Открытый урок "Общение как обмен информацией"
план-конспект урока по английскому языку (10 класс)
Открытый урок по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ + АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Общение как обмен информацией
Цели и задачи:
- объяснить понятия и термины: «коммуникация», «невербальное общение»;
- охарактеризовать средства межличностной коммуникации, выявить трудности, возникающие в процессе коммуникации; описать вербальное и невербальное общение, выяснить особенности общения в современном обществе;
- развивать у учащихся умение систематизации социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать с документами.
- Развивать навыки устной речи (навыки диалогического и монологического высказывания); развитие коммуникативных умений;
- повторение и закрепление лексико-грамматического материала;
- развитие творчества, самостоятельности при составлении высказывания на английском языке;
- воспитание культуры общения;
- учить работать в команде.
Оборудование: медиапроектор, раздаточный материал (кейсы).
1. Организационный этап
I. Учитель обществознания: Здравствуйте, ребята.
II. Учитель английского языка: Good morning, children.
I. Сегодня на уроке, который будет проходить на двух языках, мы поговорим об общении и его роли в жизни общества. Нам необходимо будет разграничить понятия «общение» и «коммуникация». Рассмотреть современные средства коммуникации. Разобраться с тем, что способствует лучшему восприятию информации в ходе межличностного общения. Итак, тема урока: «Общение как обмен информацией».
II. по англ.: Today we’ll focus on modern ways of communication that all teenagers love and use every day.
I. Общение - сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение предполагает использование речевых (вербальных) и невербальных средств. (слайд1)
Коммуникация – термин, обозначающий общение, передачу информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия людей в их трудовой и познавательной деятельности. (слайд 2)
II. Учитель: Name the ways of communication, please.
- Mobile telephones (calls and texting messages)
- Social networking sites
- E-mails
- Face-to-face communication
- Writing personal letters
- Instant Messages (IM), (ICQ)
(слайд 3) – на англ. яз.
2. Постановка проблемы
II. Учитель: Nowadays people prefer using mobiles and social networking sites more than face-to-face communication. What do you think about it? Let’s discuss this problem.
Мнения учащихся (на англ. яз. + на рус. яз.)……………………….
3. Решение практико-ориентировочных задач.
I. Учитель: Давайте проверим, насколько вы были правы (слайд 4)
Действительно, к невербальным средствам общения относят жесты, мимику, пантомимику.
Учитель: What should we do to save direct human communication?
What do you think help people understand each other better?
Учитель: Для того чтобы разобраться в роли невербального общения, мы предлагаем вам выполнить следующее:
- разбиться на 3 группы.
- каждая группа получит кейс – комплект информации с заданием.
- прочитать информацию и использовать ее в процессе выполнения задания.
- представить работу группы.
- оценить работу двух других групп с точки зрения использования ими информации из кейса. (слайд 5)
На групповую работу вам отводится 5-6 минут. Приступайте к работе.
Диалоги учащихся на английском языке…………………………………
Работа в группах, представление результатов работы.
Учитель: Which ways of communication did you use in your dialogues? (Какие способы коммуникации вы использовали в своих диалогах?)
Учащиеся: Gestures, facial expressions, intonation…. (Жесты, мимику, интонацию…)
4. Рефлексия.
Учитель: Давайте вспомним, какую проблему мы решали сегодня на уроке?
(Учащиеся – проблема возникновения затруднений, возникающих в восприятии информации в ходе межличностного общения)
Что позволяет людям лучше понимать смысл доносимой до них информации?
(Учащиеся – невербальные средства общения)
Есть ли необходимость в межличностном общении в условиях современного нам постиндустриального общества?
Смогут ли технические средства коммуникации заменить живое общение между людьми?
- Итог урока.
Давайте подведем уроки и вместе оценим сегодняшнюю работу, используя лист самооценки.
Спасибо всем за сегодняшний урок. До свидания!
Thank you. Good-bye everybody!
Приложения.
Наполнение кейсов.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Кейс
Жесты
Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на шесть групп:
- Жесты-иллюстраторы - это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т.е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы - движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.
- Жесты-регуляторы - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
- Жесты-эмблемы - это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях - «здравствуйте», а поднятые над головой - «до свидания».
- Жесты-адапторы — это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть:
а) почесывания, подергивания отдельных частей тела;
б) касания, пошлепывания партнера;
в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т.п.). - Жесты-аффекторы - жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.
Практика показывает, что, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице. При общении часто возникают следующие виды жестов:
- жесты оценки - почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др. (человек оценивает информацию);
- жесты уверенности - соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;
- жесты нервозности и неуверенности - переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.;
- жесты самоконтроля - руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник и др.;
- жесты ожидания - потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
- жесты отрицания - сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;
- жесты расположения - прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
- жесты доминирования - жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;
- жесты неискренности - «прикрытие рукой рта»; «прикосновение к носу» как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и др.
В соответствии с классификацией известного исследователя невербального поведения А. Штангля выделяются:
жесты рук: руки, вяло свисающие вдоль тела, — пассивность, недостаток воли; скрещенные на груди руки — тенденция к дистанцированию, известная изоляция, выжидание и др.;
жесты кистей рук: открытая ладонь обращена вверх — объяснение, убеждение, открытое представление, отдавание; руки спрятаны в карманах — скрывание неуверенности, потеря непосредственности; рука сжимается в кулак — концентрация, стремление к самоутверждению и др.;
«игры рук»: пальцы барабанят по столу — демонстрация незаинтересованности; стирающие движения по лбу — стирание нехороших мыслей, плохих представлений и др.;
жесты пальцев: палец засунут в рот — инфантильная наивность, удивление, рассеянность; палец плотно прижат ко рту — стремление предотвратить всякое проявление, импульс к овладению собой; палец касается глаз или ушей — опосредованный знак неловкости, плохое настроение, известная робость и др.;
рукопожатие: твердое, энергичное, тяжелое, давящее, бесцветное, слабое и др.
В классификации австралийского исследователя А. Пиза представлены наиболее распространенные, с его точки зрения, жесты и действия:
жесты ладони: открытая ладонь, говорящая о правдивости, честности, преданности; пальцы собраны в кулак и виден только указательный палец — «указующий перст», сила, принуждение к действию и др.;
жесты кистями и руками: рука, охватывающая запястье, говорит о неоправданных ожиданиях и попытке самоконтроля; скрещенные руки с большими пальцами, направленными вверх — оборонительное или негативное отношение к чему-либо и др.;
жесты «рука к лицу»: «рука к носу» указывает о недоверии к говорящему; потирание глаза — попытка блокировать ложь; почесывание шеи — сомнение, неуверенность и др.; рука поддерживает голову — скука, отсутствие интереса; поглаживание подбородка — принятие решения; потирание тыльной стороны шеи — сигнал неоправданных ожиданий и др.;
барьеры из рук: скрещенные на груди руки с ладонями, сжатыми в кулаки, говорят о враждебном отношении к партнеру; дотрагивание до предмета, расположенного вблизи другой руки, — стремление к достижению безопасности и др.;
барьеры из ног: перекрещенные руки и ноги указывают на негативное отношение, попытку защититься от чего-то и др.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Поставьте «+» в ту колонку, которая отражает качество проделанной на уроке работы.
Ф.И. учащегося | Не решена типовая, много раз отработанная задача Неудовлетворительный уровень «2» | Частично успешное решение типовой задачи (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) Удовлетворительный уровень «3» | Полностью успешное решение типовой задачи (без ошибок и полностью самостоятельно) Хороший уровень «4» | Полностью успешное решение нестандартной задачи с применением новых знаний (без ошибок и полностью самостоятельно) Отличный уровень «5» |
Пример диалога
- Hello, Dan.
- Hi.
- I was absent from the lesson yesterday. Could you send me the homework by e-mail?
- Sure. Write down your electronic address, please.
- Of course. Here it is.
Пример диалога
- In which social networks are you registered?
- I have a profile in Vkontakte.
- Are you involved in voiting?
- Yes, I am. Sometimes I do it.
- I am taking part in the competition. Could you vote for me, please?
- Sure.
Пример диалога
- Look, John. We have to write a project for the next lesson.
- Yes, I know… but I am so sorry. I have no opportunity to meet with you now. I am very busy.
- Do you have Skype?
- Yes, I do.
- Let’s talk on Skype in the evening.
- Great!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/05/picture-162983-1707134986.jpg)
Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.
Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/15/picture-273883-1373895790.jpg)
Открытое занятие по обмену и распространению опыта работы. Тема " Баскетбол в 4 классе"
Тема занятия " Методика обучения основным техническим приемам при игре в баскетбол в начальной школе."занятие было показано на методическом совещании учителей физической культуры Мос...
Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.
Цель: Выявить сущность общения, как способа обмена информацией. Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать ...
Разработка занятия "Общение как обмен информацией"
Занятие по программе "Познай себя". Содержит материал об общении как обмене информации между людьми, о способах эффективного общения....
Общение как обмен информацией.
Урок по обществознанию 10 класс. Цель урока: выявить сущность общения, как способа обмена информацией. Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/13/picture-946777-1507913938.jpg)
урок обществознания 10 класс "Общение -как обмен информацией"
10 класс, урок обществознания по теме "Общение как обмен информацией"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/08/picture-722697-1449604270.jpg)
Технологическая карта для урока по теме «Общение как обмен информацией»
Данный материал является методической разработкой урока по обществознанию в 10 классе по профильной программе на основе УМК Л.Н.Боголюбова. Технологическая карта составлена с учетом ФГОС....