Использование доводящих карточек на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку

Использование доводящих карточек на уроках английского языка (статья)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dovodyashchie_kartochki.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Использование доводящих карточек на уроках английского языка

                                                                                   Субботина О. А.

                                                                                   учитель английского языка

Одна из задач учителя, организующего любые учебные занятия - обеспечить освоение всеми учащимися определённого учебного материала. Знания формируются тогда, когда учебный материал понимается. Однако встаёт вопрос, а есть ли такие способы, методики, при помощи которых каждый учащийся понял бы тему?  Оказалось, что есть. Одним из средств, предназначенных для обеспечения понимания учебного материала, является доводящая карточка.   

Идея разработки методики работы с доводящими карточками принадлежит       М.А. Мкртчяну. Впоследствии она подробно описана в книге М.В.Миновой «Доводящие карточки как средство индивидуализации процесса обучения».

 Методика доводящих карточек предназначена для организации понимания сложного учебного текста, несущего труднопонимаемую смысловую нагрузку.      Доводящая карточка – это карточка, содержащая в себе небольшой труднопонимаемый абзац текста, который учащийся готов понимать, и набор посильных для учащегося вопросов и заданий, которые целенаправленно и в совокупности доводят его до состояния понимания смысла, содержащегося в этом абзаце.

 Выделим основные характеристики доводящей карточки:

  •       в карточке условно можно выделить две части: первая содержит то, что необходимо понять учащемуся (это может быть определение, закон, теорема и т.п.); вторая часть содержит взаимосвязанные между собой вопросы и задания, приводящие к пониманию первой части;
  • текст, содержащийся в первой части, должен быть небольшим, обычно один абзац, и действительно трудным (нет смысла отвечать на вопросы, когда итак все понятно);
  • когда мы говорим «готов понять», это значит, что у школьника имеются все те знания, которые ему потребуются для уяснения смысла, т.е. для понимания текста;
  •  вопросная часть карточки устроена так, что внимание учащегося последовательно концентрируется на определенном учебном материале, при выявлении конкретных связей и взаимосвязей уже имеющиеся в сознании учащегося знания структурируются и превращаются в некую целостность, несущую новый смысл, а процесс создания этого смысла и есть процесс понимания.      

Проще говоря, доводящие карточки – это набор вопросов и заданий, которые доводят ученика до понимания текста. Доводящая карточка организует процесс понимания и в каком-то смысле управляет мышлением ученика. Подобные карточки являются как бы «представителями» учителя при самостоятельной работе ученика.

Отсюда следует, что вопросы и задания должны быть такими, чтобы ученик мог их выполнять не после того, как он понял изучаемую тему, а ровно наоборот, сам ход выполнения заданий и ответы на вопросы должны приводить к пониманию темы. При составлении карточки нужно помнить, что её особенностью является определённая последовательность вопросов и заданий, их доступность, однозначность, опора на ранее приобретённые знания учащихся. Именно при таких условиях ребёнок будет действовать сам и успешно.

Методика применения доводящих карточек на учебных занятиях предполагает, что все учащиеся класса получают доводящие карточки и работают самостоятельно. По мере выполнения каждый подходит к учителю, отчитывается и получает задания на применение изученного материала.

Таким образом, те, кому удается быстрее разобраться с трудным материалом, имеет возможность закрепить его, выполняя не только простые задачи и упражнения, но и задания более высокого уровня сложности. Учитель же может при необходимости консультировать и тех, кто ушел вперед, и тех, кто еще работает над темой.

Доводящие карточки могут быть использованы для работы в малых группах, для индивидуальной работы и работы в парах с учащимися на занятиях в классе, могут предлагаться ученикам разного уровня в качестве домашнего задания.

Зная требования к каждой составляющей доводящей карточки и методику работы с подобными карточками на уроке, мною были разработаны карточки, которые я применяла на уроках.

Исходя из этого, можно выделить главные преимущества использования такого типа заданий: при организации работы с доводящей карточкой удаётся обеспечить понимание материала всеми учащихся во время урока, поскольку логика понимания продумана заранее. На уроках английского языка особенно эффективно использовать подобные карточки в начальной школе при изучении грамматики.

Нельзя не обратить внимания на проблему, с которой можно столкнуться при работе с использованием доводящих карточек. Эта проблема заключается в отсутствии методических пособий, а составление каждой карточки в соответствии со всеми требованиями требует больших временных затрат. Но они того стоят!

В настоящее время разработка и совершенствование методики доводящих карточек ведутся в рамках краевого инновационного комплекса по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий.

В заключение хочу привести пример доводящей карточки, разработанной мною для 4 класса по теме «Степени сравнения имён прилагательных» для усвоения следующего правила:

 Чтобы образовать сравнительную степень сравнения односложных и двусложных прилагательных, нужно к прилагательному добавить суффикс –er.

  1. Прочитайте правило.
  2. Выберите из предложенных прилагательных те, которые состоят из 1 слога: new, old, tasty, funny, large, small, interesting, favourite, hungry.
  3. Выберите из этих прилагательных те, которые состоят из двух слогов.
  4. Какие прилагательные называются односложными?
  5. Какие прилагательные называются двусложными?
  6. Прочитайте правило.
  7. В каких из предложенных предложений есть сравнение:

а) Вишенка – яркая и маленькая ягодка, арбуз тоже ягода, но зеленый и большой.

б) Земляника больше, чем черника.

г) Арбуз – сладкая ягода.

д) Арбуз слаще облепихи.

  1. Какие из перечисленных прилагательных можно использовать для того, чтобы сравнивать между собой различные предметы или явления: старый, интересный, меньше, больше, старше, маленький, новее, смешной, вкуснее, смешнее?
  2.  Измените прилагательные так, чтобы их можно было использовать для сравнения предметов: большой, лёгкий, интересный, красивый, тяжёлый.
  3. Для чего мы используем в речи прилагательные  в сравнительной степени?
  4. Какая степень сравнения прилагательных помогает сравнивать предметы или явления?
  5.  Прочитайте правило.
  6. Что нужно добавить к прилагательному (чтобы что? Задайте полный вопрос)?
  7. Найдите прилагательные с суффиксом -er: large, older, smaller, new, funnier, tasty .
  8. Добавьте к прилагательным суффикс –er:  new, old, small
  9. Прочитайте правило.
  10. К каким прилагательным добавляется суффикс –er?
  11. Определите те прилагательные, к которым можно добавить суффикс –er: new, old, tasty, funny, large, small, interesting, favourite, hungry?
  12. Для чего к односложным и двусложным прилагательным мы прибавляем суффикс –er?
  13. Какие из перечисленных прилагательных употреблены в сравнительной степени: large, older, smaller, new, funnier, tasty…?
  14. Образуйте сравнительную степень от прилагательных: old, clever, small, new
  15. Прочитайте правило.
  16. Расскажите правило своими словами.
  17. Как образуется сравнительная степень односложных и двусложных прилагательных?

Доводящие карточки составляются из нескольких групп вопросов и заданий.

              В первой группе оформляются вопросы и задания, направленные на проверку того старого материала, который необходимо знать для понимания нового. Вопросы и задания этой группы концентрируют внимание ученика на область нового изучаемого материала. В приведённом примере эта группа представлена вопросами 2-5.
             
Вторая группа вопросов обращает внимание учащегося на важные для понимания смысла первой части карточки слова и словосочетания (вопросы 7-11).

               В третьей группе содержатся вопросы и задания, связанные со смыслом первой части карточки, с ее структурой (вопросы 13,17,19).

              Кроме этого, в карточке могут содержаться вопросы и задания, направленные на закрепление, углубление знаний по теме.

             Я строила эту ДК в соответствии с алгоритмом построения доводящих карточек:

  1. Сформулировала основной вопрос, на который ученик должен будет ответить после работы с карточкой: как образуется сравнительная степень односложных и двусложных прилагательных?
  2. Определила, что конкретно в данном тексте важно понять ученику, чтобы он смог ответить на основной вопрос. В результате у меня определились уточняющие вопросы:

- Из каких прилагательных с помощью добавления суффикса –er можно образовать сравнительную степень сравнения?

- Как из  односложных и двусложных прилагательных можно образовать сравнительную степень сравнения?

  1. Далее, определила те подвопросы, которые помогут ученику понять каждый из уточняющих вопросов:

- подвопрос1 к первому уточняющему вопросу

впишите этот вопрос (например, «Какие прилагательные назаваются односложными?»

- подвопрос1 к первому уточняющему вопросу

- подвопрос2 к первому уточняющему вопросу

- …

- подвопрос1 ко второму уточняющему вопросу

- подвопрос2 ко второму уточняющему вопросу

… и т.д. (сколько у Вас получилось этих подвопросов, столько сюда и вписываете).

  1. Полученный список вопросов послужил основой для «рыбы» будущей ДК:

 Чтобы образовать сравнительную степень сравнения односложных и двусложных прилагательных, нужно к прилагательному добавить суффикс –er.

Прочитайте правило.

подвопрос1 к первому уточняющему вопросу (впишите вопрос)

Прочитайте правило.

подвопрос2 к первому уточняющему вопросу (впишите вопрос)

Прочитайте правило.

- …

Прочитайте правило.

Первый уточняющий вопрос (впишите вопрос)

Прочитайте правило.

подвопрос1 ко второму уточняющему вопросу (впишите вопрос)

Прочитайте правило.

подвопрос2 ко второму уточняющему вопросу (впишите вопрос)

Прочитайте правило.

- …

Прочитайте правило.

Второй уточняющий вопрос (впишите вопрос)

Прочитайте правило.

Основной вопрос (впишите вопрос)

  1. На следующем шаге заполнила «пустые места» карточки, для этого вставила задания, которые:

- объективизируют все понятия, нужные для ответов на каждый  из подвопросов;

- связывают или сопоставляют эти понятия;

- … (посмотрите методику на стр.37-38)

  1. В результате получилась доводящая карточка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка. Выступление на РМО учителей английского языка 01.11.2012

Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при об...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Современный урок английского языка в контексте ФГОС. Использование интерактивной доски на уроках английского языка.

Урок с использованием интерактивной доски способен повысить эффективность и результативность урока....

Использование игровых технологий на уроках английского языка. учитель английского языка Елькина Вера Михайловна

Происходящие в обществе глубокие преобразования всех сторон материальной и духовной жизни поставили перед полной средней школой проблему подготовки качественно новых, высокообразованных, творчески мыс...

Сорокина Г.В., учитель английского языка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ"

Сорокина Г.В., учитель английского языкаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ Образование сегодня является важнейшей ...

Индивидуальный план самообразования учителя английского языка Тема: «Использование инновационных технологий на уроках английского языка»

Индивидуальный план  самообразования  учителя английского языка  Тема:  «Использование инновационных технологий на уроках английского языка»...

Карточки для урока английского языка

Материали разных тем для урока английского языка!...