Статья "Виды игровой деятельности на уроках английского языка в школе"
статья по английскому языку (5 класс)
Статья "Виды игровой деятельности на уроках английского языка в школе". Практическое применение игровых технологий на уроках англ.языка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 63.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Виды игровой деятельности
на уроках английского языка в школе»
Учитель английского языка
МБОУ Школа №26 г.Дзержинск
Борисова Альбина Павловна
При поиске эффективных методов обучения и приемов для активизации мыслительной деятельности школьников надо позаботиться о том, чтобы на уроках учащийся работал активно и увлеченно, развивая любознательность и глубокий познавательный интерес к изучаемому предмету. Немаловажную роль при этом можно отвести дидактическим играм.
Игра - наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии.
Из организационных форм игровой деятельности (одиночная, индивидуальная, парная, коллективная, массовая) на уроке иностранного языка наиболее эффективными я считаю парную и групповую формы работы. Парная форма – игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования или соперничества – может быть применена при проведении диалогических игр, закреплении языкового материала (особенно лексико-грамматического). Групповая форма – игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель – наиболее уместна при проведении игр-путешествий, игр-соревнований, ролевых игр.
Психолого-педагогические задачи дидактической игры часто совпадают с основными целями и задачами урока иностранного языка. В первую очередь, это изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, обобщение и контроль знаний (в зависимости от формы урока). Кроме того, решаются сопутствующие задачи: раскрытие творческих возможностей учащихся, воспитание коллективизма и взаимовыручка в решении трудных проблем, взаимообучение, воспитание чувства сопереживания друг другу.
При использовании игр на уроках иностранного языка я соблюдаю следующие требования к их проведению:
1.Соответствие темы игры теме и цели урока.
2.Четкость и определенность цели и направленности игры.
3.Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.
4.Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи.
5.Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности.
6.Понятность и доступность замысла участника игры, простота игрового сюжета.
7.Стимулирующий характер игры.
8.Точность и однозначность игровых правил и ограничений.
9.Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности школьников.
10.Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.
11.Благоприятный психологический климат отношений.
12.Простор для личной активности и творчества.
13.Обязательный элемент соревновательности между участниками игры.
Наиболее часто я применяю на уроках иностранного языка языковые и речевые игры.
Языковые игры включают фонетические, лексические, грамматические, орфографические. Языковые игры - упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные кроссворды, ребусы, загадки, головоломки, чайнворды, шарады, викторины.
Фонетические игры предназначаются для развития и совершенствования произносительных речевых умений и для их корректировки по мере необходимости. Примеры фонетических игр: 1) «Найди, в каких словах спрятались звуки, которые я буду произносить». Учитель показывает детям картинки и четко произносит названия предметов, изображенных на них. Ребята должны показать ту картинку, в которой спрятался заданный звук. (Или хлопнуть в ладоши. Звуки отрабатываются с детьми до начала игры); 2) «Найди рифму к словам».Учитель произносит слово, а дети должны найти к нему рифму. (Необходимо иметь набор картинок с предметами, которые могли бы рифмоваться). 3) «Let ‘s Work on Intonation". На классной доске написаны предложения. Представители команд должны проставить ударения, стрелочками отметить повышение и понижение голоса и правильно прочитать эти предложения. 4) «Слышу - не слышу». Цель: формирование навыков фонематического слуха. Обучаемые делятся на команды. Учитель произносит слова. Если он произносит слово, в котором есть долгий гласный звук или ..., учащиеся поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки или ..., все поднимают обе руки. Учитель записывает ошибки игроков на доске. Выигрывает та команда, которая сделала меньше ошибок. 5) «Кто правильнее прочитает?» Цель: формирование навыка произношения связного высказывания или текста. Ход игры: на доске записывается небольшое стихотворение или отрывок из него (считалка, скороговорка). Учитель читает и объясняет значение слов, предложений, обращает внимание на трудности произношения отдельных звуков. Текст несколько раз прочитывается учащимися. После этого даются две-три минуты для заучивания наизусть. Текст на доске закрывается, и учащиеся должны прочитать его наизусть. От каждой команды выделяются два-три чтеца. За безошибочное чтение начисляются очки; за каждую ошибку снимается одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Грамматические игры направлены на овладение грамматическими структурами и развитие умений употреблять их в ситуациях общения. Примеры игр:1)«Это мое местоимение». К доске выходит учащийся с учебной карточкой «I». К нему встают учащиеся с учебными карточками «DO/DOES», «DON'T/DOESN’T», «V». Итак, поочередно к доске выходят все учащиеся с учебными карточками – местоимениями и соответственно все учащиеся с учебными карточками – глаголами. Задача учащихся, у которых есть карточки с глаголами, не пропустить свой выход и встать только со своим местоимением. 2) «Составь схему предложения». Для определения структуры простого предложения при помощи наглядного материала, учитель пишет на доске простое предложение, например: «He drinks». К доске выходят двое учащихся с учебными карточками «HE», «Vs». Для усложнения игры учитель предлагает составить схемы не только утвердительных предложений, но также и отрицательных, и вопросительных. Для составления вопросительных предложений в игру вводятся учебные карточки с вопросительными словами (What, Where, When). 3) «Напиши мой глагол правильно». Учитель пишет на доске предложения с пропусками. Например: He .................eat. We ………..dance. Учащиеся выполняют задание письменно. Задача учащихся (4 человека, имеющих учебные карточки с глаголами ( DO, DOES, DON'T, DOESN’T) проверить правильность выполнения задания у остальных учащихся, предварительно получив консультацию учителя. 4) «Выбери предложение». Учитель предлагает выбрать и назвать из текста предложения по заданной модели. Например: Does he V? (модель предложения). Does he drink milk? (предложение). К доске выходят учащиеся с нужными учебными карточками для составления схемы предложения. Предложение озвучивается учителем и учащимися. 5) «Составь вопросы». Учитель зачитывает предложение. Показывает вопросительные слова. Учащиеся задают вопросы к предложению, начинающиеся с этих вопросительных слов. Эту игру можно проводить в устной и письменной форме. Например: He drinks milk every day. Вопросительные слова (Who, What When). Такие игры позволяют учителю исправить ошибки учащихся быстро, по ходу дела, делают процесс обучения более легким и менее утомительным, а это усиливает мотивацию к обучению и способствует прочному усвоению знаний об английском глаголе.
Для тренировки грамматических навыков учащихся во временах “Present Perfect” и “Present Perfect Continuous” для игровых видов заданий применяются карточки с таблицей с указанием подлежащего, сказуемого, указателя времени, отрицательной частицы “not’, др.второстепен.членов предложений. Учащимся необходимо составить предложения по принципу конструктора.
На времена глаголов также используются игровые приемы с карточками, в которых указаны отдельные асти предложений, учащимся необходимо составить предложения правильно.
Лексические игры способствуют прочному усвоению лексического материала и его использованию в речевых ситуациях. 1) Игра «Name the 6th one». Ход игры. Игроки садятся в круг. Водящий начинает игру, перечисляя слова из изученной лексики, например, 5 видов спорта, 5 профессий, 5 животных и т.д. Тот, кого попросили продолжить перечень, должен быстро добавить ещё одно название, назвать «шестое», не повторяя перечисленного прежде. Если отвечающий сразу называет 6-ое слово, то становится ведущим, если ученик промедлит, то водящий остается прежний. 2)Игра «Guess the Word». После того, как новые слова были выучены и многократно повторены, учитель задумывает слово и просит отгадать его. Учащиеся задают вопросы Is this a...? До тех пор, пока не отгадают. Учащийся, отгадавший задуманное слово, становится водящим. 3)Игра «Home, School, Zoo». Учитель, обращаясь к какому-либо учащемуся, называет тему: «School», «Home» или «Zoo».Учащийся быстро называет слово, относящееся к теме. Каждый последующий участник игры должен вспомнить слово, которое еще не называли его товарищи. Тот, кто не смог назвать слово по теме, выбывает из игры. 4)Игра «Who Knows the Parts of the Body?». Учитель в быстром темпе дает задание представителям двух команд поочередно, например: «Touch your shoulders», «Show your mouth» и т.д. Если учащийся правильно выполнил задание, команда получает очко, если ошибся, команда теряет очко.
В своей педагогической деятельности я широко использую разнообразные речевые игры, нацеленные на формирование умения действовать правильно в определенном виде речевой деятельности, то есть на обучение:
- аудированию,
- монологической речи,
- диалогической речи,
- чтению и письму.
Особое внимание уделяю аудитивным играм, позволяющим помочь учащимся достигнуть целей аудирования. Ряд аудитивных игр целесообразно проводить с помощью аудиовоспроизводящей техники. Я всегда стараюсь отбирать для учебного занятия аудиозапись, звучащую в естественном темпе. Важно предъявлять аудиоматериал однократно: в противном случае работа теряет смысл. Во второй раз звучащий текст предъявляется для решения дополнительных учебных задач. Можно проводить игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, ни заранее приготовленных вопросов, ни пунктов текста и т.д., т. е. игры на развитие аудитивной памяти. Я читаю текст в нормальном темпе, играющие слушают. После прослушивания учащимися текста предлагаю записать слова, которые каждый участник игры запомнил. Затем читаю текст еще раз и предлагаю детям выписать группы слов и запомнившиеся фразы. После этого участники игры восстанавливают текст по памяти, пользуясь своими записями. Побеждает тот, кто наиболее точно передаст содержание текста. Примеры упражнений для речевых игр: 1) «Озвучь картинку». Цель – активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи. Ход игры. Играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведет. 2) Предлагаю учащимся составить и рассказать диалоги по карточкам. Карточки могут быть различными, исходя из индивидуальных способностей учащихся. 3)Игры-загадки. Учащийся загадывает явление, предмет и прочее, рассказывает. Другие учащиеся отгадывают, что это.
Монологические игры. В своей практике я использую картинки с образами сказочных героев. Такие образы я включаю в ситуацию, которую не всегда удобно предложить человеку. Им можно дать «отрицательную» роль, в частности ленивого, боязливого героя. Я предлагаю ученикам рассказать о герое, используя знакомые речевые образцы.
Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Ролевая игра обладает большими образовательными возможностями; ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, т.к. она предполагает копирование действительных ситуаций в наиболее существенных чертах. В ролевой игре, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнеров переплетаются теснейшим образом. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно- побудительного плана. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала. Ролевая игра в процессе обучения способствует формированию сотрудничества и партнерства. Практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т.к. он должен понять и запомнить реплику партнера. Учащиеся увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью. Но ролевая игра должна отвечать определенным требованиям: она должна стимулировать обучение, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнять задание. Такую игру следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
Примеры ролевых игр: 1)При изучении темы «Мы готовимся к путешествию по Британии» я предлагаю учащимся следующую ситуацию: «К нам приехали британские школьники, задайте им вопросы, расспросите их о географическом положении Британии». 2)При обобщении темы «Мы все вместе заботимся о нашей планете» я провожу пресс-конференцию по теме «Экологические проблемы страны, нашего региона/города». Одни учащиеся играют роль журналистов, которые задают вопросы, а другие – представителей администрации, врачей, экологов, лесников, защитников природы, которые находятся за столом в центре класса. У каждого имеется бейдж с указанием фамилии и должности. Учащиеся сидят как на пресс-конференции. Все журналисты с блокнотами и карандашами. Каждый журналист имеет на груди карточку с указанием имени и названия газеты. Такой небольшой реквизит позволяет создать атмосферу места действия ролевой игры и способствует развитию коммуникативной направленности урока.
Игры - путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях. При проведении игр-путешествий логично использовать широкий страноведческий материал. Темы игр: «Путешествие в Великобританию», «Путешествие в Лондон», «Путешествие по английским сказкам» и т.д.
Игра – соревнование может включать в себя все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры
учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают
ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр. Самыми популярными, пожалуй, на уроках иностранного языка могут быть различные КВН-игры. Тема игры зависит от цели урока и фантазии педагога.
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов идентификации целей, ожиданий, опасений, которые позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения. Считаю целесообразным использовать на уроке иностранного языка метод «Я хочу научиться!», который позволит выяснить ожидания обучающихся от уроков. Можно использовать его на рубежных этапах изучения английского языка: в начальной школе, в 5-м классе, в 10-м классе. Это может помочь учителю лучше понять класс и каждого учащегося, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность на уроках английского языка в начальной школе
Тема моего самообразования...

Игровая деятельность на уроках английского языка в начальной школе
Источник: http://festival.1september.ru/articles/570623/...

Игровая деятельность на уроках английского языка в начальной школе
Одним из самых удачных приемов на уроке иностранного языка считается игра. Особенно на младшем школьном этапе, когда внимание 7-8 летних детей нужно уметь сконцентрировать и удерживать в течение всего...

Методическая разработка «Игровая деятельность на уроках английского языка в начальной школе».
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Игра формирует устойчивый интер...

Обобщение опыта по английскому языку по теме «Игровая деятельность на уроке английского языка в процессе реализации системно -деятельностного подхода "
Моя работа направлена на развитие у учащихся следующих таких ключевых компетенций, как: инициативность (активная жизненная позиция), коммуникативная культура (умение работат...

«Игровая деятельность на уроках русского языкав коррекционной школе 8 вида»
Игровая деятельность на уроках русского языка...

Игровая деятельность на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся начальной школы. Методическая разработка.
Данный материал может быть полезен учителям английского языка, работающим в начальной школе....
