Мотивации к изучению китайского языка учеников школьного младшего возраста
статья

Абрамова Юлия Константиновна

Представим, что мотивация – некое топливо, которое попадает в бак. Расход его зависит от сложности пути и интенсивности работы двигателя, то есть от самого процесса достижения цели. Обучая детей иностранному языку, необходимо  понимать, что, в отличие от взрослого, ребенок не видит цели и не понимает, зачем он делает это, он не настроен на результат.  Детям больше понятен и приятен сам процесс. Следуя этому, школьников, особенно учеников начальной школы, легче мотивировать самим процессом.

Какие технологии мотивации учеников начальной школы были использованы нами в практике преподавания китайского языка и оказались эффективными.

  1. Ситуация успеха. Начиная изучать китайский язык в первом классе, ученики находятся и в состоянии шока, и в состоянии восторга одновременно. Необходимо учитывать, что еще вчера они были воспитанниками детского сада и теперь у них проходит адаптация к новому месту, новому окружению, новым правилам, новому статусу. Поэтому первостепенная цель учителя – заинтересовать учеников китайским языком и Китаем как таковым, дать возможность понять, что из себя представляет китайский язык, привыкнуть к нему, ну и, конечно, начать изучение китайских слов, словосочетаний, коротких предложений. Все вышеперечисленное обязательное должно проходить в ситуациях успеха.
  2. Учебная дискуссия. Вовлечение в учебный процесс путем задавания наводящих вопросов. Активное и оживлённое обсуждение темы создает приятный эмоциональный фон и вызывает повышенный интерес к теме, кроме того, ученик хорошо и ясно запоминает содержание урока. Начать учебную дискуссию можно, провоцируя учеников заведомо неправильным вопросом или утверждением. Например: каждое занятие начинается с приветствия «大家好, 请坐»,  но сегодня учитель перед началом урока сказал «大熊猫,请坐». Так начался урок на тему «Животные». Наиболее внимательные дети обязательно заинтересуются и удивятся, менее внимательные будут следующий раз прислушиваться. А дальнейшая дискуссия с объяснением приведет к необходимому эффекту.
  3. Познавательные игры. Невозможно переоценить важность игры. Самое большое преимущество данного метода мотивации в том, что он является отдыхом и развлечением, и приводит к обогащению знаниями более легким и интересным способом. По характеру познавательные игры могут быть разными. Как показывает наша практика, для учеников начальной школы при изучении китайского языка наиболее подходящими играми являются познавательные ролевые игры, сюжетные, соревновательные. Особое место хотелось бы отвести играм с карточками, одна из самых популярных игр среди учеников начальной школы – «найди пару». Условия этой игры просты: ученики делятся на 2 команды, перед ними лежат карточки и поля с буквенными (а, б, в, г…) и числовыми (1,2,3,4…) обозначениями. Каждый участник называет по очереди 2 сочетания буквы и цифры, открывая тем самым картинку с иероглифом, дальше он должен назвать его по-китайски и перевести. Когда уже некоторое количество карточек открыто, ученики могут находить пары иероглифов, но обязательно называя их по-китайски и переводя на русский язык, только в этом случае будут зачитаны баллы команде.
  4. Учебные фильмы и песни. Как достичь успеха в обучение детей с разными каналами восприятия? Мотивировать к изучению китайского языка аудиалов и визуалов очень легко при использовании видеофильмов и песен на китайском языке. Но, работая с данной технологией мотивации, нужно очень внимательно относиться к следующим моментам. Во-первых, ученики должны быть подготовлены к содержанию видеофильма. Стоит рассказать, о чем он будет, или сделать связанное с содержанием вступление, так дети смогут легче понять содержание видео и усвоить тему занятия. Во-вторых, следует останавливать видео, комментировать происходящее и повторять короткие фразы. В-третьих, если видео связанно с пройденной темой, его можно просматривать без остановки видеоряда.  Песни на китайском языке мы выбираем мелодичные и простые, связанные с темами, предусмотренными в нашей учебной программе. При разучивание слов новой песни нужно разобрать содержание и по фразам, и по словам в отдельности, это поможет расширить лексическую базу. Учитывая специфику китайского языка, изученные песни не улучшают произношение слогов в нужной тональности, но способствуют отработке произношения отдельных звуков.
  5. Творческие задания. Дети не видят цели, детям важен процесс, детям хочется заниматься тем, что им интересно.  А многим интересно рисовать, лепить, сочинять и т.д. Так почему бы не дать ученикам возможность не только изучать иностранный язык, но и проявить себя, показать свои творческие способности, получить удовольствие от процесса? Изучив слова, называющие членов семьи, мы часто просим детей в качестве домашнего задания сочинить рассказ, где герой рассказывает о своей семье, но все известные нам слова необходимо произносить на китайском языке. Например: «我家очень большая. Мы живем в красивом доме.妈妈каждый день готовит завтрак, а 爸爸 отвозит меня и 姐姐 в школу ».
  6. Соревновательная составляющая. Игровое соперничество дает возможность показать себя с лучшей стороны в форме, отличной от урока. Вовлечь в соревнование на уроке можно при помощи награды, которая играет большую роль в данной технологии мотивации. Однако не стоит выделять только одного или нескольких учеников, чтобы не разрушить создаваемую ситуацию успеха. На примере 1 класса можем рассмотреть игровое соперничество, которое учитель начинает в начале каждой четверти, а итоги подводит в конце. За каждое верно выполненное задание ученики, вместо привычных для нас отметок, получают красивые наклейки. В конце учебного года учитель подсчитывает общее кол-во наклеек у каждого ученика. Победители получают награду, но ни один ученик не остается без подарка, ведь в течение года у них была возможность исправить задание и сдать его учителю.

Набор мотивационных технологий можно продолжать, но я говорю только о тех, которые показали в процессе использования высокую эффективность. Так, например, познавательная игра, использование учебных видео и песен в совокупности дают 95% эффективности уже через 2-3 месяца применения, что видно по заинтересованности класса, дисциплинарным моментам и повышению успеваемости. Творческие задания повышают эффективность изучения китайского языка и интереса учеников к учебному процессу на 10% при условии использования технологии раз в 2-3 недели. В целом же, используя пятилетний опыт нашей работы, можно вывести несколько правил использования мотивационных технологий. Во-первых, выбор технологии зависит от возраста и психологической адаптированности учеников. Учителю необходимо анализировать каждую группу индивидуально, чтобы подобрать наиболее эффективную группу технологий. Во-вторых, ни один урок не должен обходиться без мотивационных технологий, потому как скука – главный враг успеха обучения, и технологии должны применяться в комплексе. И, в-третьих, мотивационные технологии по преимуществу должны быть практикоориентированы, направлены на самостоятельное познание, только тогда они будут действительно эффективны, ибо, как гласит китайская пословица, «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму». 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Все берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляетс...

Формирование мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста с целью повышения качества обучения

Формирование мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста с целью повышения качества обученияС 2006 года я преподаю английский язык в МАОУ «Лицей №78 им. А.С.Пушкин...

Исследование на тему "Проектная деятельность, как средство повышения мотивации к изучению английского языка в младших классах."

исследование, как работать по методу "проектов" на уроках английского языка  в младших классах....

Использование бумажных интерактивных книг на уроках английского языка, как игровой составляющей процесса обучения для повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников.

Современный социум, взрослые, подростки и даже дети отличается от предшествующих поколений восприятием окружающей действительности, которая также претерпела свои изменения в результате электронизации ...

Использование бумажных интерактивных книг на уроках английского языка, как игровой составляющей процесса обучения для повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников.

Современный социум, взрослые, подростки и даже дети отличается от предшествующих поколений восприятием окружающей действительности, которая также претерпела свои изменения в результате электронизации ...

«Лингвострановедческий материал как средство повышения мотивации к изучению китайского языка»

laquo;Лингвострановедческий материал как средство повышения мотивации к изучению китайского языка»...