Технологическая карта для урока по теме «Общение как обмен информацией»
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс)

Тушнова Ольга Михайловна

Данный материал является методической разработкой урока по обществознанию в 10 классе по профильной программе на основе УМК Л.Н.Боголюбова. Технологическая карта составлена с учетом ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx35.8 КБ
Файл 77._obshchenie_kak_obmen_informatsiey_2.pptx2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Тушнова О.М.

2016-2017

Технологическая карта урока обществознания. 2 курс

Тема урока

Общение как обмен информацией (Часть 2. Средства общения)

Тип урока

комбинированный

Информационно-

Обществознание.  10  класс.  Профильный  уровень. Под  редакцией  Л.Н.Боголюбова,  А.Ю.  Лазебниковой, Н.М.Смирновой

методическое

обеспечение

Боголюбов Л.Н. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2007.

педагогической

Поурочные разработки по обществознанию. Е.Н.Сорокина

системы урочной

деятельности

План урока

1. Средства общения.

2.

Вербальное общение.

3.

Невербальное общение.

        4. Особенности общения в современном мире.

Цель урока

Создать условия для ознакомления обучающихся со средствами общения, их особенностями и формами

Формы и методы

обучения

Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы обучения: проблемный и частично-поисковый, репродуктивный

Основные понятии

Общение как обмен информацией, особенности общения в информационном обществе, коммуникация, вербальное общение, невербальное общение, хронотоп

и термины

Планируемые образовательные результаты

Объём освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентного опыта/приобретённая компетенция

Научатся: определять вербальные и невербальные средства общения; определять значение использования тех или иных средств общения в процессе обмена информацией; характеризовать процесс обмена с точки зрения использованных средств вербального и невербального общения; находить причинно-следственные связи; отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения.

Получат возможность научиться: осуществлять поиск информации, анализировать объекты, ориентироваться на успех в учёбе.

Целостно-смысловая компетенция

Умеют: определять понятия; вступать в речевое общение; работать с книгой; делать выводы

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

  • Общеучебные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; ориентируются в учебнике, словаре; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий;
  • Логические: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о процессе общения как обмене информацией; проводят анализ и систематизацию полученных знаний по теме «Средства общения»

Коммуникативные:

Оформляют диалогические высказывания; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера; выстраивают процесс взаимодействия при работе в парах.

Регулятивные:

Принимают и удерживают учебную задачу в течение урока; планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; распределяют объем работы в парах; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

Личностные:

Мотивируют свои действия; проявляют интерес к новому учебному материалу; развивают способность к самооценке; оценивают собственную учебную деятельность.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время (мин.)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

  1. Мотивация к учебной деятельности

4

  1. Подготовка к уроку
  2. Просмотр видеофрагмента
  1. Проверяет готовность учащихся к уроку.
  2. Концентрирует внимание на просмотре видеоматериала

Просматривают видеофрагмент

Фронтальная

  1. Актуализация знаний

7

Беседа по содержанию видео фрагмента

Вопросы:

  • Какой процесс вы видели в видеофрагменте.
  • Какую информацию хотел донести «доцент» до сокамерников?
  • Достиг ли он успеха?
  • При помощи чего он донес нужную ему информацию?

Высказывают свое мнение, формулируют тему и цель урока

Фронтальная

Устный опрос

  1. Изучение нового материала

20

  1. Презентация «Средства общения» (прил. 1). Работа с терминами.
  2. Работа с текстом учебника, § 31, стр. 323, стр. 324-325
  3. Заполнение схемы (прил. 2)
  1. Показывает и комментирует слайды презентации.
  2. Акцентирует внимание на высказываниях известных деятелей культуры, связанных с изучаемой темой.
  3. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу.
  1. Просматривают презентацию делают записи в ходе просмотра.

  1. Самостоятельно работают с текстом учебника.
  2. Заполняют схему. Поясняют основания выбранной классификации.
  1. Индивидуальная

  1. Парная
  1. Записи в тетради

  1. Заполнение схемы
  1. Первичное закрепление и осмысление изученного

7

  1. Выполнения контрольного задания по изученной теме.
  2. Повторный просмотр видеофрагмента
  1. Предлагает выполнение контрольного задания (слайд 10)
  2. Формулирует задание: проанализируйте данные фрагмент с точки зрения полученных знаний

Выделяют в поведении персонажей элементы вербального и невербального общения; определяют уместность и эффективность использованных форм.

Индивидуальная

Устные ответы

  1. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

Вопросы:

  • Какие особенности общение вы бы могли выделить в современном мире;
  • В чем состоит негативная сторона виртуального общения?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная

Оценивание работы учащихся на уроке

  1. Задание на самоподготовку

2

§ 31, закончить эссе по предложенным темам

Объясняет задание на самоподготовку

Записывают задание на самоподготовку

Индивидуальная


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кодирование - раскодирование С мысл Раскрытие смысла

Слайд 2

С равните понятия «общение» и «коммуникация» Схема 1. Схема 2.

Слайд 3

« Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком» А. де Сент-Экзюпери, французский писатель, поэт и профессиональный лётчик

Слайд 4

Общение как обмен информацией (Часть 2. Средства общения) § 31, закончить эссе по предложенным темам

Слайд 7

Вербальное общение Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачи информации с ее помощью менее всего искажается смысл сообщения. речевая знаковая система, естественный звуковой язык

Слайд 8

Вербальное общение § 31, стр. 323

Слайд 9

Невербальное общение оптико-кинетическая система знаков, которая включает жесты, мимику, пантомимику. Мимика - движение мышц лица; Жестикуляция – движение рук или кистей рук; Пантомимика – положение частей тела: головы, плеч, туловища, рук и ног; осанка, походка.

Слайд 12

« В речи важны три вещи: кто говорит, как он говорит и что он говорит, причем последнее имеет наименьшее значение» Джон Морли английский писатель

Слайд 13

Экстралингвистика — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха Паралингвистика — это качество голоса, его диапазон, тональность Дополнение вербальной коммуникации

Слайд 14

Дополнение вербальной коммуникации Проксемика - изучение организации пространства и времени контакта Дистанция символизирует степень близости и открытости отношений. Существуют культурно обусловленные нормы приближения к партнеру. Интимная зона Личная зона Социальная зона Общественная зона

Слайд 15

« вагонного попутчика», «больничной палаты» неожиданные эффекты воздействия Неожиданная откровенность! Дополнение вербальной коммуникации Хронотопы – это специфические пространственно-временные константы коммуникативных ситуаций.

Слайд 16

Вербальное общение § 31, стр. 324-325

Слайд 17

Распределите по группам (вербальное, невербальное общение): Говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить; Взгляд; Слушание - восприятие содержания звучащей речи; Письмо - фиксация содержания речи на бумаге; Мимика (выражение лица); Чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации; Вокальные качества голоса: его диапазон, тональность, тембр голоса, темп речи, паузы, смех; Письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи); Пантомимика (позы и жесты).

Слайд 18

Особенности общения в современном мире открытость информационного обмена сочетается с фрагментарностью; недостает эмоциональной насыщенности и социальной ответственности; интенсивность информационных потоков значительно превосходит возможности ее осмысления и усвоения. Недостатки виртуального общения:

Слайд 19

« Чем больше информации, тем меньше смысла» Андрон Кончаловский , российский кинорежиссер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку по теме:" Скифы" для учащихся 5 класса

Технологическая карта для учащихся по теме: "Скифы"....

технологическая карта к уроку № 3по теме "Причастие"

Предлагаю технологическую карту по теме "Причастие" (урок № 3) . По таким картам очень лего и удобно готовить конспект уроков. Уроки получаются очень насыщенными. Ребята добывают всю информацию самост...

Технологическая карта к уроку по теме "Железо и его соединения"

Технологическая карта рекомендована для использования на уроке химии в 11 классе (профильный уровень) по теме "Железо и его соединения". Технологическая карта содержит описание и задания к следующим о...

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Цель: Выявить сущность общения, как способа обмена информацией.           Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать        ...

конспект урока и технологическая карта к уроку по теме "Hobby" 5 класс УМК "Rainbow English"

Тема урока: Hobby.Цель: Развивать навыки устной речи. На основе изученного материала провести опрос и составить диаграмму по полученной информации.Задачи:Образовательная: активизировать навыки употреб...

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.

Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием  материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...