К вопросу о критическом мышлении
статья по английскому языку
Критическое мышление, понятие, основы работы с текстом
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56 КБ |
Предварительный просмотр:
К вопросу о критическом мышлении
Деятельность человека бесплодна и ничто,
когда не воодушевлена высокою идеею.
Н.Г.Чернышевский
Ценность любой работы увеличивается, если она подкреплена хорошей инструкцией. В качестве направляющей теории в данной работе были использованы концепции Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского и А.Р. Лурия, направленные на индивидуальное развитие учащихся, развитие их мышления, логики, умения анализа и синтеза.
В настоящее время интеллектуальное развитие личности определяется не объемом знаний, сведений, удерживаемых в памяти, а готовностью человека к отбору необходимых знаний путем критического анализа, осмысления информации и умением самостоятельно принимать решение. В этой связи становится актуальным развитие критического мышления, которое является неотъемлемым критерием современных требований образования.
Как известно, существуют три подхода в педагогике мышления. Согласно первому подходу, мышление развивается само по себе в процессе овладения знаниями. Решая задачи, выполняя упражнения, учащиеся самостоятельно развивают свои мыслительные навыки. Последователи второго подхода считают, что мышление необходимо развивать специально, разгадывая головоломки, играя, выполняя специальные задания. Сторонники третьего подхода полагают, что мышление нужно развивать в среде ученика: дома и в школе.
С точки зрения Л.С. Выготского, умственные способности развиваются лишь в культурном контексте. [Загашев, 2003: 20] Американскими учеными Чарльзом Темплом, Куртом Мередитом и ДжинниСтил была разработана и успешно применяется технология, которая получила название «Технология развития критического мышления через чтение и письмо». Поэтому в данной работе мы попытались показать, как можно приспособить методы развития мышления к конкретному учебному комплекту, что позволяет и работать над развитием мышления, и передавать знания.
Что же означает понятие «критическое мышление»? Надо сказать, что по поводу его определения существует очень большое разнообразие мнений. Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. С. Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России это понятие стало употребляться сравнительно недавно. Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «я», быть объективными, логичными, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, это поиск здравого смысла - как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений; умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, совершенно необходимо при решении проблем.
Дайана Халперн обращает внимание на определение Б. Рассела, сформулированное им в 1960 году: «Критическое мышление - это процесс оценки или категоризации в терминах ранее приобретенных базовых знаний... оно включает в себя установку плюс владение фактами плюс ряд навыков мышления». Сама Дайана Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» следующим образом: «...Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение - направленное мышление» [Халперн, 2000:7].
В связи с этим, Джуди А. Браус и Дэвид Вуд выделили характеристики, на которых необходимо сфокусироваться при развитии критического мышления, в свою очередь, Б. Рассел определил их как «ряд навыков мышления»:
1. Фокусирующие навыки:
- определение проблем, содержащихся в явном или в скрытом виде в новой информации;
- выявление целей: определение направления и целей изучения новой информации.
2. Навыки сбора информации:
- наблюдение: получение информации при помощи одной или более сенсорных систем;
- формулирование вопросов, поиск новой информации через вопросы.
3. Навыки запоминания:
- кодирование: хранение информации в долговременной памяти;
- вызов: восстановление информации из долговременной памяти.
4. Навыки организации:
- сравнение: выявление черт сходства и различий разных объектов;
- классификация: группировка и обозначение объектов на основе выявленных признаков;
- представление: презентация новой информации.
5. Навыки анализа:
- идентификация атрибутов и компонентов: определение характеристик или частей основных идей или понятий, содержащихся в новой информации;
- идентификация отношений и понятий: определение причинно-следственных связей;
- идентификация главных идей; идентификация центрального элемента; например, иерархия ключевых идей в сообщении или упорядочивание причин;
- идентификация ошибок: определение логичных заблуждений и других ошибок и, где возможно, выявление вариантов их исправления.
6. Навыки генерирования:
- выводы: суммирование, выявление наиболее важной информации или идей;
- предсказывание: предвосхищение событий или следствий на основе имеющейся информации;
- разработка: объяснение дополнительных деталей, примеров или другой релевантной информации.
7. Навыки интегрирования:
- эффективное комбинирование информации для формулировки новых идей;
- реконструкция: переформулирование информации и идей или изменение логики, содержащейся в информации, для формулирования новых идей.
8. Навыки оценивания:
- формулирование критериев оценки информации или идей;
- проверка: проверка правильности утверждений. [2: электронный ресурс]
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своими возможностями критического мыслителя, важно, чтобы он развивал в себе ряд важных качеств, среди которых Д. Халперн выделяет готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять ошибки, осознание, поиск компромиссных решений. [Халперн, 2000:56]
Таким образом, критическое мышление – рефлексивное, направленное мышление, которое путем формирования и использования определенного набора когнитивных стратегий и навыков увеличивает вероятность получения желательного результата. Критическое мышление позволяет замечать недостатки и противоречия информации, анализировать и осмысливать как источники, так и собственную позицию, а также владеть стратегиям работы и решения проблем.
Для эффективности обучения учителю совместно с учащимися необходимо пройти через три стадии: фаза вызова, фаза осмысления и рефлексии. В отечественной методике преподавания иностранных языков, и в частности, при обучении чтению, данные стадии существовали всегда. Исключение составляют названия стадий или фаз, где вызов – создание мотивации, а рефлексия – обобщение материала. Разница технологий работы заключается в том, что технология развития критического мышления помогает учащимся самостоятельно выбирать направление в изучении текста и самостоятельно решать проблемы.
На фазе вызова (evocation) в сознании учащихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие студентов в образовательном процессе активизируется, формируется познавательный интерес. Результатом данных процессов является самостоятельное определение ими цели дальнейшей учебной деятельности. В связи с этим, можно следующие задачи:
- актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;
- пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;
- помочь учащимся выбрать направление изучения текста.
На фазе осмысления (realization) учащийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией, которая является носителем новых идей, и происходит ее систематизация. Учащимся предоставлена возможность задуматься о природе изучаемого объекта, формулировать вопросы по мере соотнесения уже известной и новой информации и выработки собственных умозаключений. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов преподаватель помогает учащимся отслеживать процесс собственного понимания новых идей.
Для данной стадии характерны задачи:
- помочь активно воспринимать изучаемый материал;
- помочь соотнести старые знания с новыми.
Фаза рефлексии (reflection) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия, то есть происходит “присвоение” нового знания и формирование на его основе своего аргументированного представления об изучаемом объекте. Самостоятельный анализ развития и эффективности собственных мыслительных операций составляет сущность данного этапа. В ходе работы по такой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли четко, понятно для других, уверенно и корректно по отношению к окружающим. На методическом уровне технология представляет собой систему приемов и стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного содержания. Базовая модель задает не только определенную логику построения занятия, но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приемов.
Задачи фазы рефлексия:
- помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;
- помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. [Загашев, 2003:21]
В рамках базовой модели «Вызов-Осмысление-Размышление» могут быть использованы разнообразные стратегии обучения, достаточно известные и апробированные в педагогической практике: стратегии кооперативного обучения, стратегии проблемного обучения, технологии организации учебной дискуссии. Надо отметить, что обучение согласно технологии развития критического мышления становится продуктивным лишь тогда, когда сам преподаватель в процессе осознания собственной деятельности способен отказаться от официально утвержденных и годами практикуемых методов работы. Необходимо разрушение таких педагогических стереотипов, как:
- оценка преподавателем обучаемых;
- студент не должен делать ошибок;
- преподаватель знает, как и что должен отвечать учащийся;
- преподаватель учит, а ученик учится;
- преподаватель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии;
- на вопрос преподавателя всегда должен быть ответ.
Кроме того, очевидно, что переход к учению, сосредоточенному на самом учащемся, представляет для педагога значительные трудности, поскольку превращает его из механического «переносчика информации» в настоящего партнера по «процессу добычи знаний». Поэтому при всей своей, казалось бы, сухой технологичности, данная модель оставляет педагогу широкое поле деятельности для профессионального роста, и что немаловажно, для реализации своих личностных качеств. Технологию развития критического мышления можно считать интегрирующей, так как в ней обобщены наработки многих технологий: она обеспечивает и развитие мышления, и формирование коммуникативных способностей, и выработку умения самостоятельной работы.
Литература:
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-ое.- СПб: «Альянс «Дельта» совм. с изд. «Речь», 2003. – 192 с.
- Халперн Д. Психология критического мышления. – Спб.: Питер, 2000. – 512 с.
- http://www.studfiles.ru/preview/3568457/page:12/ Дата обращения: 15.12.2015
- http://window.edu.ru/resource/142/77142/files/13706.pdf Дата обращения: 15.12.2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...

Технология критического мышления.«Тонкие» и «толстые» вопросы. Фрагмент урока.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы ...

мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствами технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)»
Мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствамиТРКМЧП» проводится в форме комментируемого занятия с учителями истории, которые выступают ...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

