Традиции и инновации в методике обучения и воспитания в преподавании тувинской литературы.
опыты и эксперименты (8 класс)

Урана Диин-ооловна Метке

Через  тувинские народные традиции , передаваемые из поколения в    поколение  мы – потомки     и духовные наследники людей, заложившие их основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_i_innovatsii.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  Хор-Тайгинская   СОШ

Сут-Хольского кожууна

Республики  Тыва

        

Традиции и инновации в методике обучения и воспитания в преподавании тувинской литературы.

Метке  Урана  Диин-ооловна

                учитель  родного  языка  и  литературы

высшая категория

2023ч

Актуальность моей темы:

1.Через  тувинские народные традиции , передаваемые из поколения в    поколение  мы – потомки     и духовные наследники людей, заложившие их основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать.

   

Цели и   задачи:

-помочь   ребенку  вспомнить  свою  национальную и  родовую  память;

-уважительно  относиться к  своим  древним  обычаям;

          - повышение  интереса и активизации учащихся  при  использовании  

           электронных учебников  на  уроках  тувинской литературы.

Методы исследования: поисковый

 

Содержание.

1.Введение.

2.Тувинские народные традиции-шагаа,оваа дагыыры,кара суг дагыыры.

3.Тувинские народные игры шагаа.

4.Применение электронных учебников в преподавании тувинской литературы.

5.Вывод.

6.Использованная литература.

Приобщение детей к  тувинским  традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа .

В младшем и старшем  школьном возрасте детей продолжают знакомить с традициями русского и тувинского  народа, но ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского и тувинского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды  традиции. Знакомя детей с  народными традициями ,поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского и тувинского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, традиции  является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем и старшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Если продолжать знакомить ребенка в школе с русскими тувинским  народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что "воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ". И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. Исследователи народной педагогике Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга. Учёные Волков Г.Н., Измайлов А.Э., Виноградов Г.С., Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. и др. выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственные качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности. Через народные традиции  ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя. Народные  традиции – это прекрасный материал для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня

Слово « традиция» ( от  латинского-  передача) означает  исторически  сложившиеся  и     передаваемые  из  поколения   в  поколение   обычаи, порядки, правила  поведения.

          Традиция  охватывает   объекты   социального  наследия (материальные  и  духовные  ценности),  процесс  социального  наследия, его  способы. В  качестве  традиции  выступают   определенные   общественные  установки, нормы  поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники  и  т.д.  Народные  традиции  способствуют    выработке   мировоззрения,  предполагающего  как  усвоение   опыта  старших  поколений, так  и  превращение  его  в  руководство   практической  деятельностью.

          Тувинские  народные  традиции- одна  из  составных   частей  культурного  наследия  тувинского  народа. Тувинские  народные  традиции  открывают  огромные   возможности  для  детей, давая  им  знания  и  опыт  организации  и  саморегуляции  своей  деятельности. Они  помогают   выработать  способность   управлять  собственными   действиями, переживаниями и  состояниями,  поступками  в  соответствии  с  интересами  других  людей, требованиями  общественного  долга. К  народным  традициям  относятся  праздники,  обряды, обычаи, игры. В  качестве  основных   средств  воспитания  народная  педагогика  использует  все  компоненты  народной  культуры.  Именно  они  раскрывают  содержание  воспитания  и  обучения  детей, нравственные  правила  и  идеалы, понимание  добра  и  зла, нормы  общения  и  человеческих  отношений; отражают   мировоззрение  человека   через  мифологию, религию, предания  и  поверья; описывают  историю  народа  в  виде  эпоса, летописей  и  устного  творчества. Глубокая  народная  мудрость, оттачиваясь  веками, сконцентрировалась  в  произведениях  тувинского  фольклора, это  область  устного  народного  творчества  представляет  собой  одной  из  важнейших  средств  народной  педагогики. С  первых  дней  жизни  ребенок  оказывался  во  власти  слова  и  музыки. Колыбельные  песни, потешки  настраивали  его  на  гармоничный, музыкально- поэтический  лад. Подрастая, дети  погружались  в  мир  народных  песен, сказок   и  былин. Ни  в  одном  другом   жанре   фольклора  народная  жизнь  не  отражена  так  широко  и  многогранно, как  пословицах  и  поговорках. Их  можно  назвать  энциклопедией   народной  жизни. Они  не  велики  по  объему, но  очень  емки  по  смыслу. В  определенном  смысле  это  историческая  память  народа, в  ней  живут  воспоминания  о  многих  событиях  и  фактах  тувинского  государства. Пословицы  и   поговорки  пронизаны  чувством  глубочайшей  любви  и  преданности  к  Родине . Большая  их  часть  обращена  к  нравственной  сути  человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. В  народных  изречениях  заключена  целая  программа   воспитания   детей, решающая  задачи  умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового, семейного  воспитания.

             Через  тувинские  обряды  передавался  значительный  объем  знаний  о  мире, о  причинных  зависимостях, о  свойствах  природных  явлений  и  другие.

            Ценность  народных  традиций огромна, а  их   утрату  не  восполнить  никакими  материальными  багами. Традиции-  хранители  народной  культуры, заветов  предков. Если  полностью  утеряны  все  народные традиции,  можно  взять  под  сомнение  само  существование  народа.

            Каждый  народный  праздник  сопровождался  обрядами  и  песнями.  Большая  их  часть  возникла  еще  во  времена  язычества, и  сохранялись  они  виде  увеселений, обычаев. Языческие  праздники  содействовали  сплочению  людей, соединяли  поколения.

           Приобщая  детей  школьного  возраста  к  истокам  тувинской  народной  культуры, формируем  у   них  патриотические   чувства  и  развиваем  духовность.   Также  решаем  такие  задачи  как:

- приобщение  детей  к  миру  искусства, общечеловеческим  и  национальным  ценностям  через   знакомые  им  виды  искусства  тувинского  народа;

- развитие  творческих  способностей, заложенных  в  каждом  ребенке  от  природы. Это  могут  быть  певческие, изобразительные, танцевальные  способности, чувство  ритма, цвета  и  т. д;

-воспитание  основ  духовности, характерной  для  данного  этноса(  любовь  к  детям   у   тувинцев,  уважение  к  матери  и  др)

           Знакомство  с  традиционными   праздниками  тоже  важно.  В  нашем  школе  каждый  год  стало  традицией   проведение  национального  праздника  Шагаа.  Во  время  празднования  Шагаа   я  как   учитель  родного  языка  и  литературы   с  ребятами   играем   разные   игры в кажык.[1] В  итоге  на  уроках  родной  литературы  учащимся  даю  на  домашнем  задании  писать  сообщение или  рефераты  на тему  тувинские  игры. Некоторым  учащимся даю рисовать рисунки «аът чарыштырар, дорт берге»[2]  и  исследовательские работы  из  книги  И.Самбуу . Игра  в  кости  у  тувинцев  очень  много  разнообразных    игр  в  кости  ( кажык)  во  время  празднования  праздника  Шагаа. Игра  в  кости  у  тувинцев  является  самой  распространенной. Существует  много  вариантов  ее  в  разных  районах  Тувы.  Это  игра  известна  и  у  соседей  тувинцев-алтайцев, хакасов, бурят, монголов. Большинство  вариантов   этой  игры, безусловно, отображало  жизнь  кочевников- скотоводов. «Бараньи  астрагалы приносят  счастье»- считают  тувинцы  и  другие тюркоязычные  народы. Тувинцы  особенно  дети, специально  собирают  кости. Когда  их  накапливается  до  тысячи, их  закапывают    в  зимнем  загоне  для  овец   и  начинают  собирать  снова. Тувинец   считает,  что   кости  приносят  счастье  и  способствуют  размножению  поголовья  скота, его  сохранности.

          Данные  археологии, устное  народное  творчество  и  характер  многих   вариантов  этой   игры  уводят  нас  в  глубокую  древность. Бараньи  астрагалы   постоянно  встречаются  в  древних  курганах,  начиная  с  эпохи  бронзы. Они  были  найдены  в  погребениях  1  тыс. до  н.э.-  начала  1   тыс.н.э.  в  Минусинской  котловине.

         По  наблюдениям  Л.Р.Кызласова, « кроме  большого  количества  бараньих   астрагалов, без   всяких  следов  обработки…  часто   встречаются  астрагалы, покрытые  различными  знаками, имеют  иногда  на  одном  конце  просверленное отверствие».    У  тувинцев  и  их  соседей- алтайцев, хакасов  и  монголов- эти  кости  являются  не  только   предметом  игры, но  и  употребляются   в  качестве  своеобразных «держалок»; в   отверствие  пропускается  и  завязывается  ремешок, на  конце  которого   висит  огниво».

         Очевидно, нанесенные  на  костях  рисунки, о  которых   упоминает  Л. Р. Кызласов, не  что  иное  как   родоплеменные   тамги. Изображенные  тамги  выполняли  множество  функций. Пожилые  тувинцы   помнят, что   раньше  их  отцы, нанося  родоплеменные   тамги  на  астрагале, привязывали  его  на  шее  вожака  своего  стада, желая  благополучия  и  сохранности  скоту,  и  избегали  наносить  раскаленным  клеймом  тамги  на  теле  животного,  что  очень  часто   стали  делать  позднее.  В  игры  входило  много  астрагалов, но  среди  них  существуют  как   вы  ведущие  кости, подобно  русской  бабке( бабка, шилки, салка) . Например,  в  игре   «кажык кагар»[3]  (  стрельба) -  ок ( стрела), «аът чарыштырар»[4] ( бег  коня) – аът [5]( конь)   и т.д., чтобы   легко  отличить   главные  от  рядовых  астрагалов,  на  поверхности  более  крупных  наносили   родоплеменные  тамги. До  сих  пор  тувинцы  ставят   клеймо  на   лошадях, а  в  игре  «аът чарыштырар» ( бег  коня) тамги   наносили  на   ведущие  астрагалы  коня   в  самом   прямом  смысле  слова.

        Таким  образом, древнее   происхождение   игры  в  кости  у  тюркоязычных народов  несомненно. Но за  неимением  письменных  источников  трудно  сказать, какие  формы  принимали  игры, как  они   назывались, каковы  были  их  правила.  Ниже  предлагается  описание  тувинских  игр  в  кости, существовавших  еще  недавно  в  памяти   пожилого   поколения   тувинцев.

Дорт берге[6]( четыре  трудности, « игра  на  счастье»)

Издавна  тувинцы  четырем  сторонам   кости  давали  названия: выпуклой  стороне-  баран, обратной  с  ямочкой  стороне-  коза, стоящей   верхней  ровной  стороне-  лошадь  и  обратной,  менее  ровной  стороне- корова. Для  игры  берут  четыре  крупные  кости, каждый  играющий   бросает  их  на   коврик. Счастлив  тот,  кому   выпали  все   четыре   вида  скота:  баран,  коза,  лошадь  и  корова. Считается,  что  это  счастье  определяет  будущее   человека.  Менее   счастливым  считается  тот,  кому  выпало   четыре  коровы, и  т.д. Чтобы  не  смешивать  с  другими  костями,  на  них  наносят   специальные  знаки. Количество  играков  произвольно.  У  монголов  это  игра  называется «дюрбун берхе». Разница  заключается  лишь  в  том,  что  название  коровы  заменено  у  монголов  верблюдом.  По  другому  варианту  этой   игры-  играют  с  двумя   астрагалами.  Играющие  поочередно  мечут  их  до  тех  пор, пока  чья-нибудь     кость  не   упадет  стороной  «конь».  Игра   называется  «бухубариьджи» (  бороться).

Чыттырып кагары[7](  игра  в  кости)

Количество  игроков  произвольно. Количество  костей   пропорционально  количеству  игроков- соответственно  по  10  на   каждого. Играют  в  одиночку  и  по  двое, по  трое, по   четыре  и.т.д.  Берут  одну  из  намеченных  костей, наносящих  название  сага.  Все  остальные  раскладывают  на  коврике  вверх  стороной  барана (хой). Играющий   подбрасывает   сагу  вверх, пока  она   летит  в  воздухе, той  же  рукой, что  подбросила   сагу,  берут   несколько   лежащих  костей  и  на  лету  ловят  сагу. Ошибкой  считается, если  игрок  не   смог  поймать  сагу,  перевернул  одну  из  лежащих   костей  на   другую  сторону (  коза, корова). Если  играющий  поймал  сагу  на   лету  и  не  перевернул  при  этом  соседние  кости, он  берет  в  « собственность»   захваченные  на  коврике  кости.  Случайно  перевернутая,  или  выпавшая  из  рук  кость, которая   упала  стороной  барана  или  лошади,  считается   правильной. Когда  выбрали  все  кости, то  составляют  следующую  партию, отдавая  в  общественную   казну  по  равному   количеству  костей  от   каждой  стороны. Оставшиеся  кости  у  сильной  стороны  называются  хожу[8]( запас).  Когда  остается  немного  костей( столько, сколько  игрок  сможет  поместить  в  ладони), разрешается»  исправить»,  т.е передвигать  отдельно  лежащие  кости  по  своему  усмотрению, но  в  этом  случае  игрок  не  имеет  права  упустить  ни  одной  кости.Случайно  может  выпасть  из  руки  лишь  одна  из  костей(кудурук-  хвост), и  все  игроки   стараются  ее  схватить  первыми. Тот,  кто  взял  «кудурук»[9], имеет  два  преимущества:  у  него  становится  больше  костей, и  он  завоевывает  право  начать  следующую   партию.  Если  проигравшая  сторона  обладает «кудуруком», игра  меняет  характер. С  двух  сторон  кладут  по  одной  косточке(  если  играют  две   команды, то  2, если  три, то  3  ит.д.)  так  называемые «  два  глазка»(  ийи карак) [10]-  две  косточки  с  расстоянием    между  ними  в  два   вершка  (  ийи карыш)[11],  если  три  косточки, то  называют  их  « три   глазка» (  уш карак)[12]  и  ставят  треугольником  по  три  вершка  между  каждой  косточкой. В  том  случае, если  проигравшая  сторона   сумела   взять  «два  глазка»,  другая  сторона  кладет   две  косточки, получается  четыре. Таким  образом, играют  «  четыре  глазка» (  дорт карак). Они  представляют  собой  четырехугольник  с  расстоянием  между  косточками  по  вершку. Если  проигравшая  сторона  (  имеет  в  виду  наименьшее  количество  костей)  сумела  взять  кость,то  игра  продолжается, а  если  выигравшая  сторона  взяла, то  у   другой   ничего  не  остается, и  она  проигрывает.

            В  данной  главе  большое  место  занимали  игры   в  кости.  Они  характеризовали  ведущее  хозяйство: охотничий  промысел  и  скотоводство-  исконные  занятия  тувинцев  с  древних  времен. Также  здесь  вы   встретились   с  играми  со  сложными  правилами,   имевшими  некогда  ростовщический  характер, такими, как  «панчык», «хорул». Они  в  беднейшей  среде  становились  простым  развлечением.

Анологию  тувинским  настольным  играм  в  различных  вариантах  мы  находим  у  многих  народов.  Например, у  монголов  существует  множество    вариантов  шахматных  игр,  а  в  кости   играют  буряты, хакасы, алтайцы  и  многие  среднеазиатские  народы.

           В  ходе  исследования   игр  с  бытовыми   предметами    нам  удалось  проследить, конечно, не  в  полном  объеме, этот  исключительно  интересный   материал. Как   можно  было  видеть, игры  с  бытовыми  предметами, несущие  воспитательные, просветительные  функции, должна  явиться  предметом  особого  изучения. Мы  видели, что  в  числе  описанного  материала  можно  обнаружить   немало  замечательных  игр  с  педагогическим  уклоном. Игры  с  бытовыми  предметами  требуют  детей  большого   умственного  напряжения. Использование  игр  с  бытовыми  предметами  в  воспитании  детей  школьного   возраста, несомненно, будет  способствовать  успехам  в  освоении  счета, грамоты  и  т.д. Такие   игры  не  утомляют  ребенка, а  наоборот, доставляет  ему  радость  познания, вместе  с  ним  в  их  сознания  входят  и  новые  понятия.

         Традиция  внушать  детям  любовь  к  предметам  быта, к   человеку, к  диким  и  домашним  животным, отражено  в  играх  именно  с  бытовыми  предметами.

         Одним  из  тувинских  народных  традиций  в  воспитании  детей  и  подростков  является  «оваа дагыыры»[13]. В  этом  обряде  мы   каждый  год  тоже  участвуем   коллективно. На  уроках  тувинской  литературы  пишем  мини-сочинение  по  теме С.А  Сарыг-оола  «Ангыр-оолдун тоожузу». В  произведении  С.А Сарыг-оола  есть  глава  Шагаа.  В  этом  разделе  есть  элементы  тувинских  обрядов  чалама баглаары,[14] оваа дагыыры,[15] сан  салыр.[16]Из  элементов  тувинских  обрядов  учащиеся  выступают с  сообщениями  на  научно-практической  конференции  внутри  школы  и  кожууна  и неоднократно  они  за  эти  работы  занимали  призовые  места.         В  обряде  « оваа дагыыры»  есть  элементы «  сан   салыр». Одним  из  элементов  обряда «оваа дагыыры» - «  чалама баглаары». Каждый   старается  попасть  на  этот  обряд,  потому  что  считается:  кто  примет  участие  в  его  проведении, тому в новом  году будут благоволить добрые духи  и  божества,   его  ожидают  успех  и  удача. Обряд « сан  салыр»  осуществлял   обычно  шаман  или  лама,  а  при  их  отсутствии-  старейшина  рода, семейства  или  самый  старший  и  уважаемый  житель  данной  местности. На  специальном  сооруженном  алтаре  или  костре  возжигают  артыш  и  бросают  в  огонь  дээжи-  самую  почетную  и  лакомую  часть   принесенной  еды: топленное  масло(саржаг[17]), молоко, муку из  поджаренного  пшена (далган[18]), поджаренное  просо (  тараа[19]),  сушенные  пенки (  ореме[20]),  сыр(быштак[21]), сухой творог(ааржы[22]),  пресные  лепежки( боова, боорзак[23]).Во  время  обряда  присутствующие  молятся  духам, с  приветствиями  поклоняются  восходящему  солнцу. После  обряда  участники   выбирают  место  почище, куда  никто  еще  не  ступал, валятся  в  снег  и  катаются  в  нем  с  целью  очищения,  затем  снимают  шапки  и  полощут  их  в  снегу.

      После   окончания  обряда «  сан  салыр»  начинается  следующий  обряд «чолукшуур[24]»-  обмен  новогодними приветствиями. Младший  старшему( или  женщина  мужчине, если  они  ровесники)  протягивают  руки  ладонями  вверх, старший  кладет  сверх  свои  руки  ладонями  вниз.  В  этом  жесте  выражается  уважение  и  обещание  в  случае  необходимости   помощи  и  поддержки. Иногда он- между  родственниками  и  товарищами-  сопровождается  легкими  прикосновением щек. Этот  обряд  иногда  дополняет  тем, что  младший  может  на  вытянутых  руках  преподнести  хадак[25]-  шарф  и  возложить  его  на  кисти  протянутых  рук  старшего, тот  возвращает  его, перекладывая  на  кисть  правой  руки  младшего, и  лишь  после  этого  ритуала  оба  совершают « чолукшуур».

     Раньше  женщины  вместо  хадака  получали  платок, и  при  совершении  обряда « чолукшуур»  в  отличие  от  мужчин  они  не  снимали  головные  уборы, а  обшлага  их  рукавов  были  спущены.Во время обряда  «чолукшуур»  тувинцы  обменивались   не  только  хадаками  или  платками. Дарили, например, пушнину  белого  цвета.  А  иногда  преподносили  дадаазын-  ремешок  от  одежды, подношение  бедняков. Завершив  обряд  «сан  салыр»  все   возвращаются  домой, и  праздник  переходит  на  стадию  взаимных  поздравлений, приема  гостей  и  хождения  в  гости. Прежде  всего,  члены  каждой  семьи  поздравляли  друг  друга. Особенно  полагается  усердствовать  младшим  членам   семьи. Они  должны  спешить  поздравить  старших  первыми. Затем-  непрерывная  цепь  хождений  по  домам, из  юрты  в  юрту, поздравлений, застолий, обмена  подарками- до  тех  пор, пока  все  родственники  не  обойдут  друг  друга.

     Современные  тувинцы  за   время  запрета  Шагаа  в  советское  время  утратили  обычай  хождения  в  гости, поэтому  стараются  праздновать  его  уединенно  в  узком  семейном  кругу. Здесь  заметно   влияние  традиций  празднования  европейского, а  соре,  советского  нового  года. Но,  тем  не  менее,  сегодня  можно   наблюдать, как  некоторые  люди  возрождают  церемонию  приема  гостей  и  посещения  домов  родственников,  друзей. В  старину  люди, собираясь  то  в  одной  юрте,  то  в  другой, играли  в  различные  игры, пели  песни, играли  на  музыкальных  инструментах, слушали  сказителей, устраивали  гадания. Весь остальной  месяц  Шагаа  считается  праздничным. В течение  месяца  продолжаются  молитвы, молебны, посещения  хурээ, хождения  в  гости. В  обязательном  порядке  следует  посетить, проведать  родственников,  живущих  в  других населенных  пунктах, в отдаленных  местностях, обменяться  с  ними  приветствиями, подарками. Традиция  новогоднего   празднования  включает  в  себя  обычай  почитания  пожилых  людей: старейшин  рода, родителей. Данный  церемониал  является  кульминационным  моментом  празднования  нового  года.

      Следующим  тувинским  народным  традициям  в  воспитании  детей  и  подростков  является  «  кара  суг дагыыры[26]». Самая  главная  роль  в  этом   обряде  является-  семья. В  этом  обряде  тоже  есть  элемент « чалама баглаары», «сан  салыры» ;  молитва  с  участием  ламы. Именно  в  этих  обрядах  раскрывают  содержание  воспитания  и  обучения  детей нравственные  правила  и  идеалы, понимания  добра  и  зла, нормы  общения  человеческих  отношений. То  есть  формируем  у  них   патриотическое   чувство  и  развиваем  духовность. Учащиеся  сами  снимают  видеоролики из   элементов  обряда  кара  суг бажы дагыыры и каждый  год  участвуем  республиканском кинофестивале «Живая  тропа  Дерсу» сняли короткометражные  фильмы о тувинских обрядах «кара  суг бажы дагыыры», « оваа дагыыры», за  фильмы  получили  дипломы  и  грамоты.

     В своей работе не только  применяю   тувинские  народные  традиции , но  при  преподавании  тувинской  литературы   применяю  различные  методы  инновации. Инновации – под термином «инновации» в широком смысле этого слова понимаются нововведения в различных областях человеческой деятельности. В узком смысле, «инновация» - это нововведение, значительно отличающееся от своего предшественника. Чаще всего внедрение инноваций связано с развитием технологий и научных достижений. Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников. Под инновациями понимаю внедрение и практическое использование в работе передовых педагогических технологий, информационных технологий, владение знаниями последних научных исследований в области педагогики и психологии. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности ученика по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. Одним из компонентов образовательной деятельности –это электронные учебники.

Электронный учебник – это информационный продукт образовательного характера, отличие от "бумажного" учебника в том, что его можно просматривать только с помощью компьютера. Электронный учебник должен, как и обычный, соответствует всем нужным учебным программам и нормам.

     При  преподавании   тувинской  литературы  как     другие  предметы   готовые   электронные  учебники, таблицы,  методические   литературы  мало и программа с 1994 года выпуска. При  нехватке средств   тувинской литературы   я  использую  электронные  учебники  из  других  предметов. Например: из истории, физики,  химии, биологии.

классы

                   Тема

Электронный  учебник

Предмет

 5  кл

М.Эргеп«Одугенде чайлаг»

К.Кудажы«Кым эн  ажыктыгыл?»

С.Сарыг-оол«Маадыр

Чургуй-оол»

  Путешествие  в  Туву

Раздел №1 Животные

Великая  Отечественная  война

кино,диск

биология

история

 6кл

Б.К Ховенмей«Марска чедер  частым»

Спутники  земли

диск  из  физики

 7  кл

Л.Б. Чадамба Ак-кок  хемнер

Путешествие   в  Туву

кино,диск

 8  кл

К-ЭКудажы Тараа

Раздел№3  Растение

биология

 10  кл

11  кл

О.Саган-оол Доспестер

С.Сурун-оол «Авазынга дангырак»

Е. Танова « Даглар»

К-Э.Кудажы «УйгучокУлуг-Хем»

Раздел №1  Животные

Раздел«Одноатомные   спирты»  10 кл

Путешествие   в  Туву

Революция, ВОВ, битва  за  Ленинград

биология

химия

кино,диск

история

Вывод:

1.Влияние народных традициях  сам ребенок при этом испытывает удовольствие и  радость.

2.Участие детей в традициях позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

3.При  применении тувинских народных традиций формируется у  учащихся  забота о младших, доброжелательность, отзывчивость, уважение человеческого достоинства.

4.Один из выходов из сложной ситуации при преподавании тувинского языка и литературы -это применение электронных учебников и других предметов.

5.Наряду с этими необходимо создать электронные учебники на тувинском языке, чтобы учащиеся доступно усвоили учебный материал по тувинскому языку и литературе

Используемые  литературы:

  1. Г.Д.Сундуй  «Улусчу ужурлар»  5-6  класс.
  2. Газета»Шын»  1996, 2003г, 2010 г.
  3. Монгуш Кенин-Лопсан  «Традиционная  культура  тувинцев»  2006г.
  4. И.Самбуу  «Кажык адары»
  5. Монгуш Кенин-Лопсан «Улусчу ужурлар»
  6. Диск  «Улусчу ужурлар»  5-6  класс
  7. Л.К. Аракчаа  «Истоки  экологического  воспитания» 2004  г
  8. Электронные  учебники  по  предметам.
  9. Электронные учебники по предметам: истории, химии, биологии,  физики.

10. Кино  диск «Путешествие   в  Туву».

      11. Интернет.


[1] Кажык-игра в кости

[2] Разновидности игры в кости

[3] Стрельба в кости

[4] Бег коня

[5] конь

[6] Четыре трудности

[7] Игра в кости

[8] запас

[9] хвост

[10] Два глазка

[11] Два вершка

[12] Три глазка

[13] Оваа дагыыры-обряд тувинцев

[14] Чалама баглаары-элементы тувинского обряда

[15] Оваа дагыыры-элемент тувинского обряда

[16] Сан салыр –элемент тувинского обряда

[17] Саржаг –топленное масло

[18] Далган-мука поджаренного пшена

[19] Тараа –поджаренное просо

[20] Ореме-сушеннын пенки

[21] Быштак-сыр

[22] Ааржы-сухой творог

[23] Боова,боорзак-пресные лепежки

[24] Чолукшуур-обмен новогодними приветствиями

[25] Хадак-шарф

[26] Кара суг дагыыры-обряд тувинцев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Инновации в процессе обучения и воспитания".

Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозмо...

Концептная методика обучения и воспитания школьника как субъекта национальной культуры

Уважаемые коллеги, в статье "Русь", "русский" в художественной речи (на материале произведений, вошедших в школьную программу по литературе и русскому языку)", опубликованной ранее, я поделилась своим...

Инновации в методике обучения вокально-эстрадной технике пения детей

Работа с голосом на звуках, способствующих наиболее быстрому и точному формированию и запоминанию ощущений и навыков, связанных с нужным  звукоизвлечением....

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Публикации по методике обучения и воспитания и презентации к ним

Данные статьи представляют опыт работы по проблемно-диалогическому и балльно-рейтинговому обучению, по воспитанию читательского интереса в современных школьниках. Презентации кратко представляют основ...

Методика обучения и воспитания на уроках химии.

Методические рекомендации для учителей химии по организации учебной деятельности с использованием ФГОС...