Использование метода проектов на уроках английского языка
опыты и эксперименты по английскому языку

Чернякова Ирина Юрьевна

Данный материал представляет собой обобщение опыта работы учителя английского языка. Содержит  материалы, которые могут быть полезны в работе молодого специалиста, помогут подобрать методику к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода проектов на уроках английского языка

Чернякова И.Ю.,

учитель английского языка

В современном обществе ключевым словом педагогического процесса, сущностным понятием обучения становится развитие. При личностно-ориентированном подходе личность ученика находится в центре внимания педагога, а познавательная деятельность становится ведущей.

Наибольшую актуальность в наше время приобретает такое широко распространенное направление, как проектная методика, которая придает процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Она создает условия, в которых процесс обучения иностранному языку по своим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте.
Проектная методика позволяет моделировать общение в процессе обучения иностранному языку. Принято считать, что общение на уроках иностранного языка может быть «односторонним» и «многосторонним». В первом случае имеется в виду организация учебного процесса, при которой учитель побуждает ученика к речевой деятельности, ученик отвечает. При этом чаще используются фронтальные формы работы. Что касается «многостороннего» общения, то для него типичными формами работы являются групповые и коллективные, в которых каждый ученик имеет возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник определенной деятельности. Модель «многостороннего» общения представляет обучение как «свободное раскрытие» личностных возможностей» как учителя, так и учеников и существенным образом меняет позиции всех участников учебного процесса. В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество и не является пассивным исполнителем воли учителя. Работая над проектом, каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить свою фантазию, творчество, активность и самостоятельность. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения учащимися языка и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата в обучении языку.
В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество и не является пассивным исполнителем воли учителя. Работая над проектом, каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить свою фантазию, творчество, активность и самостоятельность.

Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения английским языком.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.

Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.

Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.

Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран

Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе – это и разнообразие тем, типов текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции и т.п.), и разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах), и разнообразие типов упражнений.

Проблемность означает, что учащиеся используют язык как для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата, так и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать, и учащиеся обучаются, думая, мысля. Имеется широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированных на решение проблем. Развлекательность – это одна из особенностей проекта. Часто задания могут оформляться в виде шутки, головоломки, загадки и т.п., иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллюстрации.

В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни. В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. В фонограммах курса используются звукоподражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей – расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей

Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре.

Итак, выделяем следующие этапы осуществления проекта:

1. Предъявление проблемы.

Цель: создание мотивации деятельности

2. Обсуждение вариантов решения проблемы и выбор направления решения.

Цель: определение формы реализации проекта

3. Реализация проекта.

Цель: сюжетно связанное введение и активизация языкового материала

4. Представление результатов. Защита проекта.

Цель: применение умений и навыков на практике

5. Анализ результатов.

Цель: оценка работы, возможное формирование нового проектного поля

Отдельные аспекты использования метода проектов в обучении английскому языку

Проекты существуют различных видов и требуют актулизации знаний из различных образовательных областей, способствуя интеграции учебных предметов; это включение иностранного языка в другие виды деятельности: исследовательскую, трудовую, эстетическую. Работа над проектом – это сочетание самостоятельной работы ученика с работой в паре, группе, коллективе по решению какой – либо проблемы. Это требует умения поставить проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал, систематизировать его, обсудить с членами группы, как лучше представить и, наконец, выступить на самой презентации, будь то выставка, конференция или итоговый урок.

Включение учащегося в различные виды деятельности с использованием иностранного языка создаёт возможность разностороннего развития личности. Использование методов проектов позволяет формировать в процессе самостоятельной и групповой работы индивидуальное восприятие мира, широкое использование субъективного опыта в интерпретации и оценки фактов, явлений, событий окружающей деятельности на основе личностно – значимых ценностей и внутренних установок, сверяя их с мнениями и оценками других и используя иностранный язык как средство познания и общения.

Работа над проектом обязательно проходит при гибкой поддержке учителя, представляя ему тем самым возможность реализовать на практике не только личностно – ориентированное обучение, но и личностно – ориентированное воспитание.

Выделяют следующие типы проектов:

1. Исследовательские проекты

2. Творческие проекты

3. Ролево-игровые проекты

4. Практико-ориентированные проекты

6. Межпредметные проекты

Выполнение проекта требует определённой организации. Основные принципы проектной работы

1. Вариативность

Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы.

2. Решение проблемы

Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем иностранные языки для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а, думая они учатся.

3. Когнитивный подход к грамматике

Не ученики усваивают правила и структуры. Надо помочь учащимся самим поработать над ними. Таким образом, у учащихся исчезает страх перед грамматикой, и они лучше усваивают ее логическую систему

4. Учение с увлечением.

Учащиеся много усваивают, если им нравиться процесс обучения. Получение удовольствия – это одно из главных условий эффективности обучения.

5. Личностный фактор

Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях и т.д.

6. Адаптация заданий

Примеры творческих проектов английскому языку

В качестве примера творческих проектов, предлагаемых (руководитель требует источник и кто предлагает, а также чем отличаются эти проекты от просто поделок) на 1-м году обучения, хотелось бы привести следующие:

Изготовление именных значков (Making name badges) по теме "Hello". Детям предлагается вырезать значок из картона в форме круга или прямоугольника и написать "Hello, I’m …" в центре. Также предлагается украсить его своим портретом и в дальнейшем прикрепить к дневнику, тетради по предмету или плакату, висящему в классе;

- Изготовление поздравительной открытки ко дню рождения (Making a birthday card), которую предлагается подписать и подарить другу или родственнику, у которого в ближайшее время день рождения.

Ряд проектов позволяет развивать и менеджерские навыки, например, умение планировать деятельность и время. Достичь такого результата помогает проект "Drawing and cutting out items of food" по теме "Food", где ученики, работая в парах, должны вырезать две круглые заготовки для пиццы из картона и 6 ингредиентов, которые можно использовать для ее приготовления. Ребятам даются указания спланировать свою деятельность, а именно – согласовать какие ингредиенты необходимы, кто будет рисовать, а кто вырезать. Когда эта часть работы будет позади, детям объявляется точное время для выполнения задания. Учителю необходимо убедиться, что задача ясна, но при этом отметить, что это не соревнование. Заканчивается работа по сигналу "Stop". Как видно, мы учим детей четкому распределению обязанностей в группе, планированию совместной работы, ответственности за результат совместной деятельности. Кроме того, ребята получают возможность почувствовать себя и в роли генератора идей, и в роли оформителя.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть следующее. Организуя проектную деятельность в школе необходимо учитывать, что:

1. Существуют возрастные и психологические особенности детей.

2. Работа над проектами должна быть систематической и сбалансированной по количеству в рамках темы и типам в зависимости от доминирующей деятельности учащегося.

3. Задания должны усложняться в зависимости от возраста.

4. Обязательно включение межкультурного компонента.

Заключение

Определяющая роль проектной деятельности в формировании положительной мотивации к изучению английского языка заключается в том, что:

- учащиеся ощущают рост языковых умений и навыков, являясь активными участниками образовательного процесса, самостоятельно определяя форму представления учебного материала и его содержательное наполнение;

- чередование творческих заданий разного вида и уровня сложности позволяет снимать возникающие в процессе учения мотивационные блокировки;

- учебное творчество, представленное в различных видах, позволяет ученикам с самыми разными способностями и склонностями найти возможность самореализации в ситуации успеха;

- творческие задания дают возможность непосредственного участия школьников в продуктивной деятельности, что стимулирует их к дальнейшему развитию и самосовершенствованию;

- выполнение заданий возрастающего уровня сложности приводит к преобразованию познавательных мотивов учения от простых форм (любопытство, любознательность) к более сложным (интерес, интеллектуальные мотивы).

Для воспитания интеллектуальных мотивов обучения наиболее эффективна технология проектов, основанная на применении системы творческих заданий стимульно-продуктивного, эвристического и креативного уровней в сочетании с приёмами эмоционально-интеллектуального стимулирования: созданием оптимистической перспективы, реализацией потенциала личности в ситуации успеха, использование индивидуальных, парных, групповых и коллективных форм работы, создание благоприятного микроклимата в учебной группе, организацию содержания учебного материала творческого характера.

Ученик, работая на уроке, с применением метода проектов, получает знания не только из уст учителя, а путём самостоятельной работы. Учитель же, как дирижёр, лишь управляет процессом получения знаний. Жизнь ставит перед нами, учителями, новые задачи, заставляет искать современные формы и методы работы. Нельзя останавливаться. Надо идти в ногу со временем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по использованию метода проектов на уроках английского языка

данная работа дает методические рекомендации по использованиб метода проектов на уроках английского языка. рассматривает этапы работы над проектом, примерные критерии оценивания...

Использование метода проектов на уроках английского языка

Данный материал я использовала при выступлении на методическом семинаре на муниципальном туре конкурса "Учитель года". Он не имеет практической части, которую я демонстрировала на слайдах, но хорошо с...

Использование метода проектов на уроках английского языка

Статья о видах проектов и методов использования на уроках английского языка...

Использование метода проекта на уроках английского языка

В данной статье рассматривается вопрос об ипользовании проектной методики . Автор приводит примеры из своего опыта....

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)И...

Использование метода проектов на уроках английского языка

В статье обобщается опыт работы учителя английского языка  по данной теме....