Функциональная грамотность через призму креативности создание образовательного продукта на примере путеводителя по Трафальгарской площади
статья по английскому языку

Светлана Николаевна Сизонец

STEAM-технологии — это интегрированный подход к образованию и исследованию, который объединяет несколько дисциплин с целью развития навыков и знаний в области науки и техники.

Использование STEAM-технологий на уроках английского языка позволяет ученикам, помимо обучения языковым навыкам, развивать навыки критического мышления, проблемного решения и сотрудничества.

Одним из компонентов функциональный грамотности является креативное мышление — компонент, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Креативное мышление подразумевает переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот. Для того, чтобы визуализировать понятие, полезно прибегнуть к иллюстрациям.

В качестве наглядного примера визуализации креативного мышления, поставленных задач, итогов работы предлагаю опыт участия детей нашей школы в Креативной неделе. 

STEАM-технологии в обучении имеют потенциал сделать обучение более интересным и привлекательным для учеников, что в свою очередь повышает их мотивацию и эффективность обучения. В целом, интеграция STEАM-технологий в процесс обучения является мощным инструментом для развития учеников и подготовки их к будущему в современном мире, где важными являются как языковые навыки, так и знание науки и технологий. Кроме того, внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только учащегося, но и самого педагога.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Функциональная грамотность через призму креативности: создание образовательного продукта на примере путеводителя по Трафальгарской площади»

Сизонец Светлана Николаевна, учитель английского языка

МБОУ гимназии станицы Ленинградской

муниципального образования

Ленинградский муниципальный округ

Краснодарского края

Тема функциональной грамотности в последнее время очень актуальна в сфере образования. России нужны люди, которые способны не только учиться, но и применять знания на практике, принимать решения в ситуациях, требующих выбора.

Термин «функциональная грамотность» — это способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В отличие от обычной грамотности, которая включает чтение и письмо, функциональная грамотность охватывает такие навыки, как анализ прочитанного, построение аргументов и решение жизненных задач.

Выделяются следующие направления формирования функциональной грамотности.

•        Глобальные компетенции

•        Естественнонаучная грамотность

•        Креативное мышление

•        Математическая грамотность

•        Финансовая грамотность

•        Читательская грамотность

Все эти компетенции необходимо развивать у детей комплексно. Достичь функциональной грамотности у учащихся в процессе обучения учитель может различными способами. Однако одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность, вовлеченность учащихся в процесс.

В настоящее время всестороннему развитию детей уделяется очень пристальное внимание. В зависимости от того, насколько будет развит ребенок, насколько обладает всесторонним развитием, настолько больше у него будет возможностей для раскрытия себя в различных областях в будущем. Для успешной реализации человеку необходимо владеть целостным восприятием мира, понимать следственно-причинные связи, уметь находить в себе таланты и развивать их разными способами. В этом учителю помогает использование в своей работе STEAM-технологий. Применение STEAM-технологий (Science, Technology, Engineering, Art, Mathematics) может значительно повысить уровень развития функциональной грамотности у обучающихся.

STEAM-технологии — это интегрированный подход к образованию и исследованию, который объединяет несколько дисциплин с целью развития навыков и знаний в области науки и техники.

Использование STEAM-технологий на уроках английского языка позволяет ученикам, помимо обучения языковым навыкам, развивать навыки критического мышления, проблемного решения и сотрудничества.

Этапы реализации STEAM образовательного решения

  • S – Наука. Что и как исследуем? Что и как изучаем? Что и как познаем?
  • T – Технология. Какой алгоритм деятельности осваивают дети?
  • E – Инжиниринг. Какой продукт (проект) создают дети?
  • A – Искусство. Какие художественно-выразительные средства искусства ребенок осваивает? Какие методы творческой реализации выбирает ребенок?
  • M – Математика. Какие элементы математического мышления развиваются у ребенка (геометрическое, пространственное, алгоритмическое, временное, комбинаторика и т.п.)?
  • S – Сделай сам. В какой вид активности вовлечены дети (проектная, игровая, речевая, познавательная, исследовательская, элементарная инженерно-техническая, коммуникативная и др.).

Одним из компонентов функциональный грамотности является креативное мышление — компонент, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Креативное мышление подразумевает переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот. Для того, чтобы визуализировать понятие, полезно прибегнуть к иллюстрациям.

В качестве наглядного примера визуализации креативного мышления, поставленных задач, итогов работы предлагаю опыт участия детей нашей школы в Креативной неделе. Лейтмотивом этого мероприятия стала Трафальгарская площадь, исторические факты, достопримечательности, которые связаны с ней. Тема была выбрана не случайно – 21 октября 1805 года состоялась битва при Трафальгаре у берегов Испании. В 2025 году отмечается ее 220-летний юбилей.  Британский флот под командованием адмирала Нельсона нанёс тяжёлые потери объединённому французскому и испанскому флоту в Трафальгарском сражении. Британия стала доминирующей морской державой на протяжении большей части XIX века.

Когда Трафальгарскую площадь перестраивали в 1830-х годах, её должны были назвать в честь Вильгельма IV, но архитектор Джордж Ледуэлл Тейлор предложил назвать её в честь победы Нельсона при Трафальгаре.

Участниками интеллектуальной недели стали учащиеся 5-11 классов.

В течение 1 дня на переменах учащиеся разных параллелей классов выполняли задания на отдельных листах, используя знания из разных областей знаний, из разных предметов. Выполнив задание, ребята получали от учителей-предметников составные части-ответы для формирования путеводителя по Трафальгарской площади. В конце дня получились два путеводителя (параллели а и б).

Для того, чтобы ребятам дать возможность не только реализовать образовательное решение посредством STEAM, но и получить дополнительные знания об истории Трафальгарской площади, на листах с заданиями были размещены интересные факты, которые помогли получить более полное представление о самой площади, о тех памятных исторических местах, которые делают ее уникальным местом для туристов.

5 классы – задание из области математики. Развивая  математическое мышление, необходимо рассчитать суммарную высоту памятника (отсчёт от первой ступеньки до шляпы на статуе адмирала) колонны, статуи адмирала Нельсона, находящейся в центре Трафальгарской площади, имея исходные данные. Полученный ответ дети принесли на проверку учителю математики. После этого вырезали фигуру статуи Нельсона и прикрепил на путеводитель.

6 классы – задание из области изобразительного искусства. Дети, используя различные художественно-выразительные средства искусства, изобразили фонтаны Трафальгарской площади в полях на листах с заданиями, раскрасили их. Но первоначально им нужно было, воспользовавшись различными информационными источниками, найти изображение этих двух фонтанов. Листок с выполненным заданием проверяет педагог, изображения фонтанов вырезают и прикрепляет на доску с путеводителем.

7 классы – задание из области географии. Исследуя текст о вокзале Чаринг-Кросс, который расположен на Трафальгарской площади, необходимо, используя логическое мышление, свой личный опыт, научные знания, восстановить  текст пропущенными географическими названиями.  Педагог проверил выполненное задание, затем дети вырезали название вокзала и прикрепили его на путеводитель.

8, 9 классы – задание из области биологии. Здесь ребята работают с научными знаниями. Им нужно было исследовать точную информацию о голубях, изучить данные о них. Исследуя текст, необходимо определить  ошибочные суждения о голубях. Затем в таблице дети обозначили правильные ответы (исправленная информация), после проверки педагогом вырезали две фигурки голубей, которые прикрепили к путеводителю.

10 классы – задание из лингвострановедческой области с использованием мессенджера Сферум. Учащимся нужно было организовать и провести онлайн-голосование в общей группе Сферум на кандидата для установки на четвертый постамент по углам Трафальгарской площади. Кандидатов ребята определяли сами (4 известных личности или объекта), учитывая вклад людей в историю Великобритании, символизм для страны. Онлайн-голосование продолжалось с утра и до 13.00 часов. После этого ребятами был определен победитель, найдено изображение известной личности или объекта, размещено в предложенном поле. После проверки педагогом ребята прикрепили изображение на пустующий постамент на путеводителе. Здесь ребята были вовлечены в исследовательскую и познавательную деятельность (нужно было поработать с источниками, чтобы определить символы Великобритании, применить свои собственные знания), элементарную инженерно-техническую деятельность (спроектировали и создали онлайн-опрос, сформулировав пояснения для участников опроса),  коммуникативную  деятельность  (целенаправленно обменивались информацией между собой, согласовывали и объединяли усилия для достижения общего результата в совместной деятельности).

11 классы – задание из области истории. Здесь ребята использовали научные знания, вспоминали факты о Национальной галерее, использовали различные источники, чтобы подтвердить ответы на вопросы исторической викторины, общались для обмена информацией. После выполнения задания, его проверки педагогом, учащимся нужно было угадать известную картину Ван Гога, выставляемую в Национальной галерее, изобразить ее в квадрате, вырезать и прикрепить его к путеводителям. И тут ребята изображали картину, проявив свое видение, свои творческие способности и художественно-выразительные средства.

Продуктом работы всех классов стали два путеводителя – от двух параллелей. Каждый из них стал уникальным образовательным продуктом, который отразил не только исторические, географический факты самой площади, но и помог ребятам проявить свои креативные способности, сплотил их в процессе коллективной деятельности. И все это было достигнуто, когда учащиеся использовали свои знания из разных предметных областей. Интересно, что каждый путеводитель получился по-своему индивидуальным, сохраняя при этом достоверные данные. Ребята с удивлением обнаружили, что они, применив знания из разных школьных предметов, смогли создать новый и уникальный проект.

По итогу мероприятия грамотами были отмечены те классы из параллелей а и б, которые были наиболее активны, более креативно и творчески подошли к выполнению задания.

Применение STEAM-технологии способствует интеграции дисциплин, развитию комплексных навыков, акцентирует внимание на проектной деятельности, использовании современных технологий. Данная технология ставит перед учителем и учащимися задачи, которые имеют реальное значение, отражают реальные проблемы и вызовы. STEAM стимулирует у будущего поколения интерес к науке, технологиям, искусству, что позволяет создать более интерактивную и привлекательную образовательную среду.

Наконец, STEАM-технологии в обучении имеют потенциал сделать обучение более интересным и привлекательным для учеников, что в свою очередь повышает их мотивацию и эффективность обучения. В целом, интеграция STEАM-технологий в процесс обучения является мощным инструментом для развития учеников и подготовки их к будущему в современном мире, где важными являются как языковые навыки, так и знание науки и технологий. Кроме того, внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только учащегося, но и самого педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по алгебре в 10 классе "Развитие функциональной грамотности через решение задач по математике"

Тема урокаРазвитие функциональной грамотности через решение задач по математикеЦель урокаформирование у учащихся логического мышления,  общих учебных умений и навыков: осмысливать задачу, выдвига...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЕМЫ РАБOТЫ C ТЕКCТOМ НА УРOКАХ ИCТOРИИ И OБЩЕCТВOЗНАНИЯ

Учащийcя, у кoтoрoгo cфoрмирoваны навыки функциoнальнoгo чтения, мoжет «cвoбoднo иcпoльзoвать навыки чтения и пиcьма для пoлучения инфoрмации из текcта — для егo пoнимания, cжатия, преoбра...

Формирование функциональной грамотности через проектно-исследовательскую деятельность в области естественных наук

Функционально грамотный человек – это человек способный использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в разл...

Доклад «Формирование функциональной грамотности через применение разных педагогических технологий и форм работы на уроках технологии»

Предмет “Технология” - особенный. Он формирует у детей широкий кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями, помогает сориентироваться в мире профессий. На уроках техноло...

формирование функциональной грамотности через разные технологии

формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочных мероприятих...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

В современном усложняющемся мире использовать технические навыки чтения или просто уметь читать является недостаточным. Необходимо иметь навыки функционального чтения, т. е. уметь воспринимать текст, ...