ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
статья по английскому языку

Светлана Николаевна Сизонец

Тема функциональной грамотности в последнее время очень актуальна в сфере образования. России нужны люди, которые способны не только учиться, но и применять знания на практике, принимать решения в ситуациях, требующих выбора.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Слайд 2

Тема функциональной грамотности в последнее время очень актуальна в сфере образования. России нужны люди, которые способны не только учиться, но и применять знания на практике, принимать решения в ситуациях, требующих выбора.

Слайд 3

Термин «функциональная грамотность» — это способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В отличие от обычной грамотности, которая включает чтение и письмо, функциональная грамотность охватывает такие навыки, как анализ прочитанного, построение аргументов и решение жизненных задач.

Выделяются следующие направления формирования функциональной грамотности.

  • Глобальные компетенции
  • Естественнонаучная грамотность
  • Креативное мышление
  • Математическая грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Читательская грамотность

Все эти компетенции необходимо развивать у детей комплексно. Достичь функциональной грамотности у учащихся в процессе обучения учитель может различными способами. Однако одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность, вовлеченность учащихся в процесс. Для развития функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку учитель может использовать различные методы: игры, стихи, рифмовки, мультфильмы и фильмы на иностранном языке, упражнения на прослушивание, развитие монологической и диалогической речи, письменная речи, чтения.

Научить читать на иностранном языке означает не только создать предпосылки для расширения и пополнения общего образования, но и дать возможность каждому специалисту своевременно получать информацию, что в современной науке и технике является условием sine qua non (лат. «необходимое условие») [5: 3].

Слайд 4

Важно отметить, что формирование и развитие читательской грамотности является фундаментальным аспектом развития функциональной грамотности у учащихся. Читательская грамотность служит основой для выполнения любых учебных заданий, так как понимание текста предшествует его реализации. Стоит более подробно рассмотреть понятие читательской грамотности.

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни [2: 4].

Можно выделить несколько этапов раскрытия понятия читательской грамотности: чтение, понимание прочитанного, рефлексия и использование информации прочитанного для выполнения заданий различного вида.

В процессе обучения иностранному языку в школе чтение, как и устная речь, выступает в качестве цели и средства: в первом случае учащиеся должны овладеть чтением, как средством получения информации; во втором – пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала [3: 172].

При работе с иноязычными текстами у учащихся формируются и развиваются читательская зоркость, грамотность, умение анализировать информацию, - те же навыки, что и при работе с учебными текстами на родном языке, но отметить особенности также необходимо. Ведь ребенок, работая с текстом, оказывается в другой языковой среде. Помимо таких задач, как понимание текста, ему предстоит сначала решить вопрос с переводом слов на родной язык, понять основную мысль, определиться с формами грамматических времен, чтобы определить, в каком времени ведется повествование.

Слайд 5

Следует выделить несколько типов чтения, которые помогают решать различные коммуникативные задачи:

• Изучающее чтение (intensive reading)

• Просмотровое чтение (skimming)

• Поисковое чтение (scanning).

Рассмотрим все типы чтения при работе с текстами с примерами заданий.

Слайд 6

Изучающее чтение (intensive reading)

Это медленный и скурпулезный тип чтения, который подразумевает умение точно понимать содержание текста и преодолевать трудности с извлечением необходимой информации из текста. Текст понимается полностью и детально: изучаются незнакомые слова и фразы, грамматические конструкции для понимания логических связей в предложении и между частями текста.

Просто прочитать текст и ответить на пару вопросов после него недостаточно. 

До чтения рекомендуется выполнить следующие задания: 

— title

Просим ученика прочитать заголовок текста. По заголовку можно дать возможность определить, о чем пойдет речь, какие вопросы могут быть подняты.

— association

Здесь уместно будет рассмотреть возможные имеющиеся иллюстрации к тексту, фамилию автора текста. Опираясь на личный опыт учащихся, можно выяснить, что, как они предполагают, будет обсуждаться, что они могут припомнить об авторе, какие-то факты из его биографии, другие его произведения и т.д.

При переходе на следующий этап - reading for detail – детальное чтение — необходимо продумать вопросы, для ответа на которые ученик должен глубже вникнуть в содержание текста.

Слайд 7

— subsequence

Учащийся должен расставить в нужном логическом порядке перепутанные части текста.

— correction

При выполнении данного задания учащиеся находят и исправляют смысловые ошибки, допущенные в предложении, взятом из текста.

  • memory

 Учитель выписывает слова, даты, имена, словосочетания из текста и предлагает учащимся вспомнить, к каким фактам они относятся, подтвердив информацией из текста.

При переходе на следующий этап – работе после прочтения текста, задания будут требовать более глубокого понимания текста.

Слайд 8

— retelling

Пересказ текста. Это задание может быть усложнено, если повествование велось от первого лица. Пересказ предлагается подготовить от третьего лица. Можно предложить подготовить пересказ с точки зрения корреспондента, журналиста и т.д.

— discussion

Учащимся предлагается разделиться на две команды. Выбрав ключевую фразу из текста, необходимо высказать все аргументы «за» и «против». Минимум три предложения должны предложить ораторы.

— continuation

Учащимся можно предложить продолжить истории, придумать предполагаемый финал, разные варианты развития событий.

Слайд 9

Просмотровое чтение (skimming)

Учащиеся сканируют текст глазами, не вчитываясь в детали. Цель такого типа чтения — понять общий смысл или найти ответ на заданный краткий вопрос при отсутствии необходимости внимательно вчитываться в текст. Этот тип чтения позволяет быстро понять основную идею текста. Он включает в себя изучение текста путем чтения заголовков и первых предложений абзацев или разделов. При таком чтении нет необходимости акцентировать внимание на деталях, анализировать их. Особое внимание уделяется первому и последнему абзацу (одному или нескольким, в зависимости от размера текста). Середина читается бегло, обращается внимание на ключевые моменты повествования.

Этот тип чтения будет использоваться, когда необходимо будет просмотреть аннотации, примечания к интересующим нас книгам, обзорам к фильмам, чтобы составить мнение – о чем идет речь, представить общую картину прежде, чем начать читать или просматривать.

Предлагается несколько видов заданий:

- correlation

Учащимся можно предложить соотнести иллюстрации с абзацами, которые будут подходить с сюжетной линией текста.

 - main idea

Предлагается, используя 3-4 слова, передать основную идею абзаца.

Слайд 10

- characteristic

Учащимся предлагается охарактеризовать описанное событие, героев текста 2-3 фразами.

- topic

Учащимся может быть предложено обратить внимание на первое и последнее предложения абзаца. Необходимо написать тему абзаца, прочитав только эти предложения.

Слайд 11

Поисковое чтение (scanning)

Этот тип чтения также предполагает от учащегося быстрое сканирование глазами текста в поиске необходимой информации, которая бросается в глаза. Нет необходимости читать текст полностью, нет необходимости углубляться в содержание каждого предложения. Написанное просматривается до тех пор, пока не будет найдена необходимая информация. Заданная информация может быть конкретной или более развёрнутой в виде описания, аргументации, правил. Это может быть дата, понятие, имя собственное и т.д. полностью читать текст нет необходимости.

Этот тип текста будет полезен, если возникнет необходимость работать со справочниками в поисках нужной информации, с книгами, учебными текстами, когда будет нужно найти определенное имя, факт или дату.

Предлагается несколько видов заданий:

- lightning

Учащимся будет предложено найти в тексте даты, имена, цифры, имена собственные (на доске записано количество в каждой категории). Задание выполняется на скорость для мотивации.

- answer

Учащимся будет предложено ответить на вопросы по содержанию текста, найдя в нем подтверждение. Задание выполняется на скорость.

Слайд 12

 - partnership

Работа в парах с заданием «Найди ответ». Паре необходимо найти запрашиваемую информацию, список выдается учителем. Задание выполняется на скорость.

- search

Учащимся необходимо найти в прочитанном тексте глаголы в определенной временной форме, лексические единицы из актуального тематического вокабуляра, имена собственные и т.д.

Особенности учебных текстов

Учитель подбирает для работы тексты различной направленности и тематики, стилистической окраски, лексической насыщенности и т.д. От характера подобранных учебных текстов будет зависеть уровень и качество речевой деятельности учащегося, усвоение предложенного им языкового материала.

 Выбор учителем текста для работы напрямую зависит от возраста учащегося, его готовности воспринять предлагаемую информацию. При отборе иноязычных текстов учителю следует руководствоваться некоторыми критериями:

- текст должен быть интересным, актуальным, соответствовать возрастным особенностям учащихся;

- наличие иллюстраций, схем поможет установлению интереса к содержанию, прочтению;

- объем текста не должен быть больше нормы для определенной возрастной категории;

- наличие в тексте интересных фактов, дат, цитат поможет удержать внимание учащегося, фиксирование внимания на деталях;

- текст должен быть структурирован, поделен на смысловые части, что поможет в дальнейшем воспроизвести прочитанное в соответствии с планом повествования.

Чтение дополнительных текстов на различную тематику дает возможность осуществлять практическую, воспитательную, образовательную и развивающие цели. Уточнение задач, стоящих перед чтением на иностранном языке, представляется совершенно необходимым, так как решать вопрос об эффектной и рациональной системе обучения чтению можно лишь в том случае, когда сформулирована конечная цель, к которой она должна привести [5: 4].  

Немаловажным кажется уточнение некоторых особенностей учебных текстов, которые при всем своем стилевом и объемном разнообразии, структурных отличиях, не теряют своей функциональности. При этом следует соблюдать определенный баланс и обращать внимание на следующие моменты:

  1. Слишком длинные тексты утомляют, а иногда заведомо формируют мысль о невозможности их усвоения.
  2. Только на коротких текстах невозможно формировать многие виды чтения, необходимые для реальной деятельности.
  3. Короткий текст может быть очень информативным, а длинный текст нет.
  4. Объем текста может определяться его форматом. Графики, таблицы, схемы – это тоже тексты, причем очень информативные.
  5. Иногда проще прочесть длинный текст, чем разобраться в схеме, но «проще», не всегда значит «лучше» [4: 149].  

Таким образом, учитель, при всем многообразии учебных текстов для достижения эффективных результатов должен подбирать их таким образом, чтобы достичь именно тех целей, которые ставил перед началом работы. Не всегда просто подобрать текст для обсуждения его на работе. Удачно подобранный текст максимально стимулирует языковую деятельность учащихся, поэтому он должен соответствовать определенным требованиям: он должен нести информацию, должен быть интересен учащимся, должен являться образцом для развития и совершенствования навыков и умений устной и письменной речи, отправной точкой для самостоятельных личностно-ориентированных высказываний [1: 42].  

Можно сказать, что отправной точкой выбора заданий для чтения должны быть поставленные цели, читательские умения, которые развивает или проверяет задание; выбранный текст должен им соответствовать, а критерии оценивания необходимо соотнести с поставленной целью и формируемыми читательскими умениями.

В заключение следует сказать, что развитие читательской грамотности в процессе изучения иностранного языка может быть достигнуто различными способами.

Как показывает опыт, хорошие результаты получаются только в том случае, если работа по решению какой-либо проблемы проводится систематически. Это, конечно, относится и к формированию читательских навыков. Если планомерно и постоянно уделять внимание работе с текстами, то у учащихся постепенно будет формироваться умение читать. Хотелось бы, конечно, чтобы у детей появилась еще и потребность читать. 

Слайд 13

Как говорил великий русский писатель – А.С.Пушкин, «Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное - совершенство».

Слайд 14

Перечисленные виды работы с текстом являются основными, но далеко не единственными. Выбор определенных приемов может зависеть от уровня подготовленности учащихся и их учебной мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление с методической темой «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка как условия повышения качества образования школьника в рамках внедрения ФГОС»

В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентносте...

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Читательская грамотность на уроках английского языка как одно из направлений формирования функциональной грамотности

Тема функциональной грамотности очень актуальна в сфере образования в последнее время. России нужны образованные, предприимчивые люди, которые смогут применять на практике полученные знания, будут спо...

Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка

Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом.        И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполн...

«Формирование читательской грамотности на уроках английского языка, как одного из видов мягких гибких навыков будущего»

Современное развивающееся общество предъявляет высокие требования к специалистам. На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знани...