РОЛЬ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
статья по английскому языку
Данная статья посвящена определению роли речевой креативности при обучении иностранному языку, а также рассматривает ряд способов работы над речевым творчеством учащихся, с помощью заданий, задействующих проблемное и критическое мышление учащихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
К.А. Маврычева
НГПУ им. К. Минина, г. Нижний Новгород
РОЛЬ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация: Данная статья посвящена определению роли речевой креативности при обучении иностранному языку, а также рассматривает ряд способов работы над речевым творчеством учащихся, с помощью заданий, задействующих проблемное и критическое мышление учащихся.
Abstract: This article deals with the importance of speech creativity development in the EFL classroom. Moreover, it explores some of the ways of contributing to students’ speech creativity through Problem Based Learning and Critical Thinking.
Ключевые слова: речевая креативность, речевое творчество, проблемное обучение, критическое мышление
Key words: speech creativity, linguo creativity, Problem Based Learning, critical thinking.
Согласно современной гуманистической парадигме образования, провозглашающей личность ученика центром образовательного процесса, достаточное внимание должно уделяться не только когнитивному и интеллектуальному развитию ребёнка, но и развитию его личностных, творческих качеств. Необходимость развития индивидуальности личности ребёнка декларируется в Конвенции о правах ребёнка.
Преподаватели, уделяющие большое внимание развитию речевого творчества замечают, что развитие творческого воображения способствует тренировке внимания к английской речи, ее звуковому звучанию, мелодике, рифме и интонационному рисунку, обогащает словарный запас учащихся.
Исходя из целей и задач обучения иностранному языку (формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;), продиктованных ФГОС [3], использование заданий творческого типа незаменимо, так как они дают возможность создания современных, проблемных и живых речевых ситуаций на уроках иностранного языка, которые незаменимы в процессе создания иноязычной речевой компетенции. Более того, в современной концепции образования термин «творчество» рассматривается, как компетенция – средство, через которое возможно удовлетворить потребность в нестандартном решении задач.
Было бы ошибочным полагать, что речевое творчество ограничивается способностью к написанию поэзии и не играет значимой роли в повседневной коммуникации. Каталин Серенчи (Katalin Szerencsi) говорит о том, что понятие лингвокреативности связано не только с высоко-художественным владением языком, но без речевого творчества становится невозможным понимание таких средств выразительности, как каламбур, метафора, ирония, сарказм, сравнение, которые зачастую употребляются при повседневном общении.[4] Шамов А.Н. также считает, что речевое творчество – часто встречающееся явление, к помощи которого неизбежно прибегают для обозначения новых понятий или отношений между ними: создаются новые слова, комбинации слов или их элементов. [2] Даже подбор слов является своего рода проявлением речевой креативности.
Творческий подход к преподаванию иностранного языка, может решить проблему бесцельного изучения иностранного языка, «изучения ради изучения», так как в процессе решения творческих задач обучаемые неизбежно вступают в коммуникацию, язык начинает исполнять свою основную функцию – выступать в роли средства общения, а не цели обучения .
Одними из методов развития креативности на уроках английского языка могут являться задания, стимулирующие проблемное и критическое мышление учащихся.
Критическое мышление – это способность мыслить нестандартно, задавать вопросы, сомневаться и проверять полученные факты. Результатами же данного творческого процесса могут стать, как формирование независимой точки зрения так и нетривиальное решение глобальных проблем. Развитие навыка критического мышления необходимо также и при проблемном обучении. По определению Селевко Г.К. проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (СУД) [2].
Данные концепции лежат в основе личностно-ориентированного подхода к образованию. Кроме того, задания данных типов помогают решить следующие задачи:
А) Использование нешаблонной речи
В) Дополнительная мотивация, вдохновение, вызов (приходят с осознанием важности и ценности твоего решения поставленной задачи, или возможности отразить собственную индивидуальность);
Г) Формирование адекватной самооценки – обучающиеся видят результаты своего труда и осознают, на что они способны;
Д) Живое общение и сотрудничество;
Е) Вносят разнообразие в учебную деятельность; взаимообогащение идеями
Может показаться, что применение данных технологий на уроках английского языка, а тем более, при работе над грамматической стороной речи, является сложной задачей. Нам бы хотелось привести примеры упражнений, доказывающих, что даже при обучении грамматике есть место творчеству.
Во время преподавания английского языка в 8 классе, одной из наиболее сложных для понимания учениками тем оказалось усвоение разницы употребления The Past Simple Tense (простого прошедшего) и The Past Continuous Tense (прошедшего длительного времени) в одном предложении. Так как навыки употребления данных времён у учеников уже сформированы, последующую работу по усвоению материала можно построить следующим образом.
- Объявление проблемного задания ученикам
Разница употребления The Past Simple and The Past Continuous Tenses. Правила образования данных времен, условия использования, случаи – исключения из правил.
- Объяснение последующей схемы работы над новым материалом (количество времени, отведённое на каждый из этапов работы; результат работы и в каком виде он должен быть представлен - например, объяснение материала классу; огласить критерии оценивания результатов работы учащихся)
- Совместная активация уже имеющихся знаний (в виде мозгового штурма, «карты мыслей» )
- Работа в группах (разделить класс на 2-3 группы; ученики проводят детальное обсуждение в группах, учитель выполняет координирующую роль; распределение обязанностей между членами группы; поиск вспомогательных ресурсов -данный этап может быть дан в качестве домашнего задания; организация информации в единую систему; подготовка раздаточного или наглядного материала)
5. Презентация результатов исследования перед учителем и классом
6. Взаимное оценивание и обсуждение итогов работы команд
Рассматривая приведённую нами методику с целью выявления её соответствия требованиям подачи информации в рамках проблемного обучения, мы приходим к следующим выводам:
- Постановка вопроса данным способом наиболее вероятно вызовет интерес учащихся, в отличии от преподавания традиционными методами.
- Способ подачи материала позволяет учащимся выбрать собственный подход к решению проблемы, составить личный, наиболее удобный план работы;
- Несмотря на то, что употребление какого-либо грамматического времени в английском языке строго регламентируется существующими правилами, мы склонны полагать, что данная проблема может быть названа открытой, так как объём существующей информации по данному вопросу (слова-исключения, ситуации-исключения, разнообразие сфер употребления) неограничен. К тому же, данная проблема не может быть решена лишь посредством активизации ранее изученных знаний, так как является довольно cложной и неодназначной;
- обучение в данном ключе ориентировано на ученика (личностный подход), так как позволяет каждому учащемуся выбрать роль в группе в соответствии со своими способностями и желаниями;
- роль учителя – координирующая
- Данное задание провоцируют интерес учеников и побуждают задавать вопросы, так как помимо ранее знакомых сфер употребления данных времен, ребятам предстоит самостоятельно познакомиться с исключениями из правил, подумать, в каких ещё ситуациях данные времена могут встречаться;
- Как видно из плана работы, данное задание выполняется в группах, следовательно, стимулирует процесс обмена информации между участниками, учит работать в команде;
Для осуществления контроля и наибольшей результативности обучения по данному методу, можно добавить к одному из этапов работы самостоятельную разработку упражнений учащимися разных групп.
Список использованной литературы:
- Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005 – С.816
- Шамов, А.Н. Языковое сознание в овладении лексической стороной иноязычной речи: Монография / А.Н. Шамов. – Н.Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2014 – С. 59-60
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938
- Szerencsi, K. The Need for Linguistic Creativity in Foreign Language Classroom Discourse // The First International Conference on Discourse, Culture and Representation, At Sapienta University, Humanities Department.: Romania: Acta Universitatis Sapientiae – 2010 – p. 286-298
- Creativity in the language classroom [Электрон. ресурс] // The BBC and the British Council, Teaching English. – 2008 – Режим доступа:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНО-РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ
Эта методическая разработка показывает необходимость развития навыков говорения у школьников...

Развитие речевой компетенции на уроках английского языка.
Развитие речевой компетенции на уроках английского языка.Кожухарь Т.А. (МБОУ СОШ №5 пос. Октябрьский Красноармейский район Краснодарский край) В последние годы в работе учителей английского языка...

«РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ИНТУИЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ДОКЛАДна тему:«РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ИНТУИЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»»...
Конспект урока по использованию индивидуально-групповой работы для развития речевых навыков на уроках английского языка с опорой на презентацию и личный опыт.
Технология индивидуально-групповой работы для развития речевых навыков позволяет плавно и настойчиво вовлечь в работу на уроке всех учащихся, учитывая их возможности....

Развитие речевой компетенции на уроках английского языка
How to make students speak fluent English...
Развитие речевых компетенций на уроке английского языка
В данной статье представленны речевые задания для уроков английского языка, которые развивают речевые компетенции учащихся. Задания взяты с англоязычных сайтов и привносят в школьную рутину атмосферу ...

Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках английского языка в средней школе
Чтение - одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека. В процессе обучения английскому языку в 5-7 классах учащиеся развивают умения и навыки в чтении, ...
