"Педагог - это инженер человеческих душ"
статья по теме

Степнова Алла Николаевна

Статья по педагогике и методике преподавания русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Педагог – это инженер человеческих душ[1] 

Как определить, в какой момент в душе человека рождается любовь к Родине? Как  не пропустить это важное событие в жизни маленького гражданина? Как укрепить в сознании это святое чувство? Этими проблемными вопросами задается современное общество. Особые надежды  всегда возлагаются на школу – именно здесь активно формируются  духовно – нравственные качества личности. И миссия учителя – быть педагогом  в самом высоком смысле этого слова. Воспитывать гражданина с большой буквы независимо от того предмета, который учитель преподает в школе. «Учитель, его образ мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании[2]» -  утверждал  Дистервег .

Важным инструментом в воспитании духовно – нравственных качеств школьника является творчество. «Творчество -  формирующая деятельность человеческого духа, обновляющая и облагораживающая реальную жизнь. Огонь творческой активности внутренне меняет тех, в ком он возгорелся», - именно так определяется значение этого слова в словаре Ожегова.

Действительно, ребенок учится видеть мир, творчески преобразует все, что видит вокруг себя. Необычайно трогательны первые рисунки  о маме,  о природе, о школе,  первые неумелые стихи,  классные сочинения, а потом и глубокие философские размышления - эссе.

Воспитание  самых важных человеческих качеств: совести, уважения к старшим, гражданственности, истинного патриотизма начинается с любви к творчеству. Долгий путь проходит учитель со своим воспитанником, прежде чем рождается настоящая гражданская позиция, озвученная в простых ученических строках:

                                         

Родина

Родина моя, родина - нелюбимая Богом дочь.

Родина моя, родина – ну чем я смогу помочь?

У церкви твоей белокаменной старушки весь век сидят

В одежде давно обветшалой и прячут потухший взгляд.

Прохожие Богу молятся, бросают им в руки пятак,

Прости их, Господи Боже, что делают все не так.

Родина моя, родина! Прости неразумную дочь!

Родина моя, родина! Я очень хочу помочь!

                                                                (Шалабодина Алина, 10 класс)

Истинная любовь к Родине выражается в глубоком чувстве сопричастности к ее судьбе. Не быть равнодушным,  стремиться помочь  в трудную минуту, прославлять ее добрыми делами – именно эти мысли нужно укоренять в сознании юного гражданина.

                                         Любимая земля моя!

Сердце плачет от боли – в руинах родина моя.

За что такая тебе доля – страдать от пламени огня?

Кругом заплаканные лица – в них больно даже посмотреть,

Но Абакан – моя столица- все души сможет отогреть!

Любимая земля моя! Родные села и просторы!

Мы верим свято лишь в тебя – нам не страшны ничьи терроры!

Мы встанем вместе Родину спасать, работать будем до изнеможенья,

Чтобы родная наша мать не знала горя и волненья!

Окрепнешь ты, о  Родина моя!

 Взовьешься в небо гордой, смелой птицей!

Тебе с любовью прошепчу: «Тобой живу, моя столица!»

                                                                     (Шапочкина Марина, 11 класс)

Как научить ребенка творчеству? Непростой вопрос. Река начинается с малого ручейка. Прежде всего, нужно гореть самому учителю, верить в своего ученика, созидать, не уставать на нелегком педагогическом поприще. А главное – любить детей и свою профессию, «быть инженером человеческих душ».  Стараться  сеять « разумное, доброе, вечное[3]»…


[1] Калинин  Михаил Иванович (1875-1946), «Цитаты» ,советский государственный и партийный деятель

[2] Дистервег Адольф Фридрих (1790-1886г.), «Высказывания и афоризмы» ,немецкий педагог

[3] Некрасов Н.А. (1821-1877) , стихотворение «Сеятелям» 1877г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно-познавательная игра "Кто хочет стать инженером?"

Внеклассное мероприятие по технологии. Игра-презентация для обучающихся 5-7 классов....

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Человеческий характер и человеческая судьба в сказках Х. К. Андерсена

Статья на литературную тему, посвященная исследованию человеческого характера и человеческой судьбы в сказках Х. Г. Андерсена. Данный материал может быть использован в средней и старшей школе....

Кто такой инженер. Роль профессии “инженер

Учебно-методический материал "Кто такой инженер. Роль профессии “инженер”." может быть использован на занятиях по иностранному языку или в качестве самостояльной работы во время отмены занятий на пери...

Методическая разработка открытого занятия Нихаенко Светланы Андреевны педагога-организатора ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга на тему: "День инженера механика"Посвящение в юные техники"

Ежегодно в нашем Центре проходит посвещение в юные техники для деток, которые занимаются первый год. В этом году мы решили провести для них не большое выступление и познакомить их с нашим Центром...

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики [Текст]: монография

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе ...

Инженер человеческих душ

Наставник  в школе помогает молодому педагогу адаптироваться к коллективу, открывать школьный мир,  дорогу в педагогическую профессию, делясь многолетней практикой  общения урочной и вн...