Проектная деятельность
рабочая программа по французскому языку (9 класс) на тему

Парфенова Любовь Николаевна

Практическое примение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_parfenova_1_2.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ГОРОДА МОСКВЫ

 «ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА № 1286»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Среднее общее образование

Предмет   ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

Внеурочная деятельность по курсу

«Проектная деятельность »

VIII -IX-X  классы

Билингвальное отделение  

(68 часов)

        Составители:

Парфенова Л.Н.

Учитель французского языка

Высшая квалификационная категория

Москва, 2016

Рассмотрена на заседании

методического объединения

учителей французского языка

№ протокола  ________

от «24»  августа  2016 г.

Целью   курса является создание эффективной информационно-образовательной среды для дальнейшего формирования способности проектировать,   коммуникативной компетенции и речевой готовности её осуществления в контексте требования современного мира и диалога культур.  

Задачи:

1. Формирование навыка адекватного коммуникативного поведения в рамках предлагаемых ситуаций    сферы общения через их моделирование;

2. Формирование  компетенции относительно свободного владения лексическими и грамматическими знаниями в соответствие с темами, сферами и ситуациями общения, обеспечивающими корректное речевое поведение в рамках осуществления профессиональной деятельности и повседневной жизни ;

3. Использование новых форм и методов учебной деятельности на всех этапах усвоения знаний, выражающихся в целенаправленной мотивированной активности учащихся;

4. Актуализация социокультурного   компонента при отборе учебного материала;

5. Расширение общеобразовательного и лингвистического кругозора учащихся как средства повышения мотивации к обучению в целом;

6. Воспитание личности, способной к самореализации и социальной адаптации в поликультурном мире;

7. Развитие творческого продуктивного мышления учащихся  через включение их в исследовательскую и проектную форму учебной деятельности, а именно:

  • научить организовывать свою деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
  •  научить объяснять явления действительности (социальной, культурной), т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;
  • научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты и их оценку, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;
  • научить решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли, сформировать умение анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям;
  • сформировать ключевые навыки и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности: навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества;
  • формировать  у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Сроки реализации программы курса.

Изучение курса «Проектная деятельность » Билингвального отделения    рассчитано на 64 учебных часа и вводится в процесс обучения в  8 классе и продолжается в 9 и 10 классах   при нагрузке 2 часа в неделю. Предложенный материал  курса может применяться для категории учащихся с высоким и средним уровнем обученности. Объем и содержание учебного материала данного  курса позволяют   учащимся защитить проект  и получить международный Сертификат , дающий право продолжить образование на французском языке в России и  во Франции.

Принципы отбора и структурирования материала

Отбор содержания и структурирование материала основан на принципах:

  • Индивидуального подхода, т.е.  учёта индивидуально-психологических особенностей учащихся, что проявляется  в отборе предметного содержания проекта и речи, которое соотносится с реальными задачами современного общества и межкультурного общения.
  • Принцип новизны. По степени новизны материала для  учащихся  программа включает в себя знания базового уровня французского языка и информатики, подлежащие более углубленному изучению, а также  совершенно новые знания, которые не изучаются на базовом уровне, но необходимы в рамках тематики курса.
  • Принцип деятельностной направленности ориентирован на формировании коммуникативных умений во всех видах иноязычной речевой деятельности, развитие УУД, получение учащимися опыта учебно-познавательной, коммуникативной практической и  творческой деятельности за счет включения в создании конечного продукта, как результата коллективной работы.
  • Принцип диалога культур. Моделирование ситуаций диалога культур на материале  курса позволяет учащимся  сравнивать особенности национальной культуры и культуры  Франции.  Реализация данного принципа способствует формированию у учащихся в условиях иноязычного учебного общения,  речевого и социокультурного такта, вежливости, непредвзятости, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, лучшее осознание своей культуры, а также готовности к общению и сотрудничеству с людьми в поликультурной среде.

Формы обучения

Организация учебного деятельности осуществляется через рациональное применение интерактивных методов обучения, методов информационно-коммуникационных технологий, а также системы проблемных методов и приёмов: эвристической беседы, проблемного изложения-диалога, проблемных задач, проблемных речевых ситуаций, проблемных заданий, проблемных вопросов, метода проектов.  

Основные организационные формы проведения занятий: теоретические занятия, которые проходят в форме эвристической беседы, и  практических занятй, которые включают в себя:

  1. учебные упражнения, в ходе которых  формируются, закрепляются или контролируются УУД создания проекта и в соответствии с  темами, сферами, и ситуациями общения в процессе создания проекта;
  2. коммуникативные упражнения, направленные на формирование речевой   компетенции  в ходе которых происходит реальный обмен информацией между участниками общения в беседе, диалоге, полилоге, ролевой игре.

Проектная деятельность - инновационная, так как предполагает преобразование реальности на базе технологии, позволяющей унифицировать, осваивать и усовершенствоваться.

Задача состоит в том, чтобы научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, включающее универсальные умения   :

·        Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

·         Принимать самостоятельные аргументированные решения.

·         Работать в команде, выполняя разные социальные роли.

-         Вести     исследовательские дискуссии.

·         Использовать научные методы  исследований

·        Понимать значимость конечного продукта ( осуществлять    рефлексию)

-        Овладевать умениями критического мышления.

 

При разработке рабочей программы  учитывалось соответствие формирования умений и навыков сфер индивидуальности:

- интеллектуальной;

- мотивационной;

- эмоциональной;

- волевой;

- сферы саморегуляции;

- предметно-практической;

- экзистенциальной.

Доминирующая в проекте деятельность:

·        исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная),

·        ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).

 Характер контактов

·        внутришкольный;

·        региональный;

·        международный

Количество участников проекта

·        индивидуальные;

·        парные (между парами участников);

·        групповые (между группами участников).

Продолжительность проекта

·        средней продолжительности (от недели до месяца);

·        долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Доминирующая в проекте деятельность:

·        исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная),

·        ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).

Характер контактов

·        внутришкольный;

·        региональный;

·        международный.

 Этапы проведения проекта

1. Представление проблемной ситуации:

- вербально;

- с помощью видеоряда;

- с помощью мультимедийных средств.

2. Мозговая атака.

3. Обсуждение.

4. Выдвижение гипотез.

5. Определение типа проекта.

6.  Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.

7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.

8. Самостоятельная   исследовательская,   поисковая   работа учащихся в соответствии со своим заданием.

9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных

10. Оформление результатов проектной деятельности.

11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.

12. Выдвижение,  прогнозирование  новых  проблем,  вытекающих из полученных результатов.

13. Самооценка, внешняя оценка.

Критерии внешней оценки проекта

1.  Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.

2.  Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.

3. Активность  каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

4. Коллективный характер принимаемых решений.

5. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.

6. Необходимая    и   достаточная    глубина    проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.

7. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.

8. Эстетика оформления результатов проекта.

9. Умение отвечать на вопросы оппонентов.

Преимущества метода проектов

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.                                       

Предполагаемые результаты

Выпускник научится: 

  • представлять результат своих исследований в монологической речи,  выстраивая правильное коммуникативное поведение, соблюдая нормы речевого этикета; умениями и навыками  анализа   аутентичной иноязычной специальной литературы с целью извлечения полезной информации, её перевода, реферирования и аннотирования, синтеза, умением критически оценивать и интерпретировать полученную информацию, выразить своё мнение;
  • умением письменно и устно излагать на французском языке  результаты проектной деятельности,  в том числе через создание мультимедийной презентации, брошюры, проспекта, телерепортажа.

Выпускник сможет научиться:

  •  делать выбор  и принимать решения,
  • осознавать чувство причастности и ответственности за принятие решений;
  •  выстраивать  систему взаимоотношений с людьми, принимая позицию сотрудничества;
  •  оценивать « свой» и «чужой»  продукт, формировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме;
  • создавать и представлять конечный продукт совместной деятельности на французском языке, в соответствие с международными требованиями.

Контрольно-диагностический инструментарий

Для мониторинга знаний и умений учащихся   программы  курса предусмотрены различные виды текущего контроля, осуществляемого в процессе выполнения практических занятий в форме:

  1. устного контроля диалогической, монологической речи, чтения в рамках проблематики проекта и  ситуаций курса;
  2. письменных самостоятельных работ с различными видами заданий, мультимедийных презентаций, созданных учащимися в ходе изучения тем курса;
  3. итоговый контроль по окончании курса осуществляется в виде индивидуального отчета-анализа  о проделанной работе, личном вкладе и приобретенном опыте,  презентации результатов проекта на уровне района  и последующей защиты проектной работы во Французском институте при Посольстве Франции в Москве.

Тематическое планирование  «Проектная деятельность » Билингвального отделения    8, 9,  10, 11 класс  

        Тема         Тема

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Принципы организации проектной деятельности.

2 час

2

История проектной деятельности

2

2  час минипроект

3

 Этапы проведения проекта

Что такое  проблемная  ситуация?

2 час

2 час

4

Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике

2 час

5

Создание Портфолио

2 час

2 час

6

 Выдвижение гипотез.

 Определение типа проекта.

Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.

2 час

2 час

7

Выбор стратегии исследования, использование источников информации, способы

2 час

2 час

8

Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных

2час

2час

9

 Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов

2 час

2 час

10

Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.

2 час

2 час

11

Критерии внешней оценки проекта

2 час

12

Конечный продукт проектной деятельности

2 час

2 час

13

 Результаты проектной деятельности.

Обсуждение проектов, реализованных выпускниками школы

2 час

2 час

14

 Коллективная работа над проектом

 Эстетика оформления результатов проекта

2 час

2 час

15

Подготовка к представлению проекта. Описание  индивидуального вклада в создании проекта

2 час

2 час

16

Подготовка к защите проекта

2 час

2 час

17

Защита проекта

2 час

2 час

18

 Анализ успехов и ошибок

 

2 часа

ИТОГО

64 часа

Таким образом, курс «Проектная деятельность » Билингвального отделения   рассматривается как один из  способов  реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся , при этом выдвигаются требование гибкости программ и их адаптации к склонностям и способностям учащихся. В целях повышения готовности учащихся к принятию решений,  обучающиеся  знакомятся с алгоритмом создания проекта , с потенциальными источниками информации, способами её использования. Они приобретают навык свободного владения языком, использования его как средства общения и представления результатов и значимости своего труда в диалоге с представителями других стран. По окончании изучения  курса ««Проектная деятельность » Билингвального отделения  полученный  информационный багаж знаний и умений учащихся определяет их готовность использовать речевые умения в практической коммуникативной деятельности для успешного взаимодействия со специалистами  в различных ситуациях повседневной и профессиональной  сферах общения. Расширяются возможности повышения мотивации к изучению французского языка и к обучению в целом.  Знакомя  учащихся с требованиями международного проекта, курс «Проектная деятельность » Билингвального отделения   позволяет оценить особенности  стратегии собственной страны , осознать необходимость   сотрудничества Франции и России , чтобы успешно противостоять вызовам современного мира, способствует выработке гражданской позиции учащихся , а также пониманию своей роли в последующей профессиональной жизни.

Литература

1. ФГОС основного общего образования.

2. Примерная программа  по французскому языку Министерства образования и науки Российской Федерации для основной школы  2004 г.

3. Периодические  издания МО Франции

4. Интернет ресурсы Посольства Франции

5. Материалы семинаров Билингвальных отделений школ России

www.cle-inter.com

www.edufle.net

www.francomanie.ru

www.ambassadefrance.com

www.tv5.org.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...