Сопровождение введения второго иностранного языка в образовательную деятельность
статья по французскому языку по теме

Украинец Елена Станиславовна

Выступление на ГМО учителей иностранного языка на тему " Сопровождение введения второго иностранного языка в образовательную деятельность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопровождение введения второго иностранного языка в образовательную деятельность

Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира – общепризнанно, что в информационно-технологическом обществе XXI века – определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность максимально использовать ее интеллектуальный потенциал, развивать прогрессивные технологии. В связи с происходящей модернизацией системы образования в России усиливается роль иностранных языков в воспитании всесторонне развитой личности.

За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромный спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения.

Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста, как средство гуманитаризации и гуманизации общества, макрофактор, объединяющий государства и народы, средство социализации. Более того, сегодня уже совершенно очевидно, что владение одним иностранным языком для решения проблем профессиональной, а значит, экономической и социальной защищенности, недостаточно. Во многих российских школах вводится изучение второго или третьего иностранного языка. 

В настоящее время соотношение в школе изучаемых иностранных языков резко изменилось в пользу английского языка. Знать английский нужно обязательно – это язык современного глобального сообщества, Интернета и мира науки. С другой стороны, развитие отдельных регионов мира идет по своим законам, и там продолжают доминировать национальные языки. Потенциально перспективными для изучения будут языки тех стран, которые активно развивают торгово-экономические отношения с Россией.

Вскоре английским будут владеть все, и он уже не даст значительных конкурентных преимуществ, тогда как знание немецкого или французского по-прежнему высоко востребовано.
Основными партнерами России по внешней торговле на сегодня являются страны Европейского союза. Самые активные участники – Германия, Франция, Нидерланды, Италия и Китай.

В создавшейся ситуации единственным выходом для сохранения в наших школах других европейских языков является введение второго иностранного языка.

Практика обучения иностранным языкам показывает, что трудности овладевания каждым новым иностранным языком убывают примерно вдвое по сравнению с усилиями, затраченными на изучение предыдущего языка. Второй язык требует половины труда, необходимого на усвоение первого, третий - четверть этого труда и т.д. Эту закономерность подтверждает так называемый закон Чернявского, старейшего полиглота нашей страны (Чернявский Евгений Михайлович говорит на 15 языках, переводит с 30, преподает 12).

      Во многих школах городов и регионов России уже складывается определенный опыт изучения учащимися не одного, а двух и даже трех иностранных языков.

      Под целью обучения второго иностранного языка понимается формирование коммуникативной компетенции во втором иностранном языке на основе коммуникативных умений учащихся в родном и первом иностранных языках, а также на основе сформированных ранее общеучебных умений, как на межъязыковом, так и на межпредметном уровнях. При этом коммуникативная компетенция определяется как способность к сознательному общению с представителями других культур.

Что касается средств обучения, то в настоящее время созданы специальные учебно-методические комплекты по второму иностранному языку, а именно УМК «Синяя птица».

Линия учебно-методических комплексов по французскому языку как второму иностранному «Синяя птица» (авторы: Береговская Э.М., Белосельская Т.В., Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю.) предназначены для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Учебники линии - первые учебники французского языка, разработанные совместными авторскими коллективами России и Франции при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Посольства Франции в России, МИД Франции. В создании линии принимали участие ученые Международного центра педагогических исследований в Севре (Франция), издатели (издательство «CLE International»), художники и дизайнеры двух стран. Линия успешно использовалась с 1993 года и была переработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Обновленные УМК адресованы учащимся, начинающим изучать французский с 5 класса в качестве второго иностранного языка. Особенностью всех книг серии «Синяя птица» является применение современных технологий обучения, коммуникативная и социокультурная направленность, использование аутентичных материалов, продуманная система упражнений, четкая структура и современный дизайн. Учебно-методический комплекс (УМК) «Синяя птица» выпускает издательство «Просвещение».

Цель курса: формирование коммуникативной компетенции, проявляющейся в способности и готовности учащихся к межкультурному взаимодействию в самых разных ситуациях общения, а также развитие личности каждого ребенка посредством изучения иностранного языка.

Учебники французского языка Береговской Э.М., Белосельской Т.В., Селивановой Н.А., Шашуриной А.Ю. включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).

Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).

Состав УМК по французскому языку «Синяя птица» для 5-9 классов:
- Учебники c электронными приложениями (на сайте издательства). 5, 6, 7-8, 9 классы. Авторы: Береговская Э.М., Белосельская Т.В. (5 класс); Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю. (6-9 классы).
- Рабочая тетрадь. 5 класс. Автор: Береговская Э.М.
- Книга для чтения. 5 класс. Автор: Береговская Э.М.
- Сборники упражнений. 6, 7-8, 9 классы. Авторы: Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю.
- Книги для учителя. 5, 6, 7-8, 9 классы. Авторы: Береговская Э.М., Гусева А.В., Цурцилина Н.Н. (5 класс), Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю. (6-9 классы).
- Рабочие программы. 5-9 классы. Автор: Селиванова Н.А.

Учебники французского языка «Синяя птица» созданы на основе современных методологических и страноведческих подходов в изучении иностранного языка. Каждый учебник имеет четкую однородную структуру, разворотный принцип построения учебного материала. Задания и упражнения в совокупности с учебным текстовым и наглядно-иллюстративным материалом представляют градуированную систему, где каждая новая стадия обучения осуществляется на новом, более совершенном уровне, опираясь на ранее усвоенные знания, умения и иноязычные речевые компетенции, совершенствуя их и развивая новые. Предложенная авторами система упражнений предполагает переход от репродуктивно-продуктивного уровня к творческому переосмыслению речевого материала и развитию речевой инициативы, от учебной деятельности как умения учиться к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития. Разнообразный речевой материал, современные коммуникативные диалоги, фабульные тексты, стихи, песенки, игры, комиксы, страноведческий материал - все это позволяет не только развивать мышление и память учащихся, но и формировать их эстетический вкус и творческие способности. Учебники написаны живым разговорным французским языком.

Рабочая тетрадь является неотъемлемым компонентом УМК «Синяя птица» для 5 класса общеобразовательных учреждений. Рабочая тетрадь включает вводный курс, согласующийся с вводным курсом учебника, тренировочные упражнения по всем блокам учебника, грамматический справочник, французско-русский и русско-французский словари.

Сборник упражнений тематически связан с учебником. В нем предусмотрены различные виды упражнений как тренировочного, так и творческого характера, стимулирующие речемыслительную активность школьников, их творческую самостоятельность.

Книга для чтения является неотъемлемой частью УМК по французскому языку «Синяя птица» для 5-го класса. Она включает легкие занимательные тексты, построенные на пройденном языковом материале, стихи, комиксы, головоломки, песни, разнообразные творческие задания. Книга предназначена для дополнительного чтения под руководством и контролем учителя.

Аудиокурс (электронное приложение на сайте издательства) является неотъемлемым компонентом УМК по французскому языку «Синяя птица» для каждого класса. Задача аудиоприложения – способствовать формированию и совершенствованию важнейшего вида речевой деятельности – аудирования. На диске представлены тематические диалоги, письма, тренировочные упражнения к ним и тесты, аутентичные страноведческие материалы и поэтические тексты учебника, записанные носителями языка. Использование аудиокурса будет способствовать формированию правильного французского произношения, аутентичной и естественной мелодике и ритмике французской речи.

Книга для учителя является составной частью УМК по французскому языку «Синяя птица». В ней содержатся методические рекомендации по работе с учебником и сборником упражнений, ключи к упражнениям учебника и сборника, примерные разработки уроков разных типов и другие материалы в помощь учителю.

В рабочей программе, предназначенной учителям 5-9 классов общеобразовательных организаций, преподающим французский как второй иностранный язык по линии учебников «Синяя птица», представлены сферы и темы общения, социокультурные знания и умения, методические подходы в работе с источниками информации, языковой и речевой материал, обслуживающий разные задачи и тематику общения, а также требования к уровню владения коммуникативными умениями. В ней нашли своё отражение новое содержание образования и современные подходы к обучению иностранному языку на среднем этапе школьного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение второго иностранного языка. Плюсы и минусы.

Введение второго иностранного языка. Плюсы и минусы....

Конспект открытого урока по немецкому языку (второй иностранный) в 8 классе Тема: Unsere Feste УМК «Немецкий язык. Второй иностранный язык» серии «Горизонты» М.М. Аве-рин, Ф. Джин, Л. Рорман, Г. Ризу

Цели урока: научить учащихся слушать и понимать, читать и понимать краткие монологические высказывания по теме «Наши праздники»....

Выступление "Немецкий после английского. Раскрытие образовательного потенциала немецкого языка как второго иностранного языка"

В данном выступлении рассказывается о необходимости и целях изучения второго языка, актуальности изучения немецкого языка как второго иностранного, преимуществах изучения языковой пары английский+неме...

Система оценивания образовательных достижений по предмету "Французский язык. Второй иностранный язык".

Система оценивания образовательных достижений по предмету "Французский язык. Второй иностранный язык"....

Статья "К вопросу введения второго иностранного языка"

   В начале 2015-2016 учебного года Министерство образования и науки рекомендовало ввести второй иностранный язык в учебные планы общеобразовательных учебных заведений страны. Это нов...