Выступление на тему "Обучение связному высказыванию на французском языке"
учебно-методический материал по французскому языку на тему

Гуляева Ольга Владимировна

Выбор языкового материала для обучения связному высказыванию на французском языке с примерами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ministerstvo_obrazovaniya_rossiyskoy_federatsii.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей г.о. Электрогорск

«Обучение связному высказыванию на французском языке»

Подготовила

Учитель иностранных языков

Гуляева О.В.

2013 г.

Каждому учителю понятно, что учащиеся не могут овладеть в полном объеме тем языковым материалом, который сами французы употребляют в речи. Его приходится ограничивать, сообщая учащимся только то, что учащиеся могут прочно усвоить, чем могут научиться свободно пользоваться для выражения мыслей. Поэтому очень важно отобрать правильный материал.

Начнем с лексики, которая является важнейшим элементом языка. Для этого уже существует словарь наиболее употребительных слов французского языка. Важно также, чтобы с помощью сравнительно небольшого количества ЛЕ можно было выразить разнообразное содержание. В связи с этим возникает вопрос об отношении к синонимам. В языке существует много синонимов, но они, как правило, не могут широко использоваться в устной речи учащихся. Из синонимического ряда выбирается то слово, которое нейтрально в стилистическом отношении, употребительно как в устной, так и в письменной речи. Например, из синонимического ряда face, figure, visage выбирается слово visage; из ряда épais, gros, replete – gros; из ряда fort, robuste, vigoureux – fort; из ряда grimper, gravir, monter, escalader – monter, как наиболее нейтральные в стилистическом отношении. Однако, в отдельных случаях приходится включать в активный словарь учащихся и два синонима. Это происходит тогда, когда несмотря на семантическую близость слова различаются по своему употреблению в речи.

Например,

  • aller и marcher. Je vais à la bibliothèque. Je marche vite.
  • connaȋtre и savoir.  Je connait bien cet home. Je sais par cœur cette poésie.
  • Habiter и vivre. J’habite dans une grande maison. Je vis avec mes parents.
  • Jour и journée. En été les jours sont longues. J’ai travaillé toute la journée.
  • Neuf и nouveau. J’ai une robe neuve. Hier j’ai vu un nouveau film.

Чтобы придать речи учащихся связный характер, нужно чтобы они овладели словами, помогающими это осуществить. Кроме таких слов, как et, mais,où в школьный минимум включаются и такие слова, как puis, ensuite, enfin, cependant, alors, bientôt, maintenant, pendant ce temps, depuis, en effet, là, là-bas.Употребление указанных слов для связывания предложений друг с другом  придает речи учащихся естественных характер.

Перейдем теперь к отбору грамматического материала. Когда мы определяем объем грамматического материала, то исходим из практических целей обучения французскому языку, поэтому прежде всего включаются такие грамматические явления, которые обладают абсолютной употребительностью, т.е. одинаковы употребительны как в устной, так и в письменной речи. Поэтому из двух форм для выражения будущего времени во французском языке -  future simple  и future immediate – пришлось остановиться на future simple, так как это более многозначная форма. Таким образом, учащиеся должны использовать те времена, которые наиболее употребительны, а именно present, future simple, passé composé, imparfait.

Отбор материала по произношению строго ориентируется на нейтральный стиль речи, и при этом основное значение придается всем тем моментам, которые обеспечивают учащимся возможность быть понятым в устном общении. Особое внимание должно быть обращено на те, которые отличают французский язык от остальных и влияют на смысл:

  • Носовые [ã], [õ],[ẽ];
  • Звуки [ǝ],[ɛ],[e],[y].

Различение а [clair] и a [grave] не столь существенно для учащихся, так как в контексте всегда будет понятно, какое слово употреблено, sotte или sauté. От учащихся требуется полный стиль произношения. Сокращения и выпадения звуков, характерные для разговорного стиля, не могут найти отражения в речи учащихся.

Поскольку речь идет о связном высказывании, которое состоит в основном из повествовательных предложений, то очень важно, чтобы учащиеся овладели ритмом французской фразы, мелодика же отходит на второй план (она нужна для диалога). В связи с этим очень важно, чтобы учащиеся овладели ритмическими группами. Ритмическую группу составляют

  • знаменательные слова с относящимися к ним служебными, а также местоимения: Il a presenté un très bon rapport;
  • сложные существительные или словосочетания: un chemin de fer;
  • определение, стоящее после знаменательного слова: un champ desert.

Внутри ритмической группы происходит связывание. Например, Les étudiant, nous allons dans une pièce.

Для французского языка характерно сцепление в один слог элементов двух разных слов. Adele est malade.

Отобрав нужный лексический, грамматический, фонетический материал, можно научить учащихся выражать свои мысли на иностранном языке, мобилизуя в нужный момент все усвоенное. При этом не требуется, чтобы речь учащихся была сложна и продолжительна, она может ограничиться 5-10 фразами, но она должна соответствовать ситуации, а также быть правильной в языковом отношении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ОБРАЗНОЙ НАГЛЯДНОСТИ

Рассмотрены основные трудности, возникающие у младших школьников на этапе порождения связного монологического высказывания и способы их преодоления с помощью средств образной наглядности....

Тексты для развития навыка связного высказывания

Серия текстов разработа с учетом речевых нарушений у учащихся с общим недоразвитием речи.  Продолжительность работы: 1 учебный год. ...

Использование мнемотехники для повышения эффективности при овладении различными видами связного высказывания.

Одной из актуальных задач дошкольного воспитания-развитие речевой компетентности детей, т. е. умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения. Однтим из средств речевой комп...

ВОЗМОЖНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ТРЕНАЖЕРА «ДЭЛЬФА - 142.1» В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С КОГНИТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

При использовании возможностей логопедического тренажера «Дэльфа-142.1»  у обучающихся формируется  связное высказывание. Эта работа проводится в меню «Текст».  Здесь представлены два в...

Выступление на заседании ГМО учителей французского и немецкого языков: "Проектирование урока французского языка в рамках ФГОС"

С данной темой я выступила на заседаниии ГМО учителей французского и немецкого языков....

Статья "Подготовка к ГИА. Выполнение задания 40 С2. Обучение письменному высказыванию с элементами рассуждения по предложенной проблеме "Ваше мнение" на французском языке в формате ЕГЭ

Задачей экзаменационного теста в части С2 ЕГЭ является контроль уровня сформированности умений учащихся использовать письменную речь для решения коммуникативно-ориентировочных задач. Это задание высок...

Методическая разработка "Графические опоры для составления монологических высказываний на французском языке - 5 класс"

Методическая разработка представляет собой набор презентаций по устным темам, которые изучаются в 5м классе : "Моя школа", "Моя семья", "Мой досуг", "Туризм", ...