Семенар-практикум «Стратегии обучения устной речи на уроках английского языка »
материал по английскому языку
Сценарий семенара-практикума "Стратегии обучения устной речи на уроках английского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 305.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Стратегии обучения устной речи на уроках английского языка »
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы. Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы, презентация.
При регистрации участникам семинара предлагается программки разных цветов, (желтый, розовый, голубой и зеленый)
Ход семинара:
1.Орг. момент.
Добрый день, уважаемые коллеги!
В соответствии с графиком проведения творческих лабораторий учителей на 2019-2020 учебный год, мы рады приветствовать вас на практическом семинаре «Стратегии обучения устной речи на уроках английского языка».
Цель семинара:
Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитее устной речи
Мы, учителя, иностранного языка,
Учим детей иностранной культуре,
Обычаям, традициям, литературе,
Стараемся максимум знаний им дать
И учим на деле их применять.
Мы обсуждаем, как лучше учить,
Индивидуальный подход находить.
Какие ещё придумать задания,
Чтоб у детей наших были бы знания.
И для этого прилагаем немало усилий. Когда идем на урок, нам так хочется, чтобы каждый ученик был бы к уроку готов
Мы работаем с детьми, которые относятся к поколению Z. Это поколение:
- хорошо разбираются в современных гаджетах и цифровых технологиях («родились с кнопкой на пальце»), умеют хорошо работать с информацией
- обладают «клиповым мышлением», предпочитают увидеть, а не прочитать
- не мотивированы запоминать материал, повторяя его многократно
- успешнее воспринимают знания, имеющие практическое значение
- обладают неустойчивым вниманием
- гиперактивны и нетерпеливы
- являются интровертами, с ярко выраженным эгоцентризмом
- нацелены на быстрый результат, не хотят долго ждать, поэтому нуждаются в хорошо структурированном учебном процессе
- могут делать одновременно несколько дел (писать сообщение, слушать музыку, играть в компьютерную игру и учить уроки)
Нам, учителям, работающим с этим поколением, трудно подстроиться под них. У поколения Z свои особенности. Вместо того, чтобы их отвергать, нам нужно понять их.
Мы строим процесс обучения английскому языку на основе как классических так и современных форм, методов, технологий, так как в большинстве случаев учащиеся поколения Z, демонстрируя определенные языковые компетенции, испытывают трудности в «формировании и формулировании мысли».
Тема семинара «Стратегии обучения устной речи на уроках английского языка »
Что такое «Стратегия»?
СТРАТЕГИЯ Один из способов приобретения, сохранения и использования информации, служащей достижению определённой цели.
В современном мире понятие учебных стратегий включает в себя мысли, действия, верования и эмоции, облегчающие приобретение, понимание, а затем — применение и передачу новых знаний и навыков в различных формах деятельности.
В настоящий время, большое внимание уделяется повышению качества преподавания иностранного языка, совершенствования существующих и поиск новых методов и приемов.
Сегодня основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетентности обучающихся. Что такое коммуникативная компетентность? КК – это речевое общение на основе усвоенных языковых навыков (фонетических, грамматических, лексических) и речевых умений: рецептивных (слушание и чтение) и продуктивных (речь и письмо). СЛАЙД
Основной целью обучения говорению является развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально детерминированных ситуациях.
Чтобы погрузить в язык, на уроках мы применяем различные методы и приемы обучения.
Прежде всего, для того, чтобы научиться говорить, необходимо создать условия для погружения в язык. На разных возрастных этапах сила желания изучать английский язык варьируется. В начальной школе дети более открыты к изучению языка, легко и непроизвольно запоминают урок, если он правильно построен и правильно подобраны методы обучения.
Мышление младших школьников преимущественно конкретное и образное с яркой эмоциональной окрашенностью. Для детей этого возраста характерна большая потребность в движениях, неудовлетворение которой приводит к быстрой утомляемости и потере интереса.
Обучение устному общению на данном этапе предполагает широкое использование наглядности, игр, которые дают ребенку возможность подражать увиденным сценам и отношениям людей, уподоблять себя взрослым, усваивать нормы их поведения, в том числе и речевого.
Свои уроки начинаем с фонетической зарядки или речевой разминки, для разогрева артикуляционного аппарата. Такое начало очень оживляет ход урока, способствует повышению активности уч-ся, снижает напряжение.
При ознакомлении с фонетическими явлениями стараюсь объяснение обязательно сопровождать демонстрацией эталонов звука, которые учащиеся слышат в фонозаписи от носителей языка и от нас, учителей.
Использую следующие упражнения:
- Твой язык – сладкая конфетка. Покатай ее по всему рту.
- Прочтите буквы.
- Составьте слова из следующих букв.
- Назовите слова с определенным звуком:
- Собери губы в трубочку, как будто тебя сильно обидели, а затем сильно-сильно растяни их в улыбке звук - [w].
- Выберите слова, которые читаются по правилу (не по правилу).
- Упражнения на активное слушание и распознавание звуков, их долготы и краткости:
- хлопни в ладоши, когда услышишь долгий звук [о:], топни ногой, когда услышишь краткий [i]
Эти упражнения представляют собой осознанную имитацию эталона звука, они мобилизуют все усилия учащихся и направляют их на качественное воспроизведение нового звука. Проводимые регулярно упражнения в осознанной имитации помогают преодолеть межъязыковой барьер, в частности подмену иноязычного звука звуком родного языка.
В своей работе используем еще Лексико-фонетическую зарядку.
Данная фонзарядка направлена на фонетическую отработку тематических слов по определенной теме с одной стороны, и на закрепление лексики с другой. Необходимо обращать внимание учащихся на произнесение конкретного слова. После предъявления каждого лексического блока (слово – словосочетание – фраза) просим учеников перевести его на русский язык, вспомнить ситуации, в которых данное слово используется:
К какой теме относятся эти слова? Составим предложения из слов, которые относятся к теме «Времена года. Погода.»
Ответьте на вопрос «What is your favorite season?», используя образец ответа, написанный на доске My favorite season is …., because I like…
В результате лексико-фонетической зарядки отрабатывается произношение не только отдельных слов, но учащиеся запоминают коммуникативно-ценные фразы и клише, которые в дальнейшем они смогут использовать в своей речи.
Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка. Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении английского языка.
Использование песни при изучении темы «Времена года». Поможем каждому времени года найти свой цвет.
Песня Времена года
Для активизации знаний по теме использую такие задания. На доске и у каждого ученика карточка.
Предлагаю вам найти слова по теме «Погода» Weather (20 секунд)
Каждая группа зачитывает по одному слову.
Из приведенных примеров видно, что предметом тренировочных упражнений являются звук и звукосочетания, помещенные во все более крупные единицы: от слога – через слово – к словосочетанию и к тексту
Использование современных педагогических подходов, приемов, позволяет повышать познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету и повышать качество знаний. Одним из таких приемов, применяемых мной на уроках, является прием написания синквейна. Этот прием можно применят на различных этапах урока.
Синквейн — прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк
Этот прием способствует творческому развитию ученика, заставляет его самостоятельно мыслить, творить. Я использую такую структуру синквейна:
1.Первая строка - одно слово, описывающее тему (существительное).
2.Вторая строка – два слова, обычно это прилагательные.
3.Третья строка – три слова, выражающие действие по теме (глаголы).
4.Четвёртая – фраза, показывающая отношение к теме - предложение.
5.Последняя строка – одно слово, синоним первого или итоговое слово.
Синквейн составляют парами, индивидуально. Составляя синквейны, каждый может показать свой талант. Если стихотворение получилось эмоциональным и передает всю суть, то ученики в точности справились с заданием.
Пример синквеина: по теме Seasons:
Autumn
Cold, yellow
Go, pick, fall
My favourite season
Apples
Дан синквейн на тему “Summer”, необходимо найти в строчках несоответствующие теме синквейна слова, фразы.
- Summer.
- Sunny, hot.
- Swim, sunbathe, ride a bike.
- I like ski.
- Holidays.
Неправильная строчка № 4, так как летом невозможно кататься на лыжах.
Синквейны помогают не только проверять изученный материал, но и здорово экономят драгоценное время. Также синквейн – это отличный контроллер. Потому как никто не сможет передать суть стихотворением, если перед этим не был прочитан необходимый текст или не выучены новые лексические единицы.
Существуют различные методические приемы формирования у учащихся устных речевых умений – ролевые и коммуникативные игры, дискуссии, дебаты и полемика, описание изображения, комментирование и выражение собственного мнения и др.
Один из таких приёмов является оформление высказывания по тематическим опорам.
Exercise 1
My hobby is ... .
I like to play... .
My favourite colour is.. ....
I have got a …..
I can …..
Проиграем следующий прием.
(1 желающий у доски, остальные задают вопросы)
Спиной к доске - способ повторить построение вопросов. Один ученик садится к доске спиной и к своим одногруппникам лицом. Доску этот ученик не видет. Учитель пишет на доске "ответ", например, Yes, I do; No, I can't; Every summer; Yesterday; My best friend etc. Задача остальных учеников придумать и задать такой вопрос, чтобы ученик, сидящий на стуле ответил фразой с доски.
Can you flay?
Do you like to read?
Who is your best friend?
Приём «Угадай, кто я? – Guess, what am I?» также направлен на развитие монологической речи. В зависимости от темы каждый ученик или пара выбирает себе животное, профессию, месяц года, продукт или напиток и т.п., раскрывает и описывает данное существо или понятие, не называя его. Задача других групп/учащихся – угадать, о чём или о ком идёт речь.
Exercise 3
Describe the room. Use:
- There is…a / There are……. OR
- There isn’t a…../ There aren’t any…..
При изучении темы Past Simple использую упражнение для отработки вопросов и ответов в Past Simple: «Yesterday». Один из обучающихся говорит предложение о том, что он/она делал (а) вчера. Например: «Yesterday I went to the cinema. » Остальные должны задать уточняющие вопросы, например «Who did you go with?»«What film did you watch? » «Did you like the film? »
У некоторых учеников возникают трудности при составлении вопросов. Для обучения составления вопросов используем методику Ирины Ботнарь. Я предлагаю вашему вниманию методику построения вопросов. ВИДЕО
Чтение – это одним из главных видов речевой деятельности, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление.
Я передаю слово Валентине Борисовне.
Обсуждение проблем
Однако, обучение устной речи на уроках может сопровождаться рядом трудностей. К основным трудностям обучения говорения следует отнести мотивационные проблемы, такие как:
- ученики стесняются говорить на иностранных языках, боятся сделать ошибки, подвергнуться критике;
- учащиеся не понимают речевую задачу;
- у учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи;
- учащиеся не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам;
- учащиеся не выдерживают в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке.
Итог семинара
- Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. Мы хотим, чтобы наши ученики имели высокие ожидания и были уверены в своих способностях учиться, ставили перед собой высокие цели и находили свой собственный яркий путь, обучаясь для будущего.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Спасибо всем за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/23/picture-256344-1369320547.jpg)
Использование коммуникативных упражнений при обучении устной речи на уроках английского языка
Методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/10/picture-55677-1447174187.jpg)
Мастер -класс " Обучение устной речи на уроках английского языка"
Тема: Обучение устной речи на уроках английского языкаЗадачи: 1. Ознакомить с новым форматом устной речи в ЕГЭ (задания С3-С6) по английскому языку2. Вовлечение учащихся и учителей в работу по р...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/26/picture-730812-1480180919.jpg)
Использование вербальных опор при обучении устной речи на уроках английского языка
В данной работе представлена технология применения вербальных опор при обучении устной речи на уроках английского языка,система конкретных педагогических действий учителя....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/15/picture-806069-1471262902.jpg)
Роль учебно–речевых ситуаций при обучении устной речи на уроках английского языка.
Обучение иностранному языку в средней школе преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, образовательной целей. Эти цели достигаются в процессе практического овладения иностранным я...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/13/picture-1218571-1581578074.jpg)
Использование коммуникативных упражнений при обучении устной речи на уроках английского языка
Несколько упражнений которые я использую на уроках...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/14/picture-265929-1371196880.jpg)
Доклад "Использование интеллект карт при обучении устной речи на уроках английского языка и элективных курсах"
Подчеркивается важность приобретения навыка работы с информацией, развития умения анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность речевой деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/04/picture-550241-1654338666.jpg)
Статья "Некоторые аспекты обучения устной речи на уроках английского языка"
В В статье рассматриваются некоторые практические приемы и формы работы, способствующие более эффективному формированию навыков говорения у...