Технология «Дебаты» на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку

Кошелева Анастасия Анатольевна

Использование технологии «Дебаты» на уроках английского языка для учителей общеобразовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_debaty.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Использование технологии «Дебаты» на уроках английского языка»

Выполнила:

учитель английского языка

Кошелева Анастасия Анатольевна

МБОУ «Школа №185»

Г Нижний Новгород

2025 год

Изложение собственных мыслей и идей публично, особенно на иностранном языке, - достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения.

Для формирования основных навыков публичного выступления на иностранном языке и развития коммуникативной компетенции школьников целесообразно использовать на уроках иностранного языка в старших классах технологию «Дебаты», т.е. формализованное обсуждение, построенное на основе заранее подготовленных выступлений участников- представителей двух противостоящих, соперничающих команд, а также элементы данной технологии.

«Дебаты» как учебная технология формируют у учащихся все четыре вида речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо.

На этапе подготовки к играм спикеры (игроки) анализируют литературу, готовят опорные конспекты, аннотации, тезисы, заметки, подборки цитат, кратко записывают структуру речи, что развивает чтение и письмо как коммуникативные навыки. Непосредственно во время игры в дебаты совершенствуются навыки и умения аудирования и говорения. А для этого необходимы определённые знания.

Отличительными признаками дебатов являются: соблюдение строгого временного лимита, чёткие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки. Заданием для участников является предоставление аргументов ЗА и ПРОТИВ и попытка убедить в своей правоте остальных участников, а не только демонстрация умения атаковать соперника.

Дебаты способствуют формированию и развитию:

- исследовательских и организаторских навыков;

- аналитического мышления: умения сравнивать, сопоставлять, анализировать информацию из различных источников, логически рассуждать;

- коммуникативных умений слушать и слышать собеседника, работать в команде;

- ораторских способностей и навыков публичного выступления: формируют у учащихся предоставление о культуре и структуре речи, умение грамотно вести полемику на основе знаний, адекватно использовать языковые средства;

- уверенности в своих силах.

ТРИ ПРИНЦИПА ДЕБАТОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1)Обучение важнее победы.

Дебаты организованы таким образом, чтобы помочь вам получить знания и умения, необходимые для вашего преуспевания в современном демократическом обществе. Изначально они были задуманы как вид деятельности, обогащающий ваше образование и одновременно доставляющий вам удовольствие. Согласно этому принципу, первое предназначение дебатов- обучение. Другими словами, обучение имеет большее значение, чем победа. Если вы участвуете в дебатах только для того, чтобы выиграть, то вы поставили себе неправильную цель.

Почему обучение важнее, чем победа? Во-первых, желание учиться и совершенствоваться не позволит вам использовать недозволенные приёмы, вы проявите свой характер и приобретёте уважение окружающих.

Во-вторых, когда участники дебатов ставят перед собой цель выиграть, они часто выходят за рамки правил соревнования. Много времени уходит на то, чтобы навести порядок. Если единственная цель- победа, это может отвлечь время и силы от самой игры и помешать ей.

2.Честность.

Если обучение и совершенствование умений важнее, чем победа, то будет меньше мотивов для подтасовки аргументов.

Честность- стержень дебатов. Мы всегда хотим знать правду и зачастую наша позиция зависит от доминирования какой-то группы аргументов и неполной информации о наличии других фактов. Признать, что ты не всё знаешь – уже победа над собой, использовать подлинные факты – обязанность всех дебатирующих. Доверять игрокам и той информации, которую они используют, нужно так же, как доверять себе.

3.Уважение к оппоненту.

Дебаты не касаются личности участников. Нельзя унижать человека., даже если он с вами не согласен. Дебаты касаются идей и их столкновения, а также того, какие идеи полезны человечеству. А в столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть обоснованные аргументы. Другими словами, вы должны «нападать « на аргументы, рассуждения и свидетельства- но не на оппонента.


Методика проведения устных дебатов

1.Учитель делит учащихся на две группы. Деление может быть осуществлено естественным путём (самостоятельный выбор) или при помощи жеребьёвки.

2. Учитель называет тему обсуждения. Определяет время на подготовку в группах(15-20 минут) и общее время дискуссии. Информирует, что группам по очереди будет даваться слово.

3.Группы взаимно могут задавать вопросы и комментировать ответы другой стороны.

4.Учитель даёт сигнал начать дебаты, предоставляет слово и следит за соблюдением регламента.

5.По окончании можно провести (в форме тайного голосования) исследование мнения участников по данному вопросу. Обратить внимание на то, какой был стиль и культура ведения дискуссии. Хорошей формой подведения итогов в дебатах является вопрос, обращённый к обеим сторонам: «Каковы были наилучшие аргументы противника?»



Методика проведения письменных работ

1.Учитель делит учащихся на две группы и объявляет тему, которая должна стать предметом дебатов. Тему можно назвать заранее для обдумывания в качестве домашнего задания.

2.Ученики, сидя по обе стороны класса, начинают попарный письменный диалог.

3.Ученикам из первой группы отводится 5-10 минут на формулировку одного открытого аргумента в пользу занимаемой позиции. Они записывают его на листок в объеме одного абзаца. В это время ученики второй группы готовятся аргументировать свою точку зрения.

4.Затем листки переходят к партнёрам противоположной группы, которым отводится 8-10 минут на запись ответа.

5.Процедура обмена аргументами повторяется 2-3 раза, причем каждый ученик должен обязательно ответить на аргумент партнёра и дописать затем свой собственный контраргумент.

6.Обычно достаточно 3-4 раундов. В последнем раунде ученикам предоставляется возможность написать итоговый параграф. После этого работы собираются.



Методика «Четыре угла» или «Пустое Кресло»

Целью данной методики является поиск ответа на чётко поставленный вопрос. Этот поиск должен подвести участников к открытию правды, к определению фактического состояния вещей, к обмену взглядами.

Данная методика учит аргументировать, всех активизирует, даёт возможность высказаться всем (даже если группа состоит из 30 человек), учит культуре дискуссии. Техника проведения заключается в том, что класс делится на четыре группы в зависимости от того, какого мнения придерживается каждый ученик.

По методике «Четыре угла» они расходятся по четырем углам комнаты, каждый из которых соответствует какому-то мнению, предварительно озвученному учителем, и обсуждают свой взгляд на проблему, вырабатывают конкретные аргументы и предоставляют их по очереди.

Перед занятием мо методике «Пустое кресло» нужно:

1.Подготовить 4 листа бумаги с мнениями разных людей о поставленной проблеме, но они не могут быть противоречивыми. Одна карточка должна быть со знаком вопроса.

2.Поставить по кругу кресла (стулья), на которые следует положить данные листы. Далее попросите участников встать у того кресла с листом со знаком вопроса.

3.На работу в группах дается приблизительно 10-12 минут. Затем право голоса имеют только те, кто садится в кресло. Высказываться можно не более одной минуты.

В конце можно предложить участникам поменять место (угол или кресло), если они изменили свой взгляд на проблему.



Таким образом, использование педагогической технологии «Дебаты», а также элементов – это актуальный и эффективный подход к организации процесса иностранного языка в старших классах средней школы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Дебаты" на уроках английского языка

В данной работе расскрывается,с какой целью можно использовать такой вид проведения уроков.Какие бывают дебаты....

Технология "Дебаты" на уроках иностранного языка

Презентация и раздаточные материалы для проведения мастер-класса...

“Living in the city is better than in the country”.Использование технологии "Дебаты" на уроках английского языка

Для формирования основных навыков публичного выступления на иностранном языке и развития коммуникативной компетенции обучающихся целесообразно использовать на уроках английского языка на средней ступе...

презентация "Технология- дебаты на уроках английского языка".

Формы и правила проведения уроков- дебатов при обучении английскому языку....

Методические рекомендации по использованию образовательной технологии дебаты на уроках английского языка ( углубленное изучение)

Статья о использовании  на уроках иностранного языка   педагогической технологии «Дебаты» для развития коммуникативной компетенции школьников ....

Совершенствование мастерства публичных выступлений с использованием технологии "Дебаты" на уроках английского языка

В статье даются практические рекомендации по организации дебатов на уроках английского языка в старших классах, алгоритм действий учителя и учащихся, примеры языковых конструкций  для применения ...

Статья "Использование технологии "Дебаты" на уроках английского языка"

В данной статье автор исследует важность использования технологии "Дебаты" на уроках английского языка для развития всех видов речевой деятельности обучающихся старших классов. Автор определ...