Функциональная грамотность на уроке английского языка
статья по английскому языку

Функциональная грамотность на уроке английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_masterskaya_1.docx326.79 КБ

Предварительный просмотр:

Режиссёр обязан быть специалистом и разбираться во всех процессах творческого ремесла.

Режиссёр отбирает сценарий, участвует в разработке сценариев, составляет расходную смету и календарный план постановки, подбирает творческий состав группы, оптимальный состав актёров, проводит работу с актёрами, принимает участие в создании эскизов по декорациям, костюмам, реквизиту, утверждает музыку и тексты песен, руководит съёмочным процессом или репетицией, контролирует монтаж, участвует в сдаче готового проекта

Учитель - педагогический работник, в задачи которого входят обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, формирование общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоение профессиональных программ.

Функциональная грамотность на уроке английского языка

Учебная дисциплина «английский язык» - это предмет, который является связующим для многих школьных дисциплин. Среди всех учебных предметов, урок английского языка особенно выделяется, благодаря своей многогранности, что позволяет учащимся сформировать более широкое восприятие мира, осознать его материальные и духовные традиции,  развить и совершенствовать собственное понимание норм общечеловеческих ценностей и любовь к родной стране.

Основная цель обучения иностранному языку - формирование навыков свободного общения и практическое применение знаний, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (слайд 2)

А.А. Леонтьев: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, навыки и умения для решения максимально широкого диапазона спектра диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». (слайд 2)

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.

Направления функциональной грамотности (слайд 3)

«Глобальные компетенции» – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений). Овладение соответствующими знаниями, умениями, отношениями и ценностями происходит на протяжении всей жизни: не существует единой точки, в которой человек становится полностью компетентным в этой области.

The key skills (слайд 4)

The five «C»:                  

1.Communication            

2.Collaboration    

        3.Creativity

4.Cultural awareness

5.Critical thinking

Цель и задачи функциональной грамотности: (слайд 5)

Цель: совершенствование иноязычной компетенции как способ и готовность обучающихся использовать иностранный язык для решения коммуникативных задач.

Основные задачи

-отрабатывать лексические единицы и грамматические структуры в речи;

-научить использовать языковые единицы в определенных ситуациях общения;

-развивать умение излагать свою позицию, точку зрения, решать речевую задачу;

Достичь функциональной грамотности в процессе изучения английского языка можно различными способами. Учитель должен четко представлять, для какой цели выполняется то или иное задание и понимать, какие приемы и методы помогут достичь конечной цели – научить учащихся говорить на иностранном языке.

Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку, включает: овладение грамотной устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему.

Учитель должен четко представлять, для какой цели выполняется то или иное задание и понимать, какие приемы и методы помогут достичь конечной цели – научить обучающихся говорить на иностранном языке. Для этого учителю необходимо использовать метод коммуникативно - ориентированного обучения, включающего в себя ситуативность, коллективное взаимодействие, вовлечение в речемыслительную деятельность, личностно-ориентированную самостоятельную работу.

Основные методы, способствующие развитию функциональной грамотности: (слайд 6)

Главной составляющей преподавания иностранного языка является заинтересованность, поэтому мы применяем на уроках такие средства как игра, метод проектов, групповая и парная работа. Для введения и тренировки лексического и грамматического материала используем информационные технологии, такие как презентации, аудиозаписи, песни, видео страноведческого характера и фрагменты художественных фильмов.

Иностранный язык - учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к иностранному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности.

(слайды 8,9,10) – фото  работ и грамот

Результаты

В структуре планируемых результатов особое значение отводится личностным и метапредметным результатам. Под личностными результатами понимается готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познавательной деятельности, а также ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции. Сформированность ценностей многонационального российского общества и способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Метапредметные результаты включают освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия регулятивного, познавательного и коммуникативного характера, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями; самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, построение индивидуального образовательного маршрута.

Принципы интерактивности и межпредметности при формировании функциональной грамотности

Для решения задач формирования функциональной грамотности необходимо использовать ИКТ в учебном процессе, что позволит повысить мотивацию обучения, интенсифицировать обучение, создать комфортную среду на уроке. С помощью сети Интернет можно создать подлинную языковую среду и поставить задачу формирования потребности в изучении английского языка на основе интенсивного общения с носителями языка, аудирования оригинальных текстов, записанных носителями языка.

(слайд 11) На уроках английского языка используются знания, полученные обучающимися на уроках литературы, географии, истории, музыки, изобразительного искусства. Необходимо учить детей извлекать и применять на уроках английского языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает им строить для себя общую картину мира и вырабатывать собственное отношение ко всему происходящему.

Методов и технологий для развития функциональной грамотности на уроках иностранного языка существует много. Главное, наличие у педагога и учащихся желания развиваться. Сотрудничество образовательного учреждения и   родителей является основой и  дополнительной возможностью в развитии навыков в школе. Педагогам необходимо развивать личность учащегося, создать особую образовательную среду, которая поможет сформировать все необходимые навыки для успешной жизни в обществе и мире.

И, также, как и режиссеру необходимы знания и навыки в различных направлениях, чтобы фильм получился успешным, так и учитель должен быть мастером, профессионалом, чтобы ученик стал функционально грамотным человеком, мог успешно применять в дальнейшей жизни все полученные знания и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе сплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык) I. Задание на основе сплошного текста...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе несплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык). Задания на основе несплошного текста...

Мастер класс "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

Актуальность темы  мастер класса обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, а также форми...

Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка как одно из приоритетных направлений современного образования школьников.

Необходимо изменить приоритеты  в сфере школьного образования: на первом плане должна быть ориентация на формирование «ключевых компетенций» и «функциональной грамотности»...