши ученики имели высокие ожидания и были уверены в своих способностях учиться, ставили перед собой высокие цели и находили свой собственный яркий путь, обучаясь для будущего.

Учить детей сегодня трудно,

 

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили: 

«Даёт корова молоко». 

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны, 

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Спасибо всем за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс " Обучение устной речи на уроках английского языка"

Тема: Обучение устной речи на уроках английского языкаЗадачи: 1. Ознакомить с новым форматом устной речи в  ЕГЭ (задания С3-С6) по английскому языку2. Вовлечение учащихся и учителей в работу по р...

Использование вербальных опор при обучении устной речи на уроках английского языка

В данной работе представлена технология применения вербальных опор при обучении устной речи на уроках английского языка,система  конкретных педагогических действий учителя....

Роль учебно–речевых ситуаций при обучении устной речи на уроках английского языка.

Обучение иностранному языку в средней школе преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, образовательной целей. Эти цели достигаются в процессе практического овладения иностранным я...

Доклад "Использование интеллект карт при обучении устной речи на уроках английского языка и элективных курсах"

Подчеркивается важность приобретения навыка работы с информацией, развития умения анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность речевой деятельности"...

Статья "Некоторые аспекты обучения устной речи на уроках английского языка"

В                 В статье рассматриваются некоторые практические приемы и формы работы, способствующие более эффективному формированию навыков говорения у...