Технология критического мышления
статья по английскому языку

Бородич Ю. В., Руденко А. В., Силаенкова О. И.

«Технология критического мышления как средство развития коммуникативной культуры обучающихся в образовательной деятельности».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_kriticheskogo_myshleniya.docx37.22 КБ

Предварительный просмотр:

 «Технология критического мышления как средство развития коммуникативной культуры обучающихся в образовательной деятельности».

 ФГОС нового поколения  требуют от учителя  применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий  является технология критического мышления, которая, на мой взгляд, наравне с другими помогает реализовать личностно-ориентированный подход в образовательной системе, формирует интеллектуальные умения, учит учиться, развивает продуктивное творческое мышление и коммуникативную культуру учащихся в образовательной деятельности.

Уже совсем скоро, через 2 года, всем выпускникам 9-х классов наряду с другими предметами предстоит сдавать основной государственный экзамен по иностранному языку. Одним из главных аспектов проверки знаний на ОГЭ является практическое владение устной речью в рамках изученных тем и коммуникативная компетенция обучающихся.

Устная речь - очень сложный и трудный вид речевой деятельности. Немногие ученики умеют правильно и красиво выражать свои мысли даже на родном языке. Когда мы начинаем говорить на иностранном языке, количество проблем кажется бесконечным, а  трудности – непреодолимыми.

В связи с этим развитие коммуникативной компетенции обучающихся, их речевой культуры становится важнейшей задачей учителя иностранного языка.

Вышесказанное и определяет актуальность темы моего опыта, которая  заключается в следующем:

есть необходимость развивать коммуникативную культуру учащихся согласно новым подходам к преподаванию иностранных языков в школе, возросшим уровнем требований к их владению  и ограниченностью по времени процесса изучения иностранного языка

и

необходимость формировать культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, собственную позицию как по отношению к окружающему миру, так и к себе, формировать «человека думающего», способного критически осмысливать новую информацию.

Но

существуют ограничения и риски, такие как:

  • наличие у детей страха свободно высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы учителю или большой аудитории;
  • проблема научить учащихся продуктивно работать с информацией и различными информационными источниками, правильно оценивать полученную информацию и находить наиболее эффективные способы её использования;
  • отсутствие у некоторых обучающихся мотивации к изучению иностранного языка, а так же (иногда) у школьников и родителей осознания значения иностранного языка для развития личности.

Таким образом, цель моей деятельности - это развитие коммуникативной культуры обучающихся с помощью применения технологии критического мышления на уроках иностранного языка.

Чтобы ее достичь, необходимо решить следующие задачи:

  • развить у обучающихся желания учиться для создания условий практического использования иностранного языка;
  • развить умения

-находить необходимую информацию в разных источниках;

-критически осмысливать полученную информацию, интерпретировать ее, понимать суть;

-систематизировать информацию по заданным признакам;

-видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;

-научиться вычленять главное;

-устанавливать ассоциативные и практические целесообразные связи между информационными сообщениями;

  • формировать отношение к интеллектуальному труду как к мастерству выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения;
  • разработать серию заданий на развитие критического мышления обучающихся.

Теоретической основой моей концепции являются исследования:

Профессора психологии Д. Халперн, которая в своей работе «Психология критического мышления» определяет  критическое мышление как направленное  мышление, отличающееся взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использованием таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. По мнению психолога, критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления.

2. Американских педагогов Дж. Стила, К. Мередит, Ч. Темпла, по мнению которых критическое мышление помогает человеку использовать исследовательские методы в обучении, ставить перед собой вопросы и планомерно находить на них ответы.

3. Российских педагогов М. В. Кларина, С. И. Заир- Бека, И.О. Загашева, И.В. Муштавинской, которые под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и учителя, студента и преподавателя.

Ключевой тезис всей технологии критического мышления - «конструирование» собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности.

Критическое мышление — это:

  • способность ставить новые, полные смысла вопросы;
  • вырабатывать разнообразные подкрепляющие аргументы;
  • принимать независимые продуманные решения.

Критически мыслящий человек задает вопросы:

  • что я знаю?
  • что я узнал нового?
  • как изменились мои знания?
  • что я буду с этим делать?

Цель применения технологии развития критического мышления заключается в формировании мыслительных навыков школьников, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).

Урок с применением технологии критического мышления имеет трехфазовую структуру: вызов, осмысление, рефлексия.

Кратко раскрою содержание каждого из этих этапов.

На стадии вызова происходит актуализация опыта и предыдущих знаний, активизация деятельности учащихся, формирование мотивации на учебную деятельность, постановка обучающимися индивидуальных целей в учебной деятельности.

Приемами на данном этапе урока могут являться: «мозговой штурм», прогнозирование, альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания), формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте, корзина идей, кластер, таблица «З–Х–У».

На стадии осмысления происходит получение учащимися нового знания, формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение уже известного с новым, освоение способа работы с информацией, поддержка целей, поставленных на стадии вызова.

Эффективными являются приемы: чтение текста с маркировкой по методу insert, выделение ключевых слов подчёркиванием, таблица «З–Х–У».

На стадии рефлексии происходит усвоение нового знания, создание целостного представления о предмете изучения, постановка новых целей в учебной деятельности, оценка и самооценка развития учащихся.

Приемами на данном этапе урока могут являться: создание творческой работы – синквейна, возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, ведение дневника, письмо другу, достраивание кластера из ключевых слов, перепутанные логические цепочки и так далее.

Хочу рассказать, как я на уроке применяю технологию развития критического мышления при обучении чтению (на примере рассказа о Робин Гуде).

Одним из этапов урока является организационный момент, который заключается в приветствии, настрое учащихся на урок. Повторение изученного материала может происходить в виде рапорта дежурного, проверки домашнего задания, речевой зарядки.

 

 Например, учащимся предлагается  описать героев по плану.

На этапе создания проблемной ситуации учащиеся отвечают на вопросы: Is Robin Hood a hero or a robber?  Why do you think so? (Робин Гуд – герой или грабитель? Почему вы так думаете?). Я стараюсь сформулировать вопрос необычно, часто использую проблемные вопросы.

Задание на уроке выполняется индивидуально (учащиеся несколько минут пишут то, что они знают по данному вопросу),

Далее происходит обсуждение собранной информации в группах. Вся информация зачитывается и оформляется

 ( например, в виде кластера или таблицы).

Изучение нового материала происходит при чтении первой половины текста. Учащиеся используют прием «пометки на полях»: «+» для уже известной информации, «-» для новой информации и «?» для той информации, которую они хотели бы узнать.

После прочтения первой половины текста учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

Как ты думаешь, чем закончится эта история?

Попробуй придумать своё собственное окончание.

Как бы можно было закончить эту историю с точки зрения Робин Гуда?

А с точки зрения Шерифа?

Далее происходит прочтение второй половины текста с целью подтверждения или опровержения выдвинутых учащимися предположений. Для закрепления полученной новой информации обучающиеся выполняют задания на карточках. Таких  карточек может быть одна, две или более.

Например, на одной из них ребятам предлагается решить кроссворд (выполняется индивидуально),

На другой - согласиться или опровергнуть предложенные утверждения (фронтальная форма совзаимодействия на уроке),

на третьей - сравнить двух героев (индивидуально – группа - класс),

расставить картинки в правильном порядке (фронтальная форма работы),

Или описать, что произошло в Шервудском лесу (групповая работа).

Результат урока: обучающиеся научились находить необходимую информацию по данной теме в разных источниках, критически осмысливать и интерпретировать ее, используя коммуникативные навыки.

        

В ходе реализации индивидуального педагогического опыта

проводится контрольная диагностика на определение уровня развития критического мышления учащихся  с использованием «Теста оценки критического мышления» (Авторы: Ильясов И. И. и Гущин Ю. Ф ) и коммуникативных способностей с помощью методики, составленной на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога».

В течение мониторингового периода (2 года) наблюдается рост уровня развития критического мышления учащихся, что, на наш взгляд, влияет на повышение показателей их коммуникативных способностей.

Я считаю, что это наравне с интересом обучающихся к предмету способствует тому, что мои ученики являются активными и успешными участниками межшкольных мероприятий по английскому языку, занимают призовые места на олимпиадах и в конкурсах.

Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами через открытые уроки в рамках предметных недель, публикации в интернете, участие в методических семинарах и педагогических советах, так как считаю, что технология критического мышления способствует развитию обучающихся:

учит ставить перед собой новые вопросы, разрабатывать разнообразные аргументы и принимать независимые и продуманные решения, быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп,  что так важно для современного человека- человека будущего.

2019-2020 учебный год

В тестировании принимали участие 96 учеников.

  • низкий уровень – 25 человек (26.04%)
  • средний уровень – 40 человек (41.67%)
  • высокий уровень – 31 человек (32.29%)

                                   2020-2021 учебный год

В тестировании принимали участие 96 учеников.

  • низкий уровень – 17 человек (17. 71%)
  • средний уровень – 46 человек (47.92%)
  • высокий уровень – 33 человека (34.37%)

Была проведена диагностика выявления коммуникативных способностей учащихся средней школы  за 2019-2020 учебный год и 2020-2021 учебный год (данная методика составлена на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»).

2019-2020 учебный год

В тестировании принимали участие 96 учеников.

  • низкий уровень – 31 человек (32.29%)
  • средний уровень – 50 человек (52.08%)
  • высокий уровень – 15 человек (15.63 %)

2020 – 2021 учебный год

В тестировании принимали участие 96 учеников.

  • низкий уровень – 24 человека (25%)
  • средний уровень – 55 человек (57.29%)
  • высокий уровень – 17 человек (17.71%)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....

Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории

Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...