Технология развития критического мышления
методическая разработка по английскому языку

Кузина Светлана Юрьевна

 

Стадии развития критического мышления

Кликните на название того или иного приема, чтобы ознакомиться с подробным описанием и примерами использования, или перейдите по гиперссылке ниже.

Методическая копилка приемов ТРКМ (версия с иллюстрациями)

Стадия (фаза)

Задачи

Общие рекомендации для учителя

Приемы

1. Вызов

(evocation)

  • актуализировать ранее приобретенные знания
  • пробудить интерес к теме и мотивацию к деятельности
  • определить цель предстоящей деятельности

 

 

  • создавать для учащихся возможность высказывать свою точку зрения без страха ошибки;
  • фиксировать все идеи и мнения, не оценивая их как «правильные» и «неправильные»;
  • чередовать разные формы работы (индивидуальная, парная и т.д.)

2. Осмысление

(realization of meaning)

 

  • освоение новых знаний и навыков и сопоставление новой информации с уже имеющейся;
  • корректировка целей, поставленных на предыдущей стадии

 

 

 

 

  • уделять внимание формированию умения задавать вопросы разных типов
  • организовывать самостоятельную работу учащихся в разных формах, отслеживая уровень их активности и внимательности в процессе;
  • стимулировать применение навыков анализа, сравнения, сопоставления и т.п.

 

 

 

 

 

 

3. Рефлексия

(reflection)

  • оценить степень реализации цели урока;
  • обобщить и систематизировать знания о теме, с учетом ранее известного и новой информации;
  • проанализировать и оценить прогресс  уровня знаний и навыков

 

 

 

 

  • с учетом нехватки времени, рефлексию можно организовать в рамках домашнего задания (в таком случае обязателен разбор хотя бы части работ на следующем уроке);
  • использовать приемы творческой направленности;
  • при сравнении сделанных выводов с изначальными предположениями, необходимо сделать акцент на обогащении знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_kopilka_bez_illyustratsiy.docx75.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая копилка

приемов технологии развития критического мышления для использования на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС ООО

Составила

Кузина С.Ю.

 учитель английского языка

 МБОУ СШ №6 г. Павлово

Стадии развития критического мышления 
(С. И. Заир-Бек, И. В Муштавинская)

Стадия (фаза)

Задачи

Общие рекомендации для учителя

Приемы

1. Вызов

(evocation)

  • актуализировать ранее приобретенные знания
  • пробудить интерес к теме и мотивацию к деятельности
  • определить цель предстоящей деятельности

  • создавать для учащихся возможность высказывать свою точку зрения без страха ошибки;
  • фиксировать все идеи и мнения, не оценивая их как «правильные» и «неправильные»;
  • чередовать разные формы работы (индивидуальная, парная и т.д.)
  • Ассоциации
  • Согласен-не согласен
  • Вопросительные слова
  • Корзина идей
  • Да-нет
  • Кластер
  • Толстые и тонкие вопросы
  • Жокей и лошадь

2. Осмысление

(realization of meaning)

  • освоение новых знаний и навыков и сопоставление новой информации с уже имеющейся;
  • корректировка целей, поставленных на предыдущей стадии

  • уделять внимание формированию умения задавать вопросы разных типов
  • организовывать самостоятельную работу учащихся в разных формах, отслеживая уровень их активности и внимательности в процессе;
  • стимулировать применение навыков анализа, сравнения, сопоставления и т.п.
  • Инсерт
  • ЗХУ
  • Good-bad
  • Паззл
  • Фишбоун
  • Майнд-мэп

3. Рефлексия

(reflection)

  • оценить степень реализации цели урока;
  • обобщить и систематизировать знания о теме, с учетом ранее известного и новой информации;
  • проанализировать и оценить прогресс  уровня знаний и навыков

  • с учетом нехватки времени, рефлексию можно организовать в рамках домашнего задания (в таком случае обязателен разбор хотя бы части работ на следующем уроке);
  • использовать приемы творческой направленности;
  • при сравнении сделанных выводов с изначальными предположениями, необходимо сделать акцент на обогащении знаний.
  • ЗХУ
  • Майнд-мэп
  • Цветные  поля.
  • Синквейн
  • Диаманта.

(1) Ассоциации

Рекомендуемая стадия ТРКМ: вызов

Рекомендуемый школьный возраст: младший, средний, старший

Вариант 1 (классический):

Описание: Учитель называет слово или фразу на английском языке, затем учащимся предлагается в течение 1-3 минут вспомнить как можно больше связанных с ним слов и выражений. Ключевое слово или фраза пишется в центре листа бумаги или доски, учащиеся озвучивают столько идей, сколько могут, пока не закончится установленное время. Данный прием наиболее уместен на стадии вызова.

Вариант 2 (опорно-наглядный):

Описание: В отличие от классической версии игры в ассоциации, данный вариант предполагает использование визуальных/аудиальных/тактильных опор в виде картинок, видеороликов, аудиозаписей, реальных предметов и т.п.  

Пример:

  • Младшее звено

Класс: 4

УМК:  Spotlight 4 (Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс),  Module 5 (“Where were you yesterday?)

Игра "Where was I yesterday?" , повторение лексики по теме "общественные места" и актуализация правила употребления Past Simple: учитель просит учеников "помочь вспомнить", где он был вчера, доставая из сумки предметы, вызывающие ассоциации с разными местами (напр., веер - theatre; хлеб - baker's)

  • Среднее звено:

Класс: 8

УМК: Spotlight 8 (Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс),  Module 2a (“Food and shopping”)

Текст урока посвящен классическому варианту обеда у японских школьников, для пробуждения интереса к теме можно подготовить подборку с фотографиями блюд, популярных у школьников в разных странах,  и предложить учащимся угадать, к какой стране относится каждый вариант, и аргументировать своё предположение.

(2) Согласен - не согласен (Agree-Disagree)

Рекомендуемая стадия ТРКМ: вызов

Рекомендуемый школьный возраст: средний, старший

Описание: Учащиеся упражняются в выражении и отстаивании своего мнения. Материалом служат заранее подготовленные учителем утверждения, связанные с темой урока и проблемами, затрагиваемыми в его содержании.

Пример: 

Класс: 8

УМК: Spotlight 8 (Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс),  Module 7a 

Урок посвящен роли различных СМИ в жизни современной молодежи, для стимулирования учащихся к исследованию и обсуждению этой темы в начале урока можно призвать их прокомментировать несколько утверждений о влиянии медиа на нашу жизнь и аргументировать своё мнение, используя лексику по теме и речевые клише.

Например:

1. Nowadays living without the Internet is just impossible.

2. Teenagers are more likely to become addicted to social media than elderly people.

3. The drawbacks of modern social media outweigh their advantages.

4. Printed newspapers have lost their value since the appearance of TV and the Internet.

5. The scope of information children can access while browsing the Internet must be restricted with the help of special tools, filters etc.

(3) Вопросительные слова

Рекомендуемая стадия ТРКМ: вызов

Рекомендуемый школьный возраст: средний, старший

Описание: Учащиеся самостоятельно составляют вопросы по теме урока, на которые они хотели бы получить ответы, с использованием заданных вопросительных слов.

Пример:

Класс: 8

УМК: Spotlight 8 (Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс),  Module 2a

Текст урока посвящен национальному японскому блюду, авторами учебника предлагается использовать иллюстрацию и аудиозапись для предвосхищения содержания текста. В дополнение к предложенным приемам на предтекстовом этапе можно практиковать прием "Вопросительные слова": предложить учащимся составить вопросы о том, какую информацию о блюде они надеются узнать, используя данные вопросительные слова.

Вопросительные слова

Варианты вопросов

What

When

Which

Why

What is obento usually made from?

When do people usually eat obento (for breakfast/lunch etc.)

Which kind of obento is especially popular?

Why isn’t obento popular in Russia?

(4) Корзина идей

Рекомендуемая стадия ТРКМ: вызов

Рекомендуемый школьный возраст: младший, средний, старший

Описание: целью упражнения является сбор и фиксирование знаний учащихся по теме на момент до ознакомления с текстом урока и новым лексическим материалом.

В данном приеме задействованы разные формы работы в следующей последовательности:

1. Индивидуальная: После сообщения темы урока каждый ученик тезисно фиксирует у себя в тетради проблемы и идеи, которые ассоциируются у него, с данной темой, в течение заданного учителем промежутка времени (рекомендуемое время: 2-3 минуты).

2. Парная/групповая: учащиеся обмениваются записями, отмечают точки сходства и несовпадения во мнениях.

3. Фронтальная: каждая пара/группа озвучивает свои идеи, учитель кратко фиксирует всё сказанное на доске, без оценивания. Идеи не должны повторяться.

Пример:

Класс: 8

УМК: Spotlight 8 (Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс),  Module 7e

Урок направлен на совершенствование навыков письменной речи; конечной целью является написание эссе о плюсах и минусах электронного обучения. Проведение "Корзины идей" в начале урока поможет учащимся суммировать свои знания об этом опыте обучения, поделиться своим опытом/мнением и, возможно, даже узнать что-то новое от одноклассников. Зафиксированная лексика и идеи могут в дальнейшем быть использованы в работе над аргументами для эссе.

(5) Да-нет

Рекомендуемая стадия ТРКМ: вызов

Рекомендуемый школьный возраст: младший, средний, старший

Описание: участники игры отгадывают объект, который загадал ведущий, в форме "общий вопрос-ответ".

Пример:

Класс: 3

УМК: Spotlight 3 (Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс),    Module 10

С целью актуализации ранее пройденных ЛЕ (названия животных и действия, которые может выполнять то или иное животное) и повторения употребления глаголов can и have got учитель может предложить учащимся сыграть в игру "Да-нет": Ведущий загадывает животное, а остальные участники пытаются выяснить отгадку, задавая вопросы о строении тела животного (Has it got a long tail?) и действиях, которые оно может выполнять (Can it swim?).

(6) Кластер

Рекомендуемая стадия ТРКМ: вызов, рефлексия

Рекомендуемый школьный возраст: младший, средний, старший

Описание: Этот способ графической организации материала позволяет сделать наглядными мыслительные процессы, происходящие при погружении в ту или иную тему. Кластер является «отображением нелинейной формы мышления». Иногда его называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий элементарна:

1. Посередине чистого листа (классной доски) записывается ключевое слово или предложение, выражающее основную идею, тему.

2. Вокруг фиксируются слова или предложения, выражающие любые подходящие для данной темы идеи, факты или образы.

3. В процессе записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отражает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать ряд правил:

1. Не бояться записывать все, что приходит в голову. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

 (7) «Толстые и тонкие вопросы»

Рекомендуемая стадия ТРКМ: вызов

Рекомендуемый школьный возраст: средний, старший

Описание: Данный прием представляет собой способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает (репродуктивный) однозначный ответ, а «толстый» (проблемный) требует более глубоких рассуждений.

Существует несколько вариантов использования приема. Для тренировки навыков групповой работы можно разделить учащихся на две группы, одна из которых будет составлять «толстые» вопросы, а другая – «тонкие». При индивидуальной работе можно предложить каждому учащемуся попробовать составить по несколько тонких и толстых вопросов, включая и те вопросы, ответы на которые им известны, и вопросы, ответы на которые они надеются получить по итогам урока.

При применении данного приема необходимо четко донести до учащихся, в чем заключается разница между двумя категориями вопросов: толстый вопрос предполагает однозначный ответ, в основе которого – объективные факты, в то время как тонкий вопрос провоцирует на размышления и допускает несколько вариантов ответа, так как целью является выяснение мнения или поиск идей, а не получение единственного возможного правильного ответа. При использовании приема впервые рекомендуется предоставлять опору в виде таблицы, содержащей вопросительные слова и клише.

Примеры:

  • Среднее звено

Класс: 8

УМК: Spotlight 8 Д. Дули, В. Эванс, О. Афанасьева, И. Михеева),  Module 4a

Вопросы к тексту урока “Do you feel at home in your body?”

“Thin” questions

“Thick” questions

What do you think of while looking at yourself in the mirror?

What would you like to change in your appearance?

When does your body change?

What happens to your body when you grow up?

What do women and girls that you see on TV and in magazines usually look like?

What should you do to change your body?

Why do young people want to change their appearance?

Why do you think that it is more important to exercise regularly and eat healthy food than try to fit an unrealistic image?

Why do you need to focus on the things you like in yourself?

  • Старшее звено

Класс: 10

УМК: Spotlight 10 (Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс),  Module 4a

Урок посвящен проблеме загрязнения окружающей среды отходами и способам борьбы с ней. В качестве ключевого понятия, вокруг которого будет строиться содержание вопросов можно использовать само слово waste.

“Thin” questions

“Thick” questions

What: What kind of waste is the most harmful for the environment?

What can be done…: What can be done to decrease the level of waste?

How: How does waste affect people’s health?

What will (happen), if…: What will happen, if punishment for throwing waste on the ground becomes stricter?

How long: How long does it take for plastic to decompose?

What measures…: What measures can be taken in order to promote waste recycling among the masses?

General questions: Do animals suffer because of solid wastes? Is the problem of waste connected to mortality rate in the region?  

Why, in your opinion, ..: Why, in your opinion, is recycling not so popular in Russia?

На продвинутом уровне можно дать учащимся задание составить толстый и тонкий вопрос с одним и тем же вопросительным словом. Например,

Пример со словом “why”:

Толстый: Why are plastic bags more harmful for the environment than paper bags? (ответом будет факт о свойствах материала)

Тонкий: Why, despite of promotion of eco-friendly packages, the amount of waste only keeps increasing? (в вопросе содержится парадокс, побуждающий к размышлению) 

(8) Жокей и лошадь (Найди пару)

Рекомендуемая стадия ТРКМ: вызов

Рекомендуемый школьный возраст: младший, средний, старший

Описание: перевод классического упражнения на сопоставление в игровой, динамический формат - разделение учащихся на "жокеев" и "лошадей"

Примеры:

  • Младшее звено:

Класс: 4

УМК:  Spotlight 4 (Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс),  Module 5 (“Where were you yesterday?)

Для повторения слов, обозначающих общественные места, можно разделить учащихся на две группы, раздав первой группе карточки с названиями мест (baker's, greengrocer's и т.п.), а второй - карточки с названиями ассоциируемых с этими местами предметов/продуктов. Задача каждого участника - найти пару среди участников другой группы.

  • Среднее звено

Класс: 8

УМК: Spotlight 8 (Д. Дули, В. Эванс, О. Афанасьева, И. Михеева),  Module 2a

В отличие от младшего звена, для  учащихся среднего или старшего звена целью игры может являться не только установление соответствия, но и решение коммуникативной задачи: учащиеся первой группы должны выяснить, какой из магазинов им нужен, с помощью диалога с участниками второй группы. При этом первая группа не могут называть предметы, которые им нужно купить, а вторая группа не могут называть магазины напрямую, в связи с чем возникает потребность в применении ранее усвоенных лексических единиц и речевых образцов.

(9) INSERT

Рекомендуемая стадия ТРКМ: осмысление

Рекомендуемый школьный возраст: средний, старший

Описание: 

Названием приема служит аббревиатура:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system  for (система).

E — effective (для эффективного).

R — reading (чтения).

T — thinking (и размышления).

Сущность приема заключается в распределении фактов и идей, упомянутых в тексте, по 4 категориям, в ходе сопоставления содержания текста с тем, что известно учащемуся на данный момент. Изучая текст,  учащийся делает пометки, используя следующие обозначения:

V - “already know” (nothing new)

+ “something new”

-   -  “I thought differently”

?  - “I need explanation/clarification”    

Затем отмеченные идеи фиксируются в соответствующих столбцах таблицы:

V

+

-

?

По завершению индивидуальной работы с текстом учащихся можно объединить в пары или группы для сравнения и обсуждения результатов.

Пример

Класс: 10

УМК: Spotlight 10 (Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс),  Module 6а “Reading Skills”

Далее представлен фрагмента урока с использованием приема  INSERT.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Now we’re going to read and discuss a text about advantages and disadvantages of e-books. It won’t be just reading: today you will also learn to analyze the information from the text. Why do we need to analyze what we read? What can it give to us? What can it teach us to do?

Thank you for your answers. Analyzing the text allows you to understand the author’s ideas properly, to compare them to your own opinions on the topic, and to learn some useful information that you will be able to use as arguments in your works.

So, today you will practice analyzing the text in 2 steps: they are “marking” and “discussing”. Marking is what you will be doing while reading the text individually. The task is to mark each fact about e-books from the text (it may cover just one sentence, several sentences or the whole paragraph) with one of these symbols:
V - “already know” (nothing new)

- “something new”

-   -  “I thought differently”

?  - “I need explanation/clarification”    

After you’ve finished reading and marking, fill the table. Write down the facts from the text according to the way you’ve marked them. When you’ve finished with the table, we will discuss the result together. Is the task clear? Are there any questions?

You have 20 minutes for reading, marking and filling the table. Time is up! Now let’s discuss what you’ve got in the table. Let’s start with the first column. George, which of the facts from the text weren’t new for you? Share with us, please.

Who’s got absolutely the same result as George? Whose list is longer? What else have you got here?

Now, work in pairs: compare what you’ve got in the second column with what your partner’s got there. Underline the difference. Polly and Valerie, which of the facts are common for your lists? Are there any differences?

Now, let’s work with the third column. Who wants to share with us? So, (имя ученика), in what way is the information from the text different from what you thought? Have you changed your mind now? Has the author convinced you?
And, finally, the fourth column. So, Mary, is there any information in the text that is not clear to you? Is there anyone who can explain/clarify it?

Высказывают предположения.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

(10) ЗХУ (Знаю. Хочу узнать. Узнал)

Рекомендуемая стадия ТРКМ: осмысление

Рекомендуемый школьный возраст: средний, старший

Описание: 

ЗХУ (Знаю. Хочу узнать. Умею/Узнал) – методический прием, позволяющий учащимся фиксировать и отслеживать прогресс знаний по определенной теме. Прием охватывает все три стадии/фазы развития критического мышления, способствуя реализации соответствующих каждому этапу целей:

  • На протяжении урока учащиеся работают с таблицей, состоящей из трех колонок – «Знаю», «Хочу», «Узнал/Умею» (Вариант адаптации на английский язык: “I already know”, “I’d like to know”, “Now I know”/I’ve learned to…”).  
  • На стадии «вызова» учащиеся сначала заполняют первую колонку уже известной им информацией по изучаемой теме, затем формулируют вопросы, ответы на которые они надеются получить в результате знакомства с новым материалом, и записывают их во вторую колонку.
  • На стадии «осмысления», как правило, в ходе изучения текста урока, учащиеся соотносят приобретаемые знания с ранее составленными вопросами, по возможности «выискивают» ответы на них среди прочей информации.
  • На стадии «рефлексии» учащиеся фиксируют в последней колонке, что нового они узнали по данной теме, чему научились в результате проделанной работы.
  • На каждой стадии рекомендуется уделять время взаимодействию учащихся в парах или мини-группах для сравнения и обсуждения своих записей друг с другом. Таким образом, помимо анализа собственного прогресса, происходит сопоставление своего опыта и подхода к изучению темы с таковыми у других участников процесса, что способствует развитию критического мышления и расширению знаний в конкретной области.

Пример:

Класс: 8

УМК: Spotlight 8 (Д. Дули, В. Эванс, О. Афанасьева, И. Михеева),  Module “Across the Curriculum: ICT”

В таблице ниже представлен пример использования ЗХУ в ходе работы с текстом урока “Using a Computer Network” с целью совершенствования навыков чтения и одновременно для тренировки грамматических навыков - употребления пассивного залога и косвенной речи.

I already know…

I’d like to know…

Now I know…

what network is.

what networks are used for.

why using networks can be unsafe for your computer.

how to prevent catching computer viruses while using network.

how can I protect my computer from malicious software.

how to protect my computer from viruses.

what “plagiarism” is.

which kinds of resources should not be overused.

(11) Good-bad

Рекомендуемая стадия ТРКМ: рефлексия

Рекомендуемый школьный возраст: средний, старший

Описание: 

Прием направлен на формирование у учащихся умения находить положительные и отрицательные стороны любого концепта, а также на тренировку навыка  аргументирования определенной точки зрения.

Чтобы сделать тренировку необходимых навыков более увлекательной и таким образом повысить познавательны интерес у обучающихся, можно разыграть определенный сценарий с противоположными по функции ролями.

Пример:

Сценарий «суд» - учитель объявляет суд над каким-либо концептом, не обязательно, но желательно имеющим альтернативу, например, аудиокнигой. Одна половина класса будет выступать в роли прокуроров и критиковать электронные книги, а другая предстанет в роли адвокатов, защищающих «подсудимого». При этом каждая реплика одной из сторон должна быть ответом на крайнюю реплику другой стороны.

Моделирование сценария:

Прокуроры: Audiobooks are inconvenient, since if you get distracted in the process, it will be hard to get back to the necessary place – it’s easier to find the necessary page in a printed book than to play the recording back trying to catch a certain point.

Адвокаты: That’s true, and this feature of audiobooks motivates readers to concentrate, so as a result they take in all the important details.

Прокуроры: But listening to someone’s recorded reading takes much more time compared to reading by oneself.

Адвокаты: Yes, and this time is usually spent with pleasure, since one can enjoy the atmosphere created by the professional skills of the voice actor and background sounds…

(12) Паззл (Jigsaw)

Рекомендуемая стадия ТРКМ: осмысление

Рекомендуемый школьный возраст: средний, старший

Описание: 

Прием предназначен для групповой работы учащихся с текстом большого размера, и необходимо учесть, что его реализация займет по времени большую часть урока. Учащиеся делятся на равные группы по 3-4 человека, и каждая группа получает один и тот же текст, разделенный на фрагменты, по количеству человек в группе. Далее  работа строится в несколько этапов следующим образом:

1. Каждый участник индивидуально работает с одной определенной частью текста: внимательно изучает, выводит основную мысль, выделяет ключевые слова, придумывает подзаголовок для данной части и т.п. Цели и задачи работы должны быть продуманы учителем в зависимости от индивидуальных особенностей текста и четко сформулированы на этапе инструктажа.

2. Учащиеся, ответственные за один и тот же фрагмент, объединяются в пары. В таком составе учащиеся обсуждают результаты своей работы с фрагментом, анализируют, насколько их мнения относительно ключевой идеи, подходящего заголовка и т.п. совпадают или, наоборот, расходятся.

3. Учащиеся возвращаются на начальные места, оказываясь в прежнем составе, для обсуждения и анализа уже целого текста: каждый участник презентует анализ своего фрагмента остальным, и в результате формируется схема всего текста, содержащая подзаголовки, ключевые термины, основные тезисы и т.п.

4. Каждая группа представляет получившуюся схему перед классом, результаты анализируются, сравниваются и обсуждаются.

Время, отведенное на каждый этап, рассчитывается, исходя из размера и уровня сложности текста, количества фрагментов и т.п.

Прримечание: Как показывает педагогический опыт последних лет, прием может использоваться в условиях дистанционного обучения с применением возможностей платформы Zoom: в этом случае учитель делит учащихся на пары и группы, распределяя их по сессионным залам.

Пример

Класс: 10

УМК: Spotlight 10 (Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс),  Module 6а “Reading Skills”, ex. 4 (a)

Далее представлен фрагмента урока с использованием приема  Паззл.

Деятельность учителя        

Деятельность учащихся

Now we’re going to work with a text about how what we eat can influence the way we feel. I said “work” because it won’t be just reading and translating. Today you are going to work in an unusual form that will allow you to train in analyzing the text, display your creativity and share your ideas with one another. What we’re going to arrange is called “jigsaw”. Do you know what it means? It is closed in meaning to “puzzle”. What do you think we are going to do?

The process of working 4 stages: you can see them in the slide. As a jigsaw is a picture cut into little pieces, I’ve done the same with the text. The text is divided into six parts, so first of all you need to divide into two groups of six people. Let the first row be Group 1 and the second row – Group 2.

Here the first stage begins: “Individual work”

Within your group, each of the members gets one piece of the text – a fragment that introduces a certain sub-topic. The task will be to work with your fragment: read it, figure out the main ideas, mark the key words and make a plan or a scheme that introduces the content. What your scheme will look like is up to you. It can be a word plan, a cluster, a spidergram, anything, no limits for your creativity. Use coloured pencils and markers to make it look attractive.

So, the plan of working with a fragment is the following:

1.    Read the fragment.

2.    Formulate the main idea and minor points (details/examples).

3.    Note the key words.

4.    Give your fragment a title.

After you’ve finished making the scheme of your fragment, you need to form pairs (Stage 2: Work in pairs”): join a person from another group who has the same fragment as you. Discuss the results of your work together, present your schemes to each other and decide which of the two schemes is better to be presented in front of the class. After that, you go back to your groups and each of you presents his or her fragment to the whole group, one by one (Stage 3: Group work). So, as a result, each of you will get information about the whole text. And in the end, this text will be presented in front of the class: one person for each paragraph. (Stage 4: Final Presentation)

Is the task clear to you? Are there any questions?

Now you have ten minutes for the first stage. By the way, there are some new words in the text, so each of the two groups will also get a vocabulary list, for common use. Are you ready? Let’s go!

Time is up! Now let’s form pairs. You have five minutes for discussing choosing the most suitable work for presentation.

Have you finished? Then join your groups again. You have 15 minutes for presentation within a group.

And now it’s time for the final presentation. First of all, name the title of your abstract and then go on presenting the content with the help of your scheme.

Высказывают предположения.

Отвечают на вопросы.

Выполняют индивидуальное задание.

Работают в парах.

Работают в группах.

Представляют результаты работы перед классом.

 (13) Фишбоун

Рекомендуемая стадия ТРКМ: осмысление, рефлексия

Рекомендуемый школьный возраст: средний, старший

Описание: 

Прием «фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») это представление информации о какой-либо проблеме в виде схемы - рыбьего скелета, каждая часть которого обозначает определенный аспект этой проблемы:

  • голова – ключевой вопрос;
  • верхние косточки – причины и основные понятия;
  • нижние косточки – факты, подтверждающие наличие указанных причин;
  • хвост – обобщение и вывод, либо решение проблемы.

Данный прием наиболее эффективно использовать на этапе рефлексии, для систематизации всей имеющейся на данный момент информации, которая может быть использована для рассуждения по тому или иному вопросу. Представление информации в таком формате также может применяться в работе над эссе, построении развернутого устного высказывания по проблеме, составления доклада и т.п.

(14) Майнд-мэп (интеллектуальная карта)

Рекомендуемая стадия ТРКМ: вызов, осмысление, рефлексия

Рекомендуемый школьный возраст: младший, средний, старший

Описание: 

Майнд-мэп, или интеллектуальная карта, это способ представления информации в виде схемы, с отображением связей и закономерностей между объектами, категориями и т.п. с помощью условных знаков (фигур, линий, стрелок и т.п.). Данный этап можно использовать на любой из трех фаз работы с информацией в рамках технологии критического мышления. На стадии вызова целью будет являться структурирование имеющихся на данный момент знаний о теме; на этапе осмысления (как правило, при работе с текстом) учащиеся могут дополнять составленную на предыдущем этапе схему новой информацией или же создавать полностью новые схемы; при проведении рефлексии можно дать учащимся задание составить подробную схему, которая может служить опорой для написания эссе или для устного выступления по теме.

 (15) Цветные  поля.

Рекомендуемая стадия ТРКМ: осмысление, рефлексия

Рекомендуемый школьный возраст: средний, старший

Описание: 

Данный прием эффективно применять при выполнении заданий в письменном виде для развития у учащихся навыков самопроверки и определения степени качества результата. В ходе письменной работы учащиеся делают пометки на полях, используя определенный цвет в зависимости от пожеланий к оцениванию данной части работы учителем. Например:

•        Красный — "проверьте и исправьте все ошибки";

•        Зеленый — "отметьте все ошибки, я сам исправлю";

•        Синий — "укажите количество ошибок, я сам найду их и исправлю";

•        Черный — "не относитесь серьезно к работе, я делал ее в спешке".

Значения каждого цвета предварительно обговаривается, и количество опций может варьироваться в зависимости от формата, целей и уровня сложности задания. Желательно, чтобы список значений был зафиксирован на доске или в качестве раздаточного материала, чтобы учащиеся могли свериться с ним в любой момент, позволяя ученику выбрать уровень строгости оценивания своей работы с помощью этого приема, учитель создает психологически комфортную атмосферу для выполнения задания, не омраченную страхом оценки.

(16) Синквейн

Рекомендуемая стадия ТРКМ: рефлексия

Рекомендуемый школьный возраст: младший, средний, старший

Описание: 

Синквейн – это способ систематизации знаний о теме/объекте путем составления стихотворения из 5 строк (рифма не требуется). Синквейн имеет четкую структуру, содержащую требования к каждой строчке:

  • первая строчка – тема стихотворения/заданный объект (одно слово, обязательно существительное);
  • вторая строчка – два прилагательных (допускаются причастия), связанных с темой/использующиеся для описания объекта;
  • третья строчка – три слова, которые могут быть глаголами либо деепричастиями, обозначающие действия, относящиеся к теме;
  • четвертая строчка – фраза, выражающая отношение ученика к теме;
  • пятая строчка – одно слово, представляющее некий итог (часто используется синоним к слову из первой строчки).

Ценность данного приема заключается в его направленности на формирование у учащихся умения выражать свои мысли, ассоциации, выводы по теме в ограниченном и обусловленном формате, подбирать подходящие слова для передачи идеи без искажения смысла.

Примеры (работы учащихся):

  • Младшее звено

Класс: 3

УМК: Spotlight 3 (Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс), Module 2 “Family moments”

Family

Friendly and loving

Study, work, play

We like playing together.

Friends

Family

Kind and funny

Help, care, love

We’re a happy family

Friends

  • Среднее звено

Класс: 8

УМК: Spotlight 8 (Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс), Modue 2а  “Food and shopping“

Obento

Nourishing and appealing

Create,  prepare, buy

Mothers are proud of them.

Lunch

Obento

Healthy and nice

Cook, make, buy

Children take them to school.

Food

  • Старшее звено

Класс: 10

УМК: Spotlight 10 (Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс),   Modue 5  “Going Green “

Marine litter

Horrible and dangerous

Pollutes, harms, kills

Animals and people suffer from it.

Threat!

(17) Диаманта

Рекомендуемая стадия ТРКМ: рефлексия

Рекомендуемый школьный возраст: средний, старший

Описание:  Прием «диаманта» представляет собой написание стихотворения из 7 строк, с соблюдением определенных требований к каждой строчке. Помимо количества строк, диаманта отличается от схожего по сущности приема «синквейн» тем, что диаманта охватывает два объекта/концепта, как правило, противоположных по значению, например зима – лето, тьма  - свет, взрослые – дети и т.п.

Структура диаманты выглядит так:

  • 1, 7 строчки – существительные с противоположным значением;
  • 2 – два прилагательных, связанных с первым существительным;
  • 3 – три глагола/герундия, ассоциируемых с первым словом;
  • 4 – предложение, включающее оба слова
  • 5 – три глагола/герундия, ассоциируемых со вторым словом.
  • 6 – два прилагательных, связанных со вторым существительным;

Пример:

Summer& Winter (работа учащегося 6 класса)

1. Summer

2. Sunny, hot

3. Swimming, cycling, sunbathing

4. Summer and winter are my favorite seasons.

5. Skating, skiing, snowboarding

6. Cold, windy

7. Winter


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"

В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....