Функциональная грамотность на уроках английского языка
статья по английскому языку

Стешенко Татьяна Павловна

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Функциональная грамотность на уроках английского языка

Стешенко Татьяна Павловна

МБОУ Одинцовский лицей № 2

Современный урок английского языка должен сочетать в себе различные аспекты. Учителю необходимо планировать урок исходя из требований обновленных ФГОС начального и основного общего образования. Согласно новым требованиям, процесс образования предполагает преемственность и единство содержания предметных результатов программ основного общего образования на базовом и углубленном уровнях.
Ученик должен иметь возможность изучать учебные предметы углубленного уровня, в том числе по индивидуальным учебным планам. Учитель может использовать разные формы проведения занятий, в том числе и с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Обучающимся необходимо освоить базовые понятия, уметь доказывать признаки и свойства, научится строить связи с другими понятиями, рассуждать, стремиться решать задачи более высокого уровня сложности.
Требования ФГОС предполагают, что ученику следует быть подкованным всесторонне. С учетом этого аспекта целесообразно приобрести навык функциональной грамотности. Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность личности использовать знания и приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы сможем оказаться, тем большее количество различных навыков, нам потребуется, чтобы выйти из них с достоинством.
Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения и навыки при решении широкого круга жизненных ситуаций и выходит за рамки учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения и навыки приобретались.
Для того чтобы школьник смог применить полученные школьные знания на практике, необходимо освоить навык функциональной грамотности, так как в условиях современного мира на рынке труда каждый должен демонстрировать максимальную гибкость и быть готовым адаптироваться к меняющимся требованиям. Функционально грамотный школьник может осознанно выходить за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировать все предметные знания для решения конкретной задачи.
Выделяются следующие направления формирования функциональной грамотности: функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление.

Цель обучения иностранному языку — это формирование коммуникативной компетенции, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Роль учителя – стимулировать учащихся к использованию речемыслительной активности для того, чтобы создать такие учебные ситуации, которые будут способствовать их спонтанной речи.
На уроке английского языка мы стараемся сформировать, развить и совершенствовать такие компоненты функциональной грамотности, как: глобальные компетенции, читательскую грамотность и креативное мышление. Важным моментом является и практическая направленность уроков.
В современном мире умение общаться на английском языке воспринимается как новая компетенция, которой обладает человек, так как умение использовать язык на практике это и есть функциональная грамотность. В наше время знанием английского языка трудно удивить. С модернизацией современного общества уровень знаний иностранного языка стал выше. Этому способствует популяризация Интернета. Каждый человек имеет доступ не только к сайтам с грамматикой, но и может посмотреть фильм, к примеру, на английском с субтитрами или сможет пообщаться в режиме реального времени с носителем языка, используя социальные сети.
Мы живем в эпоху, когда многие профессии предполагают знание английского языка: юристы, медики, артисты, программисты. Они изучают иностранный язык для успешного функционирования в своей профессии.
Работа с разными формами информации (например, упражнения с таблицами, схемами, картинками), умение выполнять различные учебно-познавательные задачи (например, используя таблицу, расскажите о популярном виде спорте среди американских подростков), учебно-практические навыки (например, проанализировав схему в учебнике, приведите примеры), умение переносить полученные знания в реальную жизнь - это источники формирования функциональной грамотности на уроках английского.
Каждый из нас ежедневно «читает» карты и схемы, списки и таблицы, графики и диаграммы для решения как профессиональных, так и бытовых задач. Следовательно, обучение работе с несплошным текстом является не менее важной задачей образования, чем чтение традиционных текстов. С другой стороны, «вербальная» сторона несплошного текста может стать основой для изучения новых лексических единиц и грамматических конструкций. Диаграмма или график позволят учить анализировать и сравнивать, делать выводы и обобщения. Таблица может быть эффективна при обучении преобразованию информации из одного вида в другой. Схемы дают возможность определять причинно-следственные связи. Таким образом, несплошной текст может стать одновременно и элементом содержания образования (ответ на вопрос «Чему учить?»), и средством обучения («Как учить?»).
Вывод: английский язык является очень важным инструментом в становлении и развития функционально грамотной личности. Для развития международной и социальной коммуникации использование английского языка в речевой деятельности является основным фактором. На мой взгляд, в современном мире для человека необходимо иметь в своем запасе знание одного или несколько иностранных языков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе сплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык) I. Задание на основе сплошного текста...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе несплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык). Задания на основе несплошного текста...

Мастер класс "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

Актуальность темы  мастер класса обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, а также форми...

Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка как одно из приоритетных направлений современного образования школьников.

Необходимо изменить приоритеты  в сфере школьного образования: на первом плане должна быть ориентация на формирование «ключевых компетенций» и «функциональной грамотности»...