Инженер человеческих душ
статья по английскому языку

Стригункова Маргарита Дмитриевна

Наставник  в школе помогает молодому педагогу адаптироваться к коллективу, открывать школьный мир,  дорогу в педагогическую профессию, делясь многолетней практикой  общения урочной и внеурочной деятельности. Решению этих задач будет способствовать навыки и умения по функциональной грамотности, применение гибких навыков, ЦОР, современных педагогических технологий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_inzhener_chelovecheskih_dush.odt12.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           Стригункова М.Д.

                                                                                      учитель английского языка

                                                                                        МБОУ «СОШ №59 им Г.М.

                                                                                         Мыльникова» г .Курск

«Учитель работает над самой ответственной задачей - он формирует человека. Педагог - это инженер человеческих душ» М.И.Калинин.

                                          Инженер человеческих душ

Наставник - одна из самых важных миссий в школьной жизни молодого педагога. Наставничество (пастырство, шефство) это передача знаний от старшего поколения к младшему, это поддержка и утверждение  молодого специалиста на пути развития собственного потенциала и навыков. Наставник  в школе помогает молодому педагогу адаптироваться к коллективу, открывать школьный мир,  дорогу в педагогическую профессию, делясь многолетней практикой  общения урочной и внеурочной деятельности. Решению этих задач будет способствовать навыки и умения по функциональной грамотности, применение гибких навыков, ЦОР, современных педагогических технологий.

Следует рассматривать такие формы работы как «учитель - учитель» (посещение уроков с их  последующим анализом и самоанализом, помощь в составлении рабочих программ, календарно-тематического планирования (КТП), сценарного плана или технологической карты урока.  На основе принципов наставничества (добровольность, взаимопонимание, помощь в преодолении трудностей, ответственность, права молодого специалиста) необходимо привлекать молодое поколение к участию в работе МО, конкурсах, олимпиадах, совместных мастер-классах, «Движение первых» и других внеурочных  активностях.

Наставник - это не только  уважение и любовь к  молодому специалисту, умение слушать, интересно  рассказывать и объяснять, но и терпение, трудолюбие, мудрость, так как методико-педагогическая поддержка профессионального роста  необходима и молодым учителям и  учителям, меняющим специальность. Наставляемый должен научиться учиться, жить вместе с коллективом,  ответственности, приобрести новый опыт и развить новые навыки и компетенции в формировании успешных кейсов и практик для дальнейшей работы. «Учитель и ученик растут вместе» (Конфуций)

         Быть наставником - это  честь для  учителя, это дар природы, который нужно поливать, это  сейф знаний с новыми обновленными делемами, это скорость мысли, которую должен передать наставник молодому поколению. Ведь, «Кто постигает новое,  лелея старое, тот может быть учителем» (Конфуций).

         У учителя с большим  багажом знаний перерожденное сердце, сердце, где духовная операция формирует не только  учебно-педагогические компетенции, но и духовно нравственные - любовь  к  родному краю, родителям, семье, окружающему нас миру, к нашей великой, могучей непобедимой России, благодать, умиротворение, душевную гармонию, счастье. Наставник — это «От души - На», это новый друг, а новый друг, все равно, что изданная книга. Сколько друзей - столько книг.  

         Знание и воспитание  тесно взаимосвязано. Воспитание - это искусство, мудрость, знание, как общаться с людьми, вести диалог, интегрировать в социуме. А вести диалог - это талант. Учитель - наставник является ярким и поучительным примером духовной красоты. О значимости духовной красоты учителя – наставника, окружающие судят по его интересам, духовным ценностям, запросам, духовной близости и силы, которые в нём присутствуют. «Учитель должен быть, прежде всего человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность... » (П. Блонский).

Советы молодому учителю.

  1. Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, куда тебя как бы сослали. Школа не нуждается в твоем снисхождении.
  2. Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве.
  3. Не замыкайтесь в своём учительстве. Если учитель только учитель, то это скучно.
  4. Помни о комплексном характере учительского труда.
  5. Будь счастливым! Будь оптимистом! Будь честным и правдивым! Верь!
  6. Цени юмор в общении с обучающимися.
  7. Будь естественным. Не притворяйся. Не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть.
  8.  Не воображай из себя больше того, что ты есть на самом деле. Будь скромным. Не теряй достоинства. Не надо казаться, надо быть!
  9. Обрети гражданскую позицию.

Памятка молодому учителю

1.Приходите в кабинет  намного раньше до звонка, убедитесь всё ли готово к уроку, чиста ли доска, приготовлены  ли ТСО,  элжур, проектор, наглядные пособия, раздаточный материал. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы обучающиеся приветствовали вас организованно. Старайтесь находить обучающимся красоту и привлекательность организационного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз всё меньше времени.

2.Начинайте урок энергично. Не задавайте  обучающимся вопрос «Кто не выполнил домашнее задание?» Это приучает к мысли, что не выполнение домашнего задания учителя - дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый обучающийся постоянно был занят делом. Помните: пауза, безделье, медлительность - бич дисциплины.

3. Увлекайте обучающихся интересным, ярким  содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, проектов, квизов, презентаций.  Контролируйте темы уроков, используйте новые технологии и кейсы. Помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс, особенно детей с неустойчивым вниманием, неусидчивых, гиперактивных. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок, обращаясь к таким детям с просьбами, вопросами, индивидуальными заданиями несколько чаще.

4. Мотивируя отметки знаний, придавайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Укажите обучающимся западающие темы и предложите им свою помощь как в учебной так и во внеурочной деятельности.

5. Заканчивайте урок рефлексией класса, обучающихся и отдельных учеников. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных обучающихся, но не делайте это  слишком часто и не за большие усилия.

  1. Помните о том, что урок заканчивается со звонком. Напомните об обязанностях дежурного. Воздерживайтесь от излишних замечаний.
  2. При дисциплинировании обучающихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не даёт вам пользы, а скорее вредит. Лучше  обратиться за поддержкой к классу.

Список литературы

  1. Ахметова, Г.К. Преобразующее наставничество в деятельности института

повышения квалификации [Текст] / Г. К. Ахметова, А. Ж. Мурзалинова, Н. Т. Уалиева //

  1. Еникеева, Г.С. Наставничество как инструмент синхронизации системы

подготовки кадров в СПО и кадровых потребностей экономики региона [Электронный ресурс] / Г. С. Еникеева, Т. М. Соболева // Академический вестник. Вестник СПб АППО. - 2022 - №2. - С.52-55. Методист. - 2020 - №3. - С. 14-16.

  1. Бочарова, О.В. Наш старший друг, наш друг бесценный [Электронный ресурс] / О.В. Бочарова, В.П. Плотникова // Дневник наставника : сб. метод. рекомендаций. – Белгород, 2020 – С. 14-18.
  2. Донецкая, В.В. Наставничество - путь к успеху молодого педагога [Текст] / В. В.Донецкая // Практические советы учителю. - 2020 - №1. - С.1-4.
  3. Корольков, А.А. Философия учительства и тьюторство [Электронный ресурс] / А. А. Корольков // Педагогика. - 2020 - №9. - С.5-17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно-познавательная игра "Кто хочет стать инженером?"

Внеклассное мероприятие по технологии. Игра-презентация для обучающихся 5-7 классов....

Время инженеров. Профориентация, выбор профессии 9 - 11 класс

Проект. Профориентация,выбор профессии9 - 11 класс "Время инженеров"...

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Человеческий характер и человеческая судьба в сказках Х. К. Андерсена

Статья на литературную тему, посвященная исследованию человеческого характера и человеческой судьбы в сказках Х. Г. Андерсена. Данный материал может быть использован в средней и старшей школе....

"Педагог - это инженер человеческих душ"

Статья по педагогике и методике преподавания русского языка и литературы...

Кто такой инженер. Роль профессии “инженер

Учебно-методический материал "Кто такой инженер. Роль профессии “инженер”." может быть использован на занятиях по иностранному языку или в качестве самостояльной работы во время отмены занятий на пери...

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики [Текст]: монография

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе ...