Повторение. Фонетика. Графика. Орфоэпия.
презентация к уроку (9 класс)

Лебедева Юлия Борисовна

9 класс. Повторение. Фонетика. Графика. Орфография.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонетика. Графика. Орфоэпия Фонетический анализ слова

Слайд 2

Запишите высказывание К.Паустовского . Вставьте буквы и знаки препинания. Слова то ш… лестят как трава то б… рмочут как родники то пер… свистываются как птицы то п… званивают как первый лед.

Слайд 3

Проверяем Слова то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то перезваниваются, как первый лед.

Слайд 4

В название какого раздела науки о языке входит часть слов телефон, магнитофон, микрофон? Фонетика

Слайд 5

Что изучает фонетика? Звуки речи

Слайд 6

Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий. Гласные звуки

Слайд 7

При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия. Согласные звуки

Слайд 8

Сколько гласных звуков в русском языке? Гласных звуков шесть: [ и], [ы], [у], [э], [о], [а].

Слайд 9

Гласные делятся на …. Ударные Безударные

Слайд 10

Сколько согласных звуков в русском языке ? 36

Слайд 11

Согласные звуки делятся на… Глухие Звонкие

Слайд 14

Какие буквы называют йотированными?

Слайд 15

Потренируемся

Слайд 16

Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов? Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель

Слайд 17

Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов . Лён, лей, люк, ток, шёл, шей ноль ель куль кот ложь ешь

Слайд 18

Фонетические процессы В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков называются фонетическими процессами. Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками. 1. Оглушение звонких парных на конце слова : Род [ рот ], флаг [ флак ]. 2 . Оглушение звонких парных перед глухими : Селедка [ селетка ], в траву [ фтраву ]. 3. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [ в ], [ в` ]: Косьба [ каз`ба ], к дереву [ гд`эр`иву ]. 4. Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произношения. НАПРИМЕР, в слове легкий вместо звуков [ гк ` ] произносим сочетание [ хк ` ], что облегчает произношение слова. 5. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится: снт – [ сн ]: устный – у[ сн ] ый ; здн – [ зн ]: поздний – по[ зн ] ий ; лнц – [ нц ]: солнце – со[ нц ]е; рдц – [ рц ]: сердце – се[ рц ]е.

Слайд 19

Задание. Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах? Забасто в ка, с даться, о т дома, любо в ь, ч то, ука з ка, чес т ный, сч астливый, ря б ь, моро з , ра сч ет, к берегу.

Слайд 20

Орфоэпия — наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения , их обоснованием и установлением. звОнит // звонИт

Слайд 21

Произношение сочетаний ЧН, ЧТ В современном языке слова с сочетанием ЧН можно разделить на три группы: 1. те, в который чт произносится как [ шн ]: конечно, скучно, яичница, двоечник, прачечная, девичник , а также женские отчества на – чна : Ильинична, Кузьминична и др. 2. те, в который чн произносится как [ ч’н ]: точно, удачный, маскировочный и др. 3. те, в которых оба варианта считаются нормативными: подсвечник, булочная, горничная, порядочный и др.

Слайд 22

Упражнение. Прочитайте данные слова обращая внимание на произношение ЧН . Потому что, Кузьминична, табачный, молочный, нечто, булочная, девичник, очечник, нарочно, яичница, шуточный, троечник, Фоминична, подсолнечник, бесконечный, двоечник, скучно, конечный.

Слайд 23

Произношение согласных перед Е в заимствованных словах Сравните: Тень, дерево, песок, месяц, век, мелочь, академия, бассейн. Бизнес, Шопен, безе, мате, латте , рейтинг.

Слайд 24

Ударение В русском языке ударение свободное. Роль ударения: Различает разные слова ( мУка – мукА ) Различает некоторые формы разных слов ( ношУ – нОшу , крУжки – кружкИ ) различает формы одного слова ( снЕга – снегА )

Слайд 25

План фонетического разбора 1 Орфографическая запись слова. 2 Деление слова на слоги и место ударения. 3 Фонетическая транскрипция слова. 4 Характеристика всех звуков по порядку: а) согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен; б) гласный: ударный – безударный. 5 Количество звуков и букв .

Слайд 26

Сделайте фонетический анализ слов З асеять, настроение, праобраз , вправо, скучные, ёжиться.

Слайд 27

Домашнее задание Фонетический разбор слов: сеять, яичница, ложь. Выписать все формы указанных глаголов прошедшего времени ( м.р , ж.р ., ср. р.) и расставить в них ударение: Начать, брать, сеять, класть, винить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 кл : "Повторение и обобщение раздела "Фонетика. Графика. Орфоэпия"

Данная разработка урока предназначена для повторения раздела "Фонетика. Графика. Орфография". Этот урок  в сильных классах расссчитан на 1 час,  в слабых - на 2 часа....

Презентация "Повторение изученного в разделе"Фонетика. Графика. Орфоэпия." "

Эта презентация к уроку обобщения и систематизации знаний по теме"Фонетика. Графика. Орфоэпия"....

Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

Цель урока: обобщить знания учащихся 10 класса по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Повторение фонетики, графики, орфоэпии"

материал презентации содержит материал для повторения фонетики, графики и орфоэпии....

Повторение. Фонетика. Графика. Орфоэпия.

9 класс. Повторение. Фонетика. Графика. Орфоэпия....

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии

Изучение и закрепление материала по теме фонетика, графика, орфоэпия, орфография...