Технологическая карта к уроку по теме "Железо и его соединения"
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

Буданкова Валентина Михайловна

Технологическая карта рекомендована для использования на уроке химии в 11 классе (профильный уровень) по теме "Железо и его соединения". Технологическая карта содержит описание и задания к следующим опытам:

Опыт 1.  Действие гексацианоферрата (III) калия на ион железа (II)

Опыт 2.  Действие гексацианоферрата (II) калия на ион железа (III)

Опыт 3. Действие роданида калия на ион железа (III)

Опыт 4. Получение и исследование свойств гидроксида железа (II)

Опыт 5. Получение и исследование свойств гидроксида железа (III)

Опыт 6. Свойства соединений железа(II). Восстановление перманганата калия

Опыт 7. Свойства соединений железа (III). Окисление   иодида  калия

Опыт 8.Гидролиз сульфата железа (II) и железа (III)

Опыт 9. Совместный гидролиз хлорида  железа (III) и карбоната натрия

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку по теме:

 «Железо и его соединения»

Цель работы: исследование свойств соединений железа.

Инструкция по технике безопасности.

При работе с растворами кислот, щелочей, перманганата калия проявлять аккуратность. Использовать те количества вещества, которые указаны в инструкции. Не допускать попадания кислот и щелочей  и других веществ на руки, одежду, столы.  Не выливать избытки веществ  в склянки с реактивами.

Качественные реакции на ионы железа (II) и железа (III).

Реактивы: растворы сульфата железа (II)  FeSO4 , хлорида железа (III)  FeCl3, гексацианоферрат (III) калия  K3[Fe (CN)6], гексацианоферрат (II) калия  K4[Fe (CN)6], роданид калия KCNS.

Опыт 1.  Действие гексацианоферрата (III) калия на ион железа (II).

Выполнение опыта. К  0,5-1мл раствора сульфата железа (II) добавить несколько капель раствора гексацианоферрата (III) калия. Отметить окраску осадка (турнбуллева синь).

Задание.

Составить молекулярное и ионные уравнения  взаимодействия выше перечисленных веществ с образованием осадка турнбуллевой сини (гексацианоферрат (III) железа(II) - Fe3[Fe(CN)6]2 ).  Сделать вывод о качественном реактиве на ион  Fe2+.

Опыт 2.  Действие гексацианоферрата (II) калия на ион железа (III).

Выполнение опыта. К  0,5-1мл раствора хлорида железа (III) добавить несколько капель раствора гексацианоферрата (II) калия. Отметить окраску выпавшего осадка берлинской лазури  (гексацианоферрат (II) железа(III) -  Fe4[Fe (CN)6]3 )..

Задание.

Составить молекулярное и ионные уравнения  взаимодействия выше перечисленных веществ с образованием осадка берлинской лазури  Fe4[Fe (CN)6]3.  Сделать вывод о качественном реактиве на ион  Fe3+.

Опыт 3. Действие роданида калия на ион железа (III).

Выполнение опыта. К  0,5-1мл раствора хлорида железа (III) добавить несколько капель раствора роданида калия. Отметить окраску   образовавшегося раствора.

Задание.

Составить молекулярное и ионные уравнения  взаимодействия выше перечисленных веществ, учитывая, что образующийся роданид железа (III) относится к малодиссоциированным веществам. Сделать вывод о качественном реактиве на ион  Fe3+.

Получение и исследование свойств гидроксидов железа (II) и железа (III).

Реактивы: растворы сульфата железа (II)  FeSO4 , хлорида железа (III)  FeCl3, гидроксида натрия NaOH, хлороводородной кислоты HCl, серной кислоты H2SO4.

Опыт 4. Гидроксид железа (II).

Выполнение опыта. В две пробирки налить по 0,5-1 мл раствора сульфата железа (II) и добавить по несколько капель раствора гидроксида натрия. Отметить окраску выпавших осадков. К содержимому первой пробирки прилить раствор соляной кислоты. Содержимое второй пробирки перемешать стеклянной палочкой до изменения окраски.

Задания.

Составить молекулярные и ионные уравнения реакций между:

сульфатом железа (II) и гидроксидом натрия;

     гидроксидом железа (II) и хлороводородной кислотой.

Составить молекулярное уравнение между гидроксидом железа (II), водой и кислородом с образованием гидроксида железа (III).

Сделать вывод о свойствах гидроксида железа (II).

Опыт 5. Гидроксид железа (III).

Выполнение опыта. В пробирку налить 0,5-1 мл раствора хлорида железа (III) и добавить  несколько капель раствора гидроксида натрия до образования осадка.  Отметить окраску осадка. К содержимому пробирки прилить раствор серной кислоты.

Задания.

Составить молекулярные и ионные уравнения реакций между:

хлоридом железа (III) и гидроксидом натрия;

     гидроксидом железа (III) и серной кислотой.

Сделать вывод о свойствах гидроксида железа (III).

 Свойства соединений железа (II).

Реактивы: растворы сульфата железа(II) FeSO4,  серной кислоты H2SO4, перманганата калия KMnO4,  

Опыт 6. Восстановление перманганата калия.

Выполнение опыта. В пробирку налить 0,5мл раствора перманганата калия и несколько капель раствора серной кислоты. По каплям добавить раствор сульфата железа (II) до обесцвечивания перманганата.

Задание.

1.Составить уравнения окислительно-восстановительных реакций между:

            сульфатом железа (II), перманганатом калия и серной кислотой.

2.Сделать вывод об окислительно-восстановительной способности соединений железа (II).

 Свойства соединений железа (III).

Реактивы: растворы хлорида железа (III)  FeCl3,    серной кислоты H2SO4, иодида калия KI,  крахмальная бумага.

Опыт 7. Окисление   иодида  калия.

Выполнение опыта. В пробирку налить 0,5мл раствора хлорида железа (III) и несколько капель раствора иодида калия. Определить по окраске образующееся соединение. Для подтверждения в пробирку опустить  полоску  крахмальной бумаги.

Задание.

1.Составить уравнения окислительно-восстановительных реакций между:

сульфатом железа (III) и иодидом калия.

2.Сделать вывод об окислительно-восстановительной способности соединений железа (III).

Гидролиз солей  железа (II) и железа (III).

Реактивы: растворы сульфата железа (II)  FeSO4 , хлорида железа (III)  FeCl3, универсальная индикаторная бумага.

Опыт 8.Гидролиз сульфата железа (II) и железа (III).

Выполнение опыта. Нанести стеклянной палочкой на универсальную индикаторную бумагу по капле растворов сульфата железа (II)  и  хлорида железа (III). Определить реакцию среды.

Задания.

Составить молекулярные и ионные уравнения гидролиза сульфата железа (II) и хлорида железа (III).

Сделать вывод о способности солей  железа (II) и железа (III) подвергаться гидролизу.

Опыт 9. Совместный гидролиз хлорида  железа (III) и карбоната натрия.

Выполнение опыта. В пробирку налить 0,5мл раствора хлорида железа (III) и по каплям добавить раствор карбоната натрия. Определить, какие вещества образовались при этом. По каким признакам вы это определили?

 Задания.

Составить  молекулярное уравнение  реакции взаимодействия между вышеуказанными  веществами.

Сделать  вывод  о  возможности протекания данной реакции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по физике в 8 классе по теме « Электрическая цепь. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников»

Цель урока – это поделиться своим опытом, показать, как эффективно можно использовать возможности интерактивной доски SMART  Notebook  на уроках физики....

Технологическая карта к уроку "Кислородосодержащие органические соединения-одноатомные спирты"

Технологическая карта урока поможет преподавателям химии в подготовке к занятию в 10 классе, при изучении классоа органическиех соединений- кислородосодержащих веществ. В технологической карте указаны...

Технологическая карта к уроку "Кислородосодержащие органические соединения-одноатомные спирты"

Технологическая карта урока поможет преподавателям химии в подготовке к занятию в 10 классе, при изучении классоа органическиех соединений- кислородосодержащих веществ. В технологической карте указаны...

Технологическая карта к уроку физики в 8 классе "Последовательное соединение проводников"

Технологическая карта к уроку физики в 8 классе по теме "Последовательное соединение проводников". УМК А.В. Перышкин....

Технологическая карта открытого урока по химии 10 класс "Кислородосодержащие органические соединения"

Дан образец составления технологической карты урока по этапно с указанием времени выполнения....

Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.

Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...