"Проблемное обучение на уроке английского языка"
методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Великий педагог В. Сухомлинский говорил, что обучение не должно представлять собой обычное накопление знаний или служить для тренировки памяти. Он учил детей, что посредством наблюдения, мышления, умением рассуждать можно стать и созидателем, и путешественником, и открывателем. Сегодня перед школой стоит задача воспитать творческую личность, которая умеет самостоятельно мыслить и делать логические выводы.
Проблемное обучение - это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения на уроках английского языка
Великий педагог В. Сухомлинский говорил, что обучение не должно представлять собой обычное накопление знаний или служить для тренировки памяти. Он учил детей, что посредством наблюдения, мышления, умением рассуждать можно стать и созидателем, и путешественником, и открывателем. Сегодня перед школой стоит задача воспитать творческую личность, которая умеет самостоятельно мыслить и делать логические выводы.
Проблемное обучение - это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.
Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу.
Проблемная задача -это учебная проблема с заданными условиями и, в силу этого получившееся ограниченное поле поиска, доступное для решения учащимся. Совокупность таких целенаправленно сконструированных задач и призвана обеспечить основные функции проблемного обучения: творческое овладение учебным материалом и усвоение опыта творческой деятельности.
Так как проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых, с этой целью должны предусматриваться различные уровни сложности:
1. Учитель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения;
2. Отличие состоит в том, что учитель вместе с учениками анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают ее;
3. (самый высокий). Учитель доводит до учащихся содержание проблемной ситуации, ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального решения обучаемые осуществляют самостоятельно.
На уроках английского языка можно использовать проблемно-диалогическое обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. На уроках английского языка можно использовать проблемно-диалогическое обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
На уроках с использованием технологии проблемно-диалогического обучения постановка темы и задач урока, а так же их решение выполняется в ходе специально организованного учителем диалога. Автор технологии Мельникова Елена Леонидовна различает два вида диалога: побуждающий и подводящий, и определяет их использование на двух этапах урока: постановке темы и «открытии» нового знания.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками.
Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория - система научных взглядов, мнение - позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?».
Постановка проблемы | Анализ | Учитель | Ученики |
Предъявление противоречивых мнений | - Some people call this country England, some people say, "It is Great Britain", the others name it UK. | (Проблемная ситуация) | |
Побуждение к осознанию | - What is strange? | - One country has many names. | |
Побуждение к проблеме | - What will we speak about today? | - The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland | |
тема | Фиксирует тему на доске. |
Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?
Анализ | Учитель | Ученики | |
Постановка проблемы | Актуализация изученного | - Read the words | - say, speak, tell |
- What meanings do all these words have? | - Сказать говорить | ||
Задание на новый материал | - Will you complete these sentences with these verbs, using them correctly. | Do you … German? | |
Проверка задания | - Let's see the results. | Ученики вывешивают на доску листы с вариантами ответов. | |
Побуждение к осознанию | - Why do these sentences differ? | (Осознание проблемы) | |
Побуждение к проблеме | - Why is it so? | - Как правильно употребляются слова say, speak, tell | |
тема | - Употребление глаголов say, speak, tell |
Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников (или ранее изученными закономерностями) и научным фактом (новым правилом) создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?».
Анализ | Учитель | Ученики | |
Постановка проблемы | практическое задание «на ошибку» | - Как сказать, что предметов или животных несколько? | - A pen-pens, a dog-dogs |
предъявление научного факта сообщением | Мистер Рул считает по-другому (предъявление правила) | (Осознание противоречия.) | |
побуждение к осознанию | - Что вы сказали сначала? | ||
побуждение к проблеме | - Чем же мы будем сегодня заниматься? | Учиться образовывать форму множественного числа слов-исключений | |
тема | Фиксирует тему на доске. |
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.
Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»).
Постановка проблемы | Анализ | Учитель | Ученик |
«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения | - Посмотрите, на страничке | ||
- Кто догадался о чем сегодня пойдет речь? | - О семье | ||
Тема | - Значит тема нашего урока? | - Family |
Поиск решения учебной проблемы
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим область поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При этом общее побуждение представляет собой стандартную готовую реплику, а подсказку необходимо придумывать каждый раз заново.
Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока и задачи. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Одобрив цели, приняв их, ученики берут на себя часть ответственности за их реализацию. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует знакомство с новым материалом. Процесс получения новых знаний с использованием технологии проблемного диалога занимает на уроке больше времени, чем традиционное объяснение, но он гораздо эффективнее, так как достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Использование проблемного диалога способствует достижению как предметных, так и метапредметных и личностных результатов:
Предметные результаты проблемного диалога - качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения - подлинное понимание материала, продуктивные задания - осознанное воспроизведение.
Метапредметные результаты проблемного диалога - универсальные учебные действия (обще-учебные умения), которые делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные.
Личностные результаты проблемного диалога - становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.
При работе с лексикой я использую прием «ментальные карты». На доске пишу ключевое слово по теме и от него рисую стрелки под которыми есть пустые ячейки для записи слов подходящие к этому слову. Данное задание активизирует ранее изученные слова и готовит к предстоящему восприятию новой информации. В старших классах прошу детей дать еще и слова синонимы и антонимы. Активно использую такой вид деятельности, как, продолжить фразу, составить предложение из группы слов связанных по смыслу. После прочтения диалога или текста, учащимcя предлагается найти синонимы к данным слова: big, intelligent, to look around, quick. Таким образом, процесс запоминания происходит не через повторение слов, а через активную мыслительную деятельность.
Например, после прочтения отрывка из книги "Путешествие к центру земли" предлагается закончить предложения:
a) The men hide ...
b) Alex and professor saw ...
c) Professor found ...
Чтение
При выполнении заданий по поисковому чтению, учащимся предлагается прочитать диалог и выбрать одну из двух фотографий, соответствующих описанию. В этой проблемной ситуации учащиеся тренируют умение находить нужную информацию, сопоставлять ее с заданием и делать выводы для выбора правильного ответа.
Говорение
На уроках в 8 классе мною было использован метод дискуссий. Учащиеся делились на группы, 1 группе была дана тема "Living wild animals at the zoo", 2 группе "Keeping wild animals as a pet", 3 группе "Vegetarianism: pros and cons". В группе распределялись роли между участниками, учащимся нужно было обсудить и записать свои аргументы "за и против" проживания животных в зоопарке или содержания дики животных дома. Далее проходило выступление каждой группы и представление своих аргументов. Учитель фиксировал краткие суждения на доске, чтобы все могли понять аргументы и присоединиться к обсуждению. Участники других групп могли задавать вопросы и делиться своим мнением по данной теме.
Игра "Find a person"
Учащиеся переписывают таблицу в тетрадь и в процессе работы с одноклассниками должны ее заполнить. Они задают вопросы друг другу и выясняют, где был каждый в определенный момент в прошлом. Они пишут имя соответствующего ученика или учеников напротив вопроса. Данное игровое упражнение позволяет потренировать коммуникативные навыки, вспомнить построения вопросов с глаголом was/ were в прошедшем времени и создать ситуацию взаимодействия в группе. После записи я прошу учащихся составить утверждения об одноклассниках. Проверка правильности решения проблемы (правильно сформулированные вопросы и ответы) оцениваются учителем в процессе и после окончания задания учитель переспрашивает учеников, если необходимо просит исправить ошибки.
Find a person | Name |
who was in the park yesterday. | |
... was at the cafe two days ago. | |
... was at the cinema yesterday. | |
... was at the concert last weekend. | |
... was at the swimming pool yesterday. | |
.. wasn't at school yesterday. |
Технология проблемного обучения может использоваться наряду с другими современными педагогическими технологиями, такими как проектная технология, игровая деятельность, технология развития критического мышления. Эта технология активизирует мыслительную деятельность учащихся, заставляет их проводить собственное исследование и решать практические задачи на уроке.
Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках английского языка
Проблемное обучение и является одним из тех инструментов, с помощью которых приводится в движение механизм, название которому обучение. В проблемном обучении путем создания проблем...

Применение технологии проблемного обучения на уроках английского языка
В данной работе содержится теоретическая и практическая информация о применении технологии проблемного обучения на уроках английского языка....

мастер-класс "Проблемное обучение на уроках английского языка"
Данный материал демонстрирует работу учителя по применению проблемного метода обучения на уроке. Приводятся примеры проблемного обучения чтению, грамматике, говорению....

Применение технологии проблемного обучения на уроке английского языка
Технология проблемного обучения получила применение в наше время. Когда я познакомилась с её методикой ведения я поняла , что современный урок должен строиться именно по этой технологии . Я привели пр...
Технология проблемного обучения на уроках английского языка
В данной публикации представлена инсценировка диалога с постановкой проблемных вопросов. Актёры учатся не только отстаивать свою точку зрения, но и вживаются в образы литературных героев, передают их ...

Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка
Данная статья посвящена проблемному обучению детей, их способности добывать знания самостоятельно.Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Иными словами проблемное...
Технология проблемного обучения на уроках английского языка как способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности
к краткой статье опубликован подробный урок в 3 классе "Моя комната"...