урок обществознания 10 класс "Общение -как обмен информацией"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Сенюшкина Наталья Николаевна

10 класс, урок обществознания по теме "Общение как обмен информацией"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по обществознанию 10 класс27.02 КБ

Предварительный просмотр:

           Конспект урока обществознания для 10 класса.

                   Урок –объяснение нового материала.

       Тема: Общение как обмен информацией.

Цели: Выявить сущность общения как способа обмена информации.

Изучить основные особенности общения как процесса коммуникации.

Рассмотреть особенности общения в информационном обществе.

Дать характеристику средствам общения , рассмотреть понятие    невер                                                        

 бальное общение.

Способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся и их

Дальнейшей социализации в соответствии с требованиями ФГОС.

Научить понимать важность, необходимость внимания, толерантность

в общении, повысить уровень культуры общения.

Задачи:

образовательная- выделить характерные особенности, виды, средства    общения как обмена информацией, значение общения в современном мире.

развивающие -развивать умения работать в группе, участвовать в дискуссии, выражать собственную позицию по проблемным вопросам.

воспитательные- воспитывать культуру общения , в том числе и сетевого, толерантное отношение к мнению других людей.

Основные понятия: коммуникация, коммуникатор, реципиент, общение, вербальное, невербальное общение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

                                  Ход урока:

1.Оргмомент:

2.Объяснение нового материала.

Мотивационный этап: Урок начинается с приема»коммуникативная атака». Учитель ничего не говоря жестами показывает ученикам различные движения : встать, сесть, открыть книги, выйти к доске… На доске пишет задание, которое должны выполнить( открыть учебник на странице…, пожать руки друг другу… ) Ответ оценивает различными эмоциональными смайликами. Ученики должны определить, что учитель хотел сказать. Затем перед учащимися ставятся вопросы: ( Трудно ли вам было меня понять?  Что этому мешало? О чем мы сегодня будем с вами говорить?)      

                          Тема урока сегодня- общение. Какую роль оно играет в передаче информации, становлении личности. Сегодня нам предстоит выявить сущность общения как способа обмена информацией, рассмотреть особенности общения в информационном обществе, дать характеристику средствам общения. А вам к концу урока предстоит сформировать свое отношение к традиционным и инновационным средствам общения. О том , что общение играет большую роль в жизни человека красноречиво говорят слова Рона Хаббарда «Человек жив настолько, насколько он способнее общаться.» Сегодня мы рассмотрим общение только со стороны обмена информацией, остальные стороны на следующих уроках.

1.Сущность общения.

-Как вы считаете, умеете ли вы общаться?

        Что такое общение?

        В какой из форм обычно происходит общение?

Понятие Общение много обширнее, чем наше Привет, пока. Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людьми современными, станет просто стыдно: отрывок из Евгения Онегина. Я вам пишу…Вы узнали строки из письма Татьяны Так зачем же необходимо общение? У нас социологи заранее провели опрос: Для чего нам необходимо общение? Анализируются итоги. Общение- это актуальное направление в социальной психологии. Проводятся исследования в области коммуникативных воздействий с использованием технических средств( телефона, интернета и др.) Актуальны проблемы диалогического, т.е. доверительного общения. Специалистов интересуют проблемы создания технологий эффективного общения в управленческой, маркетинговой, политической сферах.

Общение- Это процесс обмена информацией между людьми .Чтобы понять специфику информационного обмена между людьми и выяснить сущность терминов общение и коммуникация предлагаю поработать с учебником-  стр. 321

Вопросы:  В чем сходство и различие процессов общения и коммуникации?

                   Кто и что может помочь или помешать  коммуникации?  

Итак, коммуникация- это просто обмен информацией. А в  процессе общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.  В процессе общения возникают отношения двух индивидов. Кто по вашему мнению здесь выступает субъектом? (Оба участника общения)  А что является объектом? (Информация)  Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации, Это возможно при условии, что информация осмыслена, понята.  Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве – деятельность, общение и познание.  В процессе человеческого общения Коммуникатор(направляющий) и реципиент (принимающий) постоянно меняются друг с другом местами. Поэтому для общение важно понимание единой ситуации общения, а это возможно лишь при общей деятельности.  В общении могут возникать специфические барьеры. Они могут быть связаны с различным мироощущением, мировоззрением. Приведите примеры подобных барьеров (застенчивость, неприязнь …) Если  информационные сигналы направлены множеству адресатов, то это сетевой коммуникативный процесс.                                

2.Средства общения.                                                                                                                             Какую роль в процессе обмена информацией играет речь?                            

С ее помощью менее всего искажается  смысл информации. Диалогическая речь представляет собой последовательную смену коммуникативных  ролей        . Общая схема: К-С-Р Хотя речь и универсальное средство общения, но дополняется употреблением  других, не речевых знаковых систем- это невербальные средства общения. Среди них оптико-кинетическая система знаков, которая включает жесты, мимику, пантомимику. А также паралингвистическая система-качество голоса, диапазон, тональность. Все это дает дополнительную окраску общения. Пространство и время организации коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой , несут смысловую нагрузку. Так например, размещение партнеров лицом друг к другу способствуют возникновению контакта, окрик в спину может иметь отрицательное значение. Ряд исследований коммуникативных ситуаций позволяет вычленить наборы так называемых хронотопов. Например, хронотоп «больничной палаты» или «вагонного попутчика». Специфика ситуации создает неожиданный эффект. Например не всегда можно объяснить откровенность к первому встречному, если это «вагонный попутчик».

Общение происходит по двум психологическим каналам: словесному (речевому, вербальному) и эмоциональному (невербальному). Сейчас

поработаем с конкретизирующей таблицей.

Особенности вербального общения

Особенности невербального общения

Средство общения-речь

Не искажается смысл информации

Возможен диалог

Способы общения-мимика, пантомима, зрительный контакт

Используется язык жестов, эмоциональная окраска.                Подсознательность

В психологии существует понятие «невербальное» бессловесное общение. Оно охватывает все средства обмена информацией, кроме речи. Невербальные средства общения помогают создать образ партнера понять его состояние, настроение, указывают на уровень психологической близости, дополняют словесное общение. Психологами установлено, что от 60 до 80 % информации идет за счет  невербального общения, и только 20-40% информации за счет вербального общения.

Проведем небольшую физкультминутку, используя жесты невербального общения.

1.Человек задумался и отвел глаза.(движение глазами вправо, влево)

2,Человеку кто-то понравился, он подмигивает ему (моргание глазами)

3.Говорим –да (наклон головы)

4.Говорим –нет(поворот головы)

5.Что-то не знаем (поднимаем и опускаем плечи)

6.Увидели хорошего знакомого (разводим руками в стороны)

7.Приветственно машем руками (левой, правой)

3.Культура общения.

.Древние заповеди гласят, что тому, кто хочет получать удовольствие от общения необходимо:

  • Доверие к тому с кем общается, вера в то , что человек с которым вы общаетесь , хороший., что он расположен к вам , готов с вами общаться.
  • Уважение к тому с кем  общаетесь, признание того, что человек высшая ценность и общаться с ним надо бережно.

? Подумайте и укажите свои заповеди общения.(Общаться дружелюбно, улыбаться собеседнику, не перебивать, употреблять в разговоре имя собеседника, вести разговор в кругу интересов собеседника, проявлять искренний интерес …)

Работа в парах. Обсуждение результатов.

Правила приемов общения: Работа уч-ся.

1.Быть наблюдательным, сделать комплимент, говорить о проблемах собеседника.

2.Строить сообщение просто и понятно.

3.Делать общение увлекательным.

4.Стараться быть убедительным. То, что мы говорим должно быть обоснованно, должно иметь смысл.

Инструкции: Правила публичного выступления. Правила общения по телефону.( К. Власенко приготовила некоторые правила общения).

4.Особенности общения в современном мире.        

Еще до массового распространения компьютеров люди общались с помощью техники-телефона, телеграфа, которые заменили переписку и уменьшили личные визиты и встречи.

Мы живем в эпоху массовых коммуникативных потоков. Развивается цивилизация, где коммуникативная связь создает все условия для безграничного общения людей. Современное общество характерно не только и не столько расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, сколько новыми формами общения. Какие новые средства общения вы можете назвать?(мобильн. Телеф., смс сообщения, Интернет. К уроку ученица … провела исследование (Пользователи Интернета) Сейчас она представит результаты. Какие вы видите + и – подобного общения?

+ дает свободу, открытость, простота, экономия времени.

-недостает эмоциональности, безответственность, негативное воздействие на психику.

? Участниками каких соц.сетей вы являетесь?

? Чем они вас привлекают?

Выскажите свое отношение к виртуальному общению . За или Против.

Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели особенности общения, как обмена информацией и узнали об особенностях общения в современном мире.

3.Закрепление.   Тест

4.Домашнее задание: №31 Составить буклеты: Правила делового общения, Правила дружеского общения, Правила виртуального общения.

       

                    Тест:

1.Коммуникация при которой в качестве знаковой систеы используется речь, называется:

А. вербальной

Б.визуальной

В. физической

2.Общение людей с помощью языка называется:

А.мышлением

Б.речью

В.коммуникацией

3. Заполните пропуски в схеме:

                      общение

вербальное

        ………………


4. Вставьте пропущенное слово: «_____________облагораживает и возвышает: в обществе человек невольно, без всякого притворства держится иначе, чем в одиночестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Цель: Выявить сущность общения, как способа обмена информацией.           Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать        ...

Технологическая карта урока обществознания по теме "Обмен и деньги"

Технологическая карта урока обществознания в 7 классе по теме "Обмен и деньги" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...

Технологическая карта для урока по теме «Общение как обмен информацией»

Данный материал является методической разработкой урока по обществознанию в 10 классе по профильной программе на основе УМК Л.Н.Боголюбова. Технологическая карта составлена с учетом ФГОС....

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"

Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"Цель урока:Личностные  умение организовываться к работе, развитие сотрудничества при работе в группах, проявление заинтересованности не только в ли...

Открытый урок "Общение как обмен информацией"

Открытый урок по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ + АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК 10 класс...