Коммуникативный метод обучения монологическому высказыванию
статья по французскому языку (11 класс) по теме

В статье анализируется актуальность коммуникативного метода при обучении монологическому высказыванию на уроках иностранного языка, представлены этапы работы и предложен комплекс упражнений при работе над монологическим высказыванием по теме "Молодежь. Их интересы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативный метод

обучения монологическому высказыванию

Предметом этой работы является рассмотрение вопроса формирования у студентов навыков и умений монологического высказывания с учетом коммуникативного метода обучения говорению. Очень часто этот вид речевой деятельности вызывает большие затруднения. Они связаны с содержательной стороной речи. Поэтому особое внимание следует уделить коммуникативно-направленным упражнениям. Коммуникативный метод обучения говорению, благодаря его принципам (речевой направленности, индивидуализации, функциональности, ситуативности и новизны) обеспечивает мотивацию процесса. Именно мотивация стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия.

Что представляет собой монологическая речь? Общеизвестно, что монологическое высказывание – это связное непрерывное изложение мыслей одним лицом, обращенное к одному или нескольким лицам. Цель этого обращения - достигнуть необходимого воздействия на слушателей. Монологической речи присущи такие черты, как контекстная обусловленность, однонаправленность, подготовленность, непрерывность, последовательность и логичность, полнота и связанность изложения мысли.

По коммуникативной цели различают несколько монологических высказываний: монолог–описание, монолог–повествование и монолог– рассуждение. Однако, в “чистом” виде все  эти три речевые формы встречаются очень редко. В большинстве случаев они представлены в различных комбинациях. В нашем случае, когда учащиеся уже имеют определенные навыки и умения (в соответствии с требованиями школьной программы) практического владения каким – либо иностранным языком, необходимо больше уделять внимание монологу – рассуждению, учить их аргументировать свою речь, выражать свое отношение к предмету разговора. Рассуждение является более сложным видом монологического высказывания и включает в себя три компонента:

  1. какое – либо утверждение (исходный тезис);
  2. аргументацию;
  3. вывод.

Чтобы справится с такой задачей, студент должен обладать умением давать оценку сказанному, делать обобщение, доказывать или опровергать тот или иной факт, делать вступление и вывод.

Итак, при работе над монологическим высказыванием мы проходим три этапа. Надо отметить, что эти три основных этапа усвоения речевого материала очень подробно рассмотрены Е. И. Пассовым в своей работе “ Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению”.[1] Его точка зрения по вышеуказанному пункту взята за основу данной разработки.

Первый этап имеет два подэтапа: формирование лексических и грамматических навыков. Но, как уже отмечалось, учащийся средних учебных заведений обладает определенной базой знаний, и, если им усвоены все необходимые грамматические явления, грамматического подэтапа на данной ступени обучения монологическому высказыванию может и не быть. Работа на данном этапе проходит на основе устного опережения. Это означает, что на 1 этапе текст предъявляется не сразу. Новые лексические и грамматические явления изымаются из того текста, на основе которого будет проходить работа на 2 этапе, и усваиваются каждый на своем подэтапе, без предъявления текста.

Второй этап осуществляется при работе над текстом, который должен обладать связностью, цельностью, информативностью, эмоциональностью, выразительностью и обращенностью. Необходимо помнить, что текст – не самоцель, работа на данном этапе ведется не для того, чтобы запомнить его содержание. Текст должен являться содержательной базой для высказывания ребят. Выражая свое отношение, обучающийся выполняет каждый раз какую – то новую речевую задачу, а, следовательно ему потребуются разные речевые единицы: и те, которые содержатся в тексте, и те, которые он усвоил раньше. Таким образом будет осуществляться комбинирование речевого материала, благодаря которому происходит совершенствование навыков владения речевым материалом.

И, наконец, третий этап. Специфика работы здесь заключается в том, что речевой материал используется в совершенно новых ситуациях, для решения новых, более сложных речевых задач. Возможны и даже желательны смысловые увязывания данной проблемы с другими или с разными сторонами той же проблемы.

Каждому этапу соответствует своя система упражнений. Первый этап предусматривает традиционные формы работы над учебным текстом, а также над содержащимся в нем лексико–грамматическим материалом. Творческого характера, надо отметить, он не имеет. Мы работаем с вокабуляром, тренируем новый материал. Затем происходит первичное чтение текста, проверка степени понимания. Здесь преобладают языковые упражнения:

-   имитационные;

-   подстановочные;

-   конструктивные  (расширение или завершение

    предложений, изменение порядка слов и т. д.)

Бóльший интерес представляет 2 этап – этап совершенствования полученных навыков, которому присущи как условно-речевые, так и речевые упражнения, но не обладающие еще свободой выбора и творчества. Этому этапу соответствуют свои упражнения:

  • упражнения на выборочное воспроизведение;
  • на перестановку;
  • на сокращение и расширение текста;
  • трансформация отдельных частей текста.

На 3 этапе доминируют речевые упражнения. Главная характеристика этих упражнений – это мотивированное выражение своих мыслей. Они предполагают конкретизацию отдельных фактов, их оценку, эмоциональное отношение к ним, выработку собственного оценочного суждения. Упражнения разнообразны, т.к. напрямую зависят от темы, проблемы, которая поднимается в тексте.

Мы предлагаем рассмотреть подсистему конкретных упражнений, которые можно использовать при обучении монологической речи с опорой на текст “Qui etes-vous les jeunes?”

Тема «Молодежь. Их интересы и проблемы» выбрана не случайно. Она обобщает многие темы, которые ребята прошли на уроках иностранного языка в средней школе и позволяет тем самым повторить пройденный ими материал, а также обогатить свой словарный запас новыми лексическими единицами, взятыми из оригинальных текстов и диалогов. Эта тема обладает обращенностью, несет мотивацию и заинтересованность. И именно эта заинтересованность обуславливает активность учащихся при работе над этой темой. Мы затронем работу над первой частью темы, которая включает в себя интересы молодых. Проблемы досуга, отношение к музыке, танцам, работе, любви и к политике не оставят ребят равнодушными.  

Как уже было отмечено, работа над монологической речью по данной теме занимает 3 занятия и распределяется следующим образом: первое занятие – это подготовительный этап, работа с вокабуляром, тренировка нового лексического материала, первичное чтение текста и проверка его понимания.

Отметим, что введение лексики происходит с использованием трех разных способов предъявления ЛЕ: в ситуации, с помощью синонимов и переводным способом. Так, с помощью ситуации вводятся слова: le night-club, la boum, l’avenir, le but и т.д. С помощью синонимов: fréquenter, bavarder, и т.д. Переводом на русский язык мы воспользуемся при предъявлении следующей лексики: prendre le piquenique (т.к. переводится как «брать провизию») и т.д. Следует заметить, что на следующих двух занятиях разговор начинается после повторения студентами введенной лексики (вслед за педагогом), что способствует переходу от родного к иноязычному говорению, а также подводит к теме разговора.

Итак, какие же упражнения включены нами в I подготовительный этап? Приведем их установки:

  1. “Faites les phrases en employant ces clichés donnés”  

Je sais que …

Autant que je sache, …

On dit que …

 

Les jeunes                           les boites           `                  avec un grand

      fréquentent                    les boums                                    plaisir

                                            les discotheques

В результате, благодаря вышеприведенной схеме получаются три отдельных предложения, что позволяет проговорить одну и ту же ЛЕ трем студентам, а не одному.

  1. “Remplacez les points” – традиционное упражнение, которое предполагает в помощь студентам перечисление всей необходимой лексики.
  2. “Composez les phrases logiques”. Предложения разбиты на отдельные лексические единицы и расположены в беспорядке через запятые. Задача студентов: составить предложения, не забывая о прямом порядке слов во французском языке.
  3. “Finissez les phrases”. Это упражнение основано на лексике предыдущих, поэтому обычно никаких затруднений не вызывает. Оно является переходным к следующему, связанному с пониманием текста.
  4. “Dites si c’est vrai ou faux”. Студенты пользуются текстами и подтверждают или отрицают предположение преподавателя в зависимости от его содержания.

Все эти упражнения используются как подготовительные для монологического высказывания, которое является составной частью II этапа – этапа совершенствования навыков.

Ко II этапу отнесем следующие упражнения:

  1. “Exprimez l’idée principale”. Весь текст включает в себя 6 маленьких подчастей, состоящих из 6-7 предложений. Задача ребят: сохраняя смысл каждой части, выделить 2 основных предложения. Т.е. это упражнение на сокращение текста, на его упрощение.
  2.  “1 + 2 = 3”. Это упражнение на расширение текста. Учитель предлагает одно предложение, а студенты должны добавить еще два, связанных по смыслу с первым.
  3. “Décrivez ces images”. Предлагаются несколько тематических картинок. Каждая представляет определенную проблему, вопрос обсуждения. Задача ребят: используя предложенные ключевые слова и картинку раскрыть данный вопрос.
  4. “Développez cette idée”. Это упражнение – обобщение. Предложение, которое надо развить, заключает в себе все уже обсужденные вопросы и проблемы. Например, “Sans aucun doute, la vie des jeunes Français est intéressante”.

И, наконец, упражнения, соответствующие III этапу работы над монологическим высказыванием. Данные упражнения требуют от студентов привлечения личного опыта, анализа собственного отношения к данному вопросу, поэтому они более мотивированны, личностно направленны. Здесь мы отметим всего три упражнения, которые используются при работе со студентами. Но надо заметить, что этим упражнениям предшествует развернутый спонтанный диалог “учитель – ученик”, который необходим для перевода обсуждения на себя, на интересы самих студентов в этом вопросе. Кроме того, на данной ступени обучения нет четкой границы между диалогической и монологической речью. Монологическая речь может представлять собою развернутые реплики диалога.

Итак, к упражнениям III этапа – этапа развития умений можно отнести следующие упражнения:

  1. “Devinez les intérets de …”. В этом упражнении участвуют все, кроме одного из студентов, об интересах которого пойдет речь. На доске представлены противоположные по смыслу интересы. Каждый из отвечающих должен выбрать, что именно предпочитает N . Например,

                      rester seul(e) à la maison

                      se réunir entre les amis pour une boum

   А затем студент, о котором шла речь, подтверждает или опровергает     мнение своих товарищей, таким образом, составляя монологическое высказывание.

  1. “Comparez vos intérets avec ceux de …” . Это упражнение несколько сложнее и требует от студентов умения сравнивать и использовать речевые клише: “quant à moi, …”, “tandis que moi, …”, “Mais moi, je …” и т.д. Это упражнение основано на предыдущем.
  2. “Une boule de neige”. Это в какой-то степени обобщение. Тема определена “Les loisirs des jeunes de notre ville”. Здесь ребята говорят о том, что интересует молодежь нашего города, где они могут отдохнуть, потанцевать. . Упражнение называется “снежный ком”, т.к. первый начинает рассказ одним предложением, второй повторяет его и добавляет свое и т.д.

Все эти упражнения соответствуют требованиям и принципам коммуникативного метода при обучении монологическому высказыванию. Они мотивированны, соответствуют уровню развития и интересам студентов, обладают обращенностью, т.е. наличием собеседника, пусть и предполагаемого. Эти установки можно использовать при прохождении любой темы.

                                             

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреевская-Левенснстерн Л.С. Методика преподавания французского языка в средней школе. – М ., 1983.
  2. Горбачева З. Ф. Основные виды упражнений для обучения монологической речи по тексту на основе психолого-методических установок-заданий. Межвузовский сборник научных трудов. – Л ., 1978.
  3. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. –                    М .,1990 .
  4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. –  М ., 1991.
  5. Скалкин В.Л. Комплекс упражнений для обучения устной монологической речи на иностранном языке. Сборник научных трудов. – М ., 1980.
  6. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – М., 1986.        


[1] Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М., 1991, с. 115


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обучение монологическому высказыванию учащихся 2х-4х классов

методическая разработка может быть использованы учителями английского языка при обучении монологическому высказыванию учащихся 2х-4х классов...

обучение монологическому высказыванию учащихся 2х-4х классов

данная методическая разработка может быть использована учителями английского языка при обучении учащихся 2х-4х классов монологическому высказыванию...

Обучение монологическому высказыванию на английском языке младших школьников

С точки зрения обучения научить ученика составлять монологические высказывания на иностранном языке - очень трудно достижимая цель. Это знает каждый учитель. Но-достижимая! В сущности, надо знать две ...

Обучение монологическому высказыванию

Обучение монологическому высказыванию с использованием логико-синтаксической схемы.Логико-синтаксические схемы являются эффективным инструментом для обучения говорению....

Обучение монологическому высказыванию по теме "Мой друг" во 2 классе

Обучение монологическому высказыванию по теме "Мой друг" во 2 классеучебник Биболетова...

Методическая разработка. Обучение устной речи на английском языке. Методические подходы к обучению монологического высказывания.

Как известно, многие учащиеся сталкиваются с трудностями именно в освоении такого вида речевой деятельности, как говорение или устная речь. Хотелось бы остановиться поподробнее на некоторых методическ...