Использование аутентичных документов для развития речевой компетенции учащихся при изучении французского языка.
статья по французскому языку по теме

Статья с материалами для урока французского языка в 10 классе школы с углублённым изучением французского языка. В программе 10 класса по французскому языку предусмотрено решение коммуникативных задач на основе аутентичных документов: текстов, сообщений, газетных статей разного типа (в том числе информаций о происшествиях). Предложенный материал использовался на уроке, который проводился в рамках общешкольного дня гражданской обороны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispolzovanie_autentichnykh_tekstov.docx58.29 КБ

Предварительный просмотр:

Использование аутентичных документов для развития речевой компетенции учащихся при изучении французского языка.

    Освоение учащимися программы по иностранному языку в коммуникативной сфере (т.е. владении иностранным языком как средством общения) – это речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:

- говорении;

- аудировании;

- письменной речи;

- чтении.

    В последнем из перечисленных  виде речевой деятельности (чтении) подразумевается умение учащимися

  1. читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
  2. читать несложные аутентичные тексты разных жанров  и стилей  с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
  3. читать аутентичные тексты  с выборочным пониманием значимой (нужной, интересующей) информации.

Все аутентичные документы – это документы смешанного типа: инструкции, аннотации, письма читателей, объявления, реклама, проспекты, программа, идеограммы.  Они предназначены  для зрительного декодирования и подобраны по принципу типичности ситуаций, с которыми учащиеся могут столкнуться в реальной жизни.

   Цель работы с ними – развить зрительные поисковые способности учащихся. В зависимости от этапа работы задания позволяют выработать следующие умения и навыки:

  • владеть топографией текста: в «слепом» тексте расставить знаки препинания, заглавные буквы и т.д.;
  •  соединять разрозненные куски текста (поэтического и прозаического);
  •  находить и соотносить слова, представленные разными графическими способами по некоторому признаку (длина слова и другие признаки);
  • находить на обложке издания информацию о его типе, периодичности и т.д.;
  • находить информацию, позволяющую соотнести обложку и внутреннюю страницу того же издания;
  • выделять полезную информацию в кинопрограмме (анонсы фильмов);
  • соотносить графические символы и текст: извлекать необходимую информацию из рекламных проспектов туристических агентств, схем, графиков, оглавлений журналов и газет, из расписания поездов, железнодорожных билетов и т.д.;
  • искать, анализировать и составлять тексты объявлений разного типа (ищу, куплю, продаю, сниму и т.д.);
  • читать и анализировать рукописные тексты (письма читателей).

        В программе 10 класса по французскому языку предусмотрено решение коммуникативных задач на основе аутентичных документов: текстов, сообщений, газетных статей разного типа (в том числе информаций о происшествиях).

      Предлагаю материал урока, который проводился в рамках общешкольного дня гражданской обороны.

Целевой компонент урока.

1.Организовать работу по описанию фотодокумента и его комментированию.

(Описание событий , их локализация в пространстве и во времени, формулирование гипотезы).

2.Организовать работу с текстом

-соотнести графические символы и текст

-извлечь необходимую информацию из заголовка статьи

-найти в тексте информацию, позволяющую соотнести картинку и текст.

3.Организовать работу в группах – (продуцирование письменной речи) написание текста-сообщения

Ожидание результата.

1.Учащиеся описывают аутентичный документ, формулируют гипотезу, локализуют события в пространстве и во времени (что? где? когда?).

2.Учащиеся находят в тексте нужную информацию. Могут соотнести текст и картинку.

3.Создают текст-сообщение.

Технологический этап урока состоял из 2-х частей:

1.La photo (работа с фотографией).

Учащимся представляется только фотография события. Организуется работа в парах.

  1. составить список всего того, что вы видите на фотографии : предметы, люди

(A deux faites la list de tout ce que vous voyez sur la photo : objets ,personnes

2) Mise en commun (со всем классом на доске составляется список). Учащиеся называют все слова, связанные с темой «пожар», «несчастный случай».

-le feu

-les pompiers

-l’eau

-la police

-les blessés

-le sinistre

-l’accident

-l’explosion

-les allumettes

-allumer

-brûler

-éteindre

-appeler à l’aide

-abbatre

-s’effondrer

3) Déterminez les circonstances possibles de cet évènement.

 Учитель предлагает учащимся описать ситуацию на картинке и высказать гипотезу о возможных причинах происшествия.

- qu’est-ce qui c’est passé ? ( un feu, une explosion...)

- où ? ( dans un appartement, dans une cave...)

- quand ? ( à midi...)

- qu’est-ce qui a causé le feu ou l’explosion ? ( un ivrogne a oublié une sigarette, des enfants ont joué avec des allumetes...)

- qui a été  conserné ? ( les locataires de l’immeuble...)

- quelles ont été les conséquences du sinistre ? (trois blessés, les locataires sont logés chez des amis...)

4) Учитель осуществляет переход к работе в группах. Учитель делит группу на 3 подгруппы, каждой из которых выдаёт по листу формата А4 с перечнем вопросов. Задача подгруппы :  на основе материала обсуждения, с обязательным ответом на указанный вопрос, написать статью (90-100 слов) к предложенной иллюстрации. Время для написания 5 мин.

Ecrivez un article de 100mots maximum pour prèsenter l’incendie en repondant obligatoirement aux questions posées.

Каждая группа зачитывает созданный текст вслух (оценивается кол-во слов, ответы на все вопросы).

2.Учитель организует работу с текстом.

ACCIDENT

EXPLOSION  À LYON

       D′un petit immeuble de trois étages du quartier Saint-Georges à Lyon, il ne reste plus qu′un amas de gravats, suite à l′explosion due au gaz qui s′est produite hier aux alentours de 13 h 50. Le dernier bilan faisait état de huit personnes  hospitalisées: l′une est assez sérieusement blessée, une deuxième a subi un «effet de souffle» et les six autres ont été «choquées» ou «incommodées par la fumée», a indiqué le préfet délégué à la sécurité. Et au moins une personne est encore ensevelie sous les décombres. La centaine de pompiers n′a pu que très tardivement dans l′après-midi commencer les travaux de déblaiement car ils ont dû abattre auparavant le toit ainsi qu′une façade menaçant de s′effondrer à tout moment.

Просмотровое чтение, поиск ответов на вопросы : (A deux?cherchez dans l’article les informations suivantes)

- qu’est-ce qui c’est passé ?

- où ?

- quand ?

- qu’est-ce qui a causé le feu ou l’explosion ?

- qui a été  conserné ?

- quelles ont été les conséquences du sinistre ?

Рефлексивный этап.

Для подведения итогов учитель даёт задание каждому закончить фразу, которая представлена на доске (или экране)

«Pour que l’incendien’aie pas lieu…»

 -il faut...

 -il ne faut pas...

 -on doit...

 -on ne doit pas...

Учащиеся придумывают окончание фразы  и делают выводы по теме урока.

К следующему уроку учащимся предлагается ответить на вопрос «Pompier, est – ce un bon métier?». И составить список рисков и преимуществ этой профессии (Faites la liste des risqué,des avantages d’un tel métier.)

Использованная литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Москва, «Просвещение», 2011
  2. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык, 5-9 классы. Москва, «Просвещение», 2010
  3. Г.И. Бубнова, А.Н. Тарасова, Э. Лонэ «Французский язык. Книга для учителя к учебнику для X класса школ с углублённым изучением французского языка». Москва, «Просвещение», 2011
  4. Michel Boiron, Christian Rodier «Documents authentiques écrits». CLE International, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой компетенции учащихся на уроках английского языка на основе аналитического чтения

Презентация содержит в себе цели и задачи моей темы самообразования. Текст на английском языке и упражнения к нему....

Самостоятельная работа как способ развития коммуникативных компетенций учащихся на уроках французского языка.» Тема урока: «Мой друг»

Урок-обобщение по теме: «Мой друг».Представляю урок французского языка для начальной школы "В рамках новых ФГОС".Второй год обучения французскому языку....

« Использование современных информационных технологий с целью развития речевых компетенций в процессе обучения иностранному языку»

Применение ИКТ на уроках стало обыденным делом, тем не менее возникает масса вопросов о том, как часто целесообразно использовать ИКТ, какие именно ресурсы следует использовать, как сделать свой урок ...

Формирование речевой компетенции учащихся на уроках английского языка через речевые клише.

Формирование коммуникативной компетенции-цель изучения ИЯ. Как можно сделать это проще и интереснее? Через джазовые чанты...

Авторский семинар «Использование аутентичного материала в развитии коммуникативной компетенции обучающихся»

В современной методике обучения иностранным языкам владение и процесс овладения иноязычной коммуникативной деятельностью квалифицируются как межкультурная коммуникация. К числу особенностей межкультур...

Развитие речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка

Речевая компетенция означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи. Высокую продуктив...

Обобщение педагогического опыта по теме "Интерактивные технологии как средство развития речевой компетенции учащихся на уроках немецкого языка"

       Одним из требований, предъявляемых выпускнику, является владение навыками устной речи, достаточными для социокультурного общения....