Развитие речевой компетенции на уроках английского языка.
статья по английскому языку на тему

Кожухарь Татьяна Александровна

Развитие речевой компетенции на уроках английского языка.

Кожухарь Т.А. (МБОУ СОШ №5 пос. Октябрьский Красноармейский район Краснодарский край)

 

В последние годы в работе учителей английского языка произошли положительные изменения: появилась свобода   выбора программ, учебников, методик, дифференциация по интересам и уровню развития учащихся, наличие профильных классов, раннее обучение иностранному языку, внедрение ИКТ и ЦОР в образовательный процесс. При всем положительном, что происходит в современном образовательном пространстве ,определенных личных успехах настораживало ,что ученики хорошо справлялись с упражнениями репродуктивного характера ,но, к сожалению ,затруднялись в выполнении творческих заданий; испытывали смущение, высказывая свое мнение, не всегда умели аргументировать выбор того или иного способа выполнения задания, защитить свою точку зрения ;соотнести полученные на уроке знания с практикой .Проработав в сельской общеобразовательной школе определенное количество  лет, я все чаще задавала себе вопрос: «А правильно ли я учу? «Остро возникла необходимость отказа от привычных методов работы и поиска новых. Изменения в итоговой аттестации учащихся по английскому языку сделали  актуальным решение данной задачи. Поскольку в ЕГЭ большая роль отводится контролю продуктивных умений и навыков, владению такими видами речевой деятельности, как письмо и говорение, возникла необходимость ориентировать обучение на формирование реальной  коммуникативной компетенции. Упражнения и навык - это лишь первый этап на пути формирования продуктивных умений. Только учащийся имеющий достаточный уровень коммуникативной компетенции, может успешно справиться с ЕГЭ по английскому языку.

В предлагаемой статье понятие коммуникативной (речевой ) компетенции понимается как « знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих собственных программ речевого поведения ,адекватного целям ,сферам ,ситуациям». Таким образом, речевая компетенция рассматривается как результат обучения, достижение, естественно полагая , что при одинаковом уровне достижений могут быть задействованы различные комплексы способностей, что высокую продуктивность в иноязычно-речевой деятельности могут демонстрировать учащиеся с различными типами способностей.  Успешность достижения данного результата зависит от применяемых методик и стилей овладения иностранным языком, использования жизненного и ассоциативного опыта, грамотной мотивации учащихся.

Данный подход предполагает, что в центре обучения стоит ученик, как активный творческий субъект учебной деятельности, управляемой учителем. Тем более, что иностранному языку нельзя научить, ему можно только научиться. А накопленный багаж знаний умений и навыков может оказаться ненужным, если ученик не умеет воспользоваться им. Известный психолог К.Н.Боуви по этому поводу сказа: « Немногие умы гибнут от износа,  по большей части они ржавеют от неупотребления». Изучив разнообразную методическую и психологическую литературу по данному вопросу, я остановила свой выбор на механизме  развития речевой компетенции учащихся. Речевое умение как способность управлять речевой деятельностью нужно планомерно и целесообразно развивать по всем параметрам учебного процесса. Это умение основывается на навыках – лексических, грамматических и произносительных. В процессе осуществления речевой коммуникации все эти навыки слиты воедино, но такая неразрывность возникает не сразу. Для ее достижения необходимо, какую - то из сторон попеременно выдвигать на первый  план и овладевать ею. Появление умения при овладении определенной дозой речевого материала возможно при наличии трех этапов работы над материалом:

·        Этап формирования речевых навыков

·        Этап совершенствования речевых навыков

·        Этап развития речевого умения

Общее умение говорить формируется постепенно из способностей владения отдельными дозами речевого материала, когда учащийся доводит до уровня умения владение каждой дозой речевого материала. Эти три этапа работы периодически повторяются на протяжении всего курса обучения. Через эти этапы каждый раз проходит определенная доза речевого материала.

Если первые два этапа овладения речевыми умениями находятся под пристальным вниманием, то этапу развития речевого умения учителя выделяют неоправданно мало учебного времени, что обусловлено многими факторами.

Особенностью данного этапа является неподготовлено, мотивированное выражение мыслей, новизна ситуаций общения, увязывание проблемы данного цикла с другими ,  усложнение речемыслительных  задач, отсутствие вербальных опор. На данном этапе работа основывается на применении речевых упражнений. Такие упражнения могут являться адекватным средством развития речевой компетенции, а это не только способность управлять речью, но и средство которым невозможно маневрировать, решать необходимые, промежуточные задачи развития умения. На данном этапе развития речевой компетенции необходимо учитывать основные факторы речевого упражнения, такие как установка, опора и время.

Под установкой понимается задание, которое определяет содержание рече­вой деятельности.

Важным средством организации таких речевых упражнений являются опоры. На этапе развития речевого умения не может быть неопосредованной подсказки речевого материала, нужна опосредованная подсказка, которая позволяет управлять высказыванием ,но постепенно убывает по мере развития умения и исчезает на последней его стадии .Различаются содержательные и смысловые опоры .Содержательные подразделяются на словесные (микротекст, текст, план, ЛСС) и изобразительные(рисунки, фото, картинки ).Смысловые в свою очередь подразделяются на вербальные (слова, лозунги ,афоризмы ,поговорки) и изобразительные (плакат, карикатура, символик , схемы, таблицы ,цифры)

Опоры сообщают определенную информацию и являются толчком к размышлению. Фактор времени в речевых упражнениях выступает в трех видах : неограниченное время, ограниченное время и отсутствие времени.

Все три фактора организации речевого упражнения – установка, опора  и время – являются средствами управления говорением при его осуществле­нии. Деятельность учителя на этом этапе должна учитывать следующие особенности: главной задачей при работе по развитию речевой компетен­ции является освоение экспромтного обмена репликами различных комму­никативных типов, необходимо  развивать у  учащихся способность логично и последовательно организовывать законченное сообщение и осваивать дополнительную лексику. Подбор опор используемых в работе должен быть осмысленным не только с точки зрения учителя, но быть интересным и учащимся.

Таким образом, на первый план выдвигается необходимость особого внимания учителя на уроке английского языка этапу развития речевого умения. Исходным моментом применяемых методик является установка  достижение необходимого уровня речевой компетенции возможно лишь при условии рациональной организации учебного процесса, активном использовании жизненного и ассоциативного опыта учащихся, индивидуализации и дифференциации обучения. Обязательным условием является также применение современных методов обучения, таких как  метод личностно-ориентированного обучения, метод проектов,  кейс - метод, использование новых информационных технологий.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_k_pismu_shag_za_shagom.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Красноармейский район п.Октябрьский

        

 

Авторская программа

курса по английскому языку

«К письму шаг за шагом»

Учитель английского языка МБОУ СОШ №5 КожухарьТ.А..

                                                                   

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственный образовательный стандарт в число целей обучения иностранному языку включает формирование у учащихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом обучения, познания и творчества.

     Данная программа авторского курса сориентирована на государственную примерную программу «Английский язык» Москва ООО Издательство «Астрель»2004год,и является дополнением к учебному комплексу для учащихся 10-х классов в рамках базового курса английского языка. Знания, умения, навыки и способы деятельности, сформированные у школьников при изучении данного курса, будут востребованы не только в школе, но и в выбранной ими профессии.

  Данный курс является развивающе-компенсирующим. С помощью данного курса учащиеся научатся совершенствовать свои навыки в написании официальных и неофициальных писем.

   Курс предполагает большое количество тренировочных упражнений, направленных на отработку формата экзаменационных заданий. Кроме того, упражнения направлены на анализ типов письменных работ, а также на включение материала личного характера, то есть создание условно-самостоятельных произведений.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДАННОГО КУРСА

1. Дать понимание правильного оформления письма.

2. Тренировать умения и навыки общения в письменной форме.

3. Развивать творческие способности учеников, позволяющие им реализовать свои интересы, выходящие за рамки содержания школьного образования.

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ: Творческие работы (письмо личного характера, деловое письмо,

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема

Количество часов

1

Введение в курс

1

2

Типы писем

1

3

Личное письмо.

7

4

Деловое письмо

4

5

Практические работы

2

6

Выполнение зачетной работы

1

7

Выставка работ

1

8

Итого

17часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

17 часов

урока

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

1.

Введение в курс. Характеристика  заданий ЕГЭ раздела «Письмо». Требования к нему

2.

Различные типы писем

3.

Личное письмо. Характер лексики неофициального письма. Правила оформления.

4.

Начало и окончание личного письма.

5.

Включение и проверка полноты  заданной информации в письмо

5.

Использование связующих слов и выражений в письме. Орфография.

6.

Подбор необходимой аргументации в письме. Расширение ответа

7.

Использование связующих слов и выражений в письме. Орфография.

8.

Образцы писем личного характера. Соблюдение требований к написанию письма

9.

 Схема оценивания личного письма

10.

Практическая работа 1

11.

Деловое письмо Характерные черты официального письма. Правила оформления.

12

Анализ образцов делового письма

13

Деловое письмо. Реакция на рекламное объявление.

14.

Письмо –запрос

15

Практическая работа 2

16

Выполнение зачетных работ

17.

Выставка творческих работ .Зачет.

                     Список используемой литературы.

1. Английский язык в школе. 2 (14) 2006. Издательство “Титул”.

                    2.Е.С.Музланова  Английский язык:Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Письмо»М.:Астрель ,2010

3. “Opportunities”. Test book. “Longman”, 2006.

4. Н.И.Кузеванова  ,Л.В.Талзи.  EXAM DRIVE. Учебное пособие для подготовки к единому государственному экзамену по английскому языку. Издательство «ТИТУЛ»,2003.

5.STATE EXAM MAXIMISER.Английский язык .Подготовка к экзаменам. Pearson Education2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через создание ситуаций речевого общения

В современной массовой школе существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми новыми стандартами к решению проблем развития коммуникативной компетенции учащихс...

Как формировать и развивать речевые компетенции на уроках английского языка

Основной  целью предмета «иностранный язык»является формирование коммуникативной компетенции, что в свою очередь невозможно без овладения речевыми компетенциями. В данной статье рассматривается в...

Конспект урока по использованию индивидуально-групповой работы для развития речевых навыков на уроках английского языка с опорой на презентацию и личный опыт.

Технология индивидуально-групповой работы для развития речевых навыков позволяет плавно и настойчиво вовлечь в работу на уроке всех учащихся, учитывая их возможности....

Развитие речевых компетенций на уроке английского языка

В данной статье представленны речевые задания для уроков английского языка, которые развивают речевые компетенции учащихся. Задания взяты с англоязычных сайтов и привносят в школьную рутину атмосферу ...

Развитие речевой компетенции при обучении английскому языку посредством драматизации.

В методической разработке содержится анализ научно-методической литературы по данной проблеме, рекомендации по развитию речевой компетенции обучающихся посредством драматизации в урочной и внеурочной ...