Выступление на тему "Функциональная грамотность на уроках английского языка"
материал по английскому языку

Короткова Анжела Юрьевна

Выступление в рамках педагогического совета на тему "Опыт развития функциональной грамотности на уроках английского языка" в 2024 году

Скачать:


Предварительный просмотр:

Функциональная грамотность – это готовность и способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого спектра проблем и жизненных задач в различных сферах общения, деятельности и социальных взаимоотношений.

Наличие заданий типа международных исследований (например, PISA) – это обязательное требование для современного урока.

Основной задачей обучения иностранным языкам является развитие у учащихся речевых навыков: чтения, письма, монологической и диалогической речи.

При этом, ни для кого не секрет, что в процессе обучения учителя иностранных языков часто сталкиваются с определенными проблемами и затруднениями учащихся при работе с текстом. Так, учащиеся не знают значений многих слов, не умеют озаглавить текст, не понимают смысла написанного, не могут выделить ключевые слова, не умеют сформулировать вопрос, не могут выбрать способ решения задачи, не в состоянии перенести знания и умения из одной области на другую.

В чем же причина подобных проблем и затруднений? Прежде всего, это связано с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся.

Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух; умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов.

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку можно различными способами:

  • технология развития критического мышления через чтение и письмо;
  • игровые технологии;
  • метод проектов;
  • информационно-коммуникационные технологии и многие другие.

Источники полезных ресурсов, которые я применяю в своей работе:

  • https://learnenglishkids.britishcouncil.org/en - слушаем, читаем, учим грамматику, поем песни и смотрим видео, причем для разных возрастов и уровней (listening, reading, vocabulary, grammar, games, songs….)
  • https://quizlet.com/ - работа с лексикой и вывод этой лексики в активный вокабуляр (vocabulary practice) .
  • http://www.english-4kids.com/interactive.html - тоже очень интересный сайт, онлайн-игры и викторины с лексикой, чтение (interactive vocabulary quizzes, online vocabulary games)
  • http://www.SparkleBox.co.uk сайт для новых идей и воплощения уже задуманных начинаний. Есть материалы для загрузки и печати.
  • http://www. LearningApps.org масса полезных заданий.

Аудирование

Развитие аудирования предполагает формирование умений восприятия и понимания речи на слух

  • отделять главную информацию от второстепенной;
  • выявлять наиболее значимые факты;
  • извлекать необходимую или интересующую информацию.

Я использую следующие упражнения на аудирование:

- задание на узнавание знакомых слов, выражений и структур;

- извлечение определенной информации;

- заполнение пропусков: пропущенных слов, артиклей, предлогов, частей предложения.

Говорение

Обучение монологической речи предполагает умение делать сообщения, кратко передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, о семье, о погоде и т.д.; рассуждать о фактах, событиях, приводя примеры; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны изучаемого языка.

Письмо

Обучение письменной речи связано с дальнейшим совершенствованием умений связного, логичного и стилистически уместного оформления высказывания в письменной форме.

Мы используем следующие упражнения по формированию навыков письма:

  • вставить пропущенные слова;
  • заменить выделенные курсивом слова синонимами;
  • выписать из текста предложения, являющиеся ответами на поставленные вопросы;
  • выписать из текста предложения, подтверждающие или опровергающие данные утверждения;
  • выписать примеры на употребление конкретных грамматических структур;
  • закончить предложение, используя слова и выражения из текста.
  • составить вопросы к ответам и наоборот;
  • соединить части предложений в логическом порядке;
  • составить план текста.

Чтение

Обучение чтению предполагает развитие следующих умений:

  • выделять основные факты;
  • отделять главную информацию от второстепенной;
  • предвосхищать возможные события, факты;
  • извлекать необходимую, интересующую информацию;
  • определять свое отношение к прочитанному.

Мы используем следующие упражнения по формированию навыков чтения:

  • определить по заголовку тему текста;
  • найти ответы на вопросы.
  • согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста.
  • выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
  • найти в тексте предложения с заданными словами
  • найти описание внешности, места, события и др.
  • догадаться о значении слова по контексту.

Информационно-коммуникационная технология в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Лично я чаще всего пользовалась ранее платформой МЭШ, однако, сейчас в ходе реконструкции там были удалены многие полезные материалы, поэтому сейчас основной платформой является РЭШ, где можно найти готовые разработанные уроки по каждой теме из нашего УМК. Кроме того, я активно пользуюсь сервисом по созданию онлайн викторин Kahoot, электронной тетрадью Skysmart. Безусловно, возникают сложности с использованием интернет - ресурсов: не у каждого обучающегося есть возможность выполнять задания онлайн дома, поэтому такого типа задания скорее являются дополнением и рассчитаны на мотивированных обучающихся, либо на учеников, пропустивших темы.

Также мы с обучающимися принимали участие в онлайн-олимпиаде Учи.ру, где каждый учащийся имеет дополнительную внешнюю мотивацию в виде грамот, дипломов и сертификатов участников. Использование данных электронных ресурсов способствует развитию функциональной грамотности учащихся.

Применяя задания по функциональной грамотности, я заметила, что обучающиеся с большим интересом включаются в процесс обучения, легче преодолевают коммуникативные барьеры в общении, даже если не уверены в правильности ответа. Задания по функциональной грамотности заинтересовывают обучающихся своим чаще всего нестандартным форматом.

Примеры заданий по функциональной грамотности в УМК 9 класса:

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Читательское умение (PISA)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...

Выступление с методической темой «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка как условия повышения качества образования школьника в рамках внедрения ФГОС»

В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентносте...

Выступление по теме: Функциональная читательская грамотность на уроках английского языка

Выступление по теме: "Функциональная читательская грамотность на уроках английского языка" с примерами и презентацией....

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, Учитель английского языка МБОУ Одинцовского лицея №2

На основе результатов проведенных международных исследований качества образования российских школьников можно сделать вывод, что учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во...

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...